Перетягивание тарифа

Дата публикации: 16 февраля 2004

Президент против тарифов ОСАГО

Федеральный закон «Об обязательном страховании автогражданской ответственности владельцев транспортных средств» вступил в силу с первого июля 2003 года. Тарифы на страхование автотранспорта рассчитываются исходя из базовой ставки в размере 1 980 рублей.

Еще во время разработки закон об ОСАГО подвергся жесткой критике. Противники обязательной «автогражданки» в качестве основного недостатка закона называют высокий базовый тариф, который не предусматривает льготы для социально незащищенных слоев населения. «Антисоциальность» ОСАГО брали на вооружение депутаты Госдумы, которые примерили на себя роли народных защитников и попытались блокировать закон, но их попытка провалилась. Тем не менее даже Президент России Владимир ПУТИН критикует закон об ОСАГО. Министерству финансов РФ поручено поработать над снижением стоимости страховки.

Автострахование в цифрах

Однако у страховщиков есть свое мнение на счет размеров тарифов и реализации закона об ОСАГО. Они апеллируют к опыту развитых стран и утверждают, что закон об «автогражданке» позволит России сделать шаг в цивилизованное общество. Страховщики называют стоимость полиса слишком скромной и заинтересованы в повышении тарифов. Как говорят представители страховых компаний, говорить об изменении цены ОСАГО можно не ранее 2006 года. В то же время Минфин уже ведет работу над корректировкой тарифов с подачи Президента России Владимира ПУТИНА, который критикует высокую цену на полисы «автогражданки».

Российский союз автостраховщиков (РСА) — это общероссийское профессиональное объединение страховых компаний, которые осуществляют обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. РСА учрежден 8 августа 2002 года крупнейшими страховыми компаниями страны. Союз был создан для обеспечения взаимодействия между автолюбителями и страховщиками. Возглавляет РСА бывший гендиректор РОСНО Евгений КУРГИН.

Президент Российского союза автостраховщиков Евгений КУРГИН остановился на промежуточных итогах осуществления обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Согласно официальным данным, за время действия закона (второе полугодие 2003 года) 149 страховых компаний продали 12,9 млн полисов ОСАГО. Объем страховых премий за июль-декабрь составил 24 831 981 617 рублей. Средняя стоимость полиса в России — 1 922 рубля. За первые полгода страховщики осуществили выплат на сумму более 1,2 млрд рублей. Наиболее продуктивным для страховщиков стал декабрь 2003 года, когда компании продали 8 млн полисов ОСАГО.

Цены на страховку: вверх или вниз?

Присутствовавший на конференции депутат Госдумы Владимир ТАРАЧЕВ был одним из разработчиков закона об ОСАГО. Он подробно рассказал о ситуации вокруг закона об «автогражданке» в парламенте. По его словам, парламентарии очень озабочены результатами работы компаний-страховщиков. Их не устраивает соотношение сборов и выплат по ОСАГО. Депутат допустил, что тарифы на «автогражданку» были завышены, поскольку разрабатывались самими страховщиками и были основаны на добровольном автостраховании.

Вскоре закон об ОСАГО ожидают перемены. Эти перемены обусловлены объективными экономическими причинами: тарифы на ОСАГО должны быть рыночными, а не фиксированными. «Автогражданка» — убыточный вид страхового бизнеса. Размер убытков достигает 75-80 процентов. Не исключено, что в законе появятся льготы, хотя РСА, который лоббирует интересы компаний-страховщиков, против каких-либо поблажек. Возможность введения льгот депутат объяснил политическими причинами.

ГАИ не справляется

Владимир ТАРАЧЕВ опроверг слухи о кардинальной смене тарифов ОСАГО, которая якобы ожидается в марте. «Чтобы менять что-либо в законе, необходимо основываться на статистике, — изрек депутат. — А первые статистические данные, которые можно было бы взять за основу, появятся не ранее июля 2004 года, когда пройдет ровно год с начала действия закона».

Также депутат сказал о неожиданных проблемах в механизме реализации закона, с которыми довелось столкнуться простым страхователям. Одна из главных сложностей — это «пробки», которые возникают в ГАИ из-за наплыва пострадавших. Чтобы получить выплату в страховой компании, пострадавшему необходимо получить справку формы № 11. Вопреки прогнозам страховщиков, автолюбители теперь регистрируют даже мелкие ДТП, чтобы получить страховое возмещение. Представители страховых компаний теперь ведут усиленную работу над тем, чтобы разбирать мелкие аварии самостоятельно, не привлекая ГАИ.

Обман на большой дороге

Еще один момент, который вызвал массу вопросов журналистов, — это страховое мошенничество. С введением ОСАГО этот вид преступного бизнеса приобрел невиданные размеры. По словам председателя комитета по противодействию страховому мошенничеству Российского союза автостраховщиков Юрия РЕШЕТНЯКА, из общего объема выплат 10-20 % — это выплаты таким вот «бизнесменам». Представитель РСА предположил, что в повышенном интересе криминалитета к ОСАГО виноваты многочисленные рассказы о сверхприбылях, которые получают страховые компании, что действительности не соответствует, подчеркнул Юрий РЕШЕТНЯК.

Борьба со страховым мошенничеством — дело для страховщика трудоемкое как в техническом, так и в юридическом плане. Господин РЕШЕТНЯК посетовал на пробелы в отечественном законодательства. В самом деле, в Уголовном кодексе РФ нет понятия о страховом мошенничестве. В РСА очень надеются на изменение ситуации и ждут поправок в Уголовный кодекс, которые способны изменить положение, говорит страховщик.

Доказать факт обмана подчас очень сложно. Ведение дел отнимает массу времени. Однако страховщики не будут опускать руки и продолжат работу по противодействию преступникам. По словам Юрия РЕШЕТНЯКА, в этих условиях важна работа собственной службы безопасности, поскольку страховые мошенники наносят значительный ущерб.

Новые технологии обмана

Обманывать страховую компанию могут не только представители организованной преступности, но и обычные граждане. Новый подвид страхового мошенничества — это сговор клиента с оценщиком, который может «насчитать гораздо больше, чем есть на самом деле».

Как сказал Юрий РЕШЕТНЯК, основным барьером к развитию страхового мошенничества в РСА станет единая база данных «Спектр», в которую будут включены все аналитические данные и статистика. «В информационном обмене уже 12 компаний, — говорит Юрий РЕШЕТНЯК. — К середине 2004 года их количество увеличится до 30, а это — около 90 процентов всего российского рынка „автогражданки“. Кроме того, РСА готов учредить премии для сотрудников ГАИ, которые будут способствовать разоблачению преступников.

Обещанного три года ждут

В заключение конференции страховщики поделились опытом работы на ниве ОСАГО. С точки зрения страхового бизнеса, ОСАГО пугает компании стремительным увеличением своей убыточности. Этот показатель каждый месяц растет на 7,5 %. По словам руководителя Департамента автострахования Росгосстраха Валерия НИКИТИНА, убыточность достигнет своего пика через полтора-два года. „Только тогда мы сможем со всей уверенностью говорить о том, в какую сторону необходимо изменить тарифы, — констатирует страховщик. — Возможно, базовую ставку или коэффициенты придется увеличивать“.

Но пока Минфин, с подачи Владимира ПУТИНА, решает вопрос об их снижении. Точку во всех спорах вокруг того, что нужно делать со стоимостью „автогражданки“, поставил генеральный директор страховой компании „Согласие“ Игорь ЖУК. „Годом ответов на все вопросы по ОСАГО станет 2006-2007, — с уверенностью сказал он. — У страховщиков появятся все необходимые статистические данные, и только тогда можно будет говорить о каких-то изменениях“. А пока страховщикам остается продолжать работу на тех же условиях.
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2004/02/6/peretyagivanie_tarifa