Все рубрики
В Омске пятница, 29 Марта
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 92,2628    € 99,7057

Ян СКОПИН: "Вино — это философский напиток. Он не терпит суеты"

4 августа 2004 14:40
0
2810

1 августа отметила десятилетний юбилей компания ФЭТ — один из лидеров алкогольного рынка Омска. Чтобы занять свою нишу в оптовой торговле качественным алкоголем, фирма поставила главной своей задачей оказание клиентам комплекса услуг: от маркетинговых программ до составления карты вин для ресторанов и обучения персонала. ФЭТ является организатором ежегодного конкурса барменов «Золотой шейкер», проводит обучающие семинары с дегустациями, повышающие профессиональное мастерство партнеров компании. О том, какой путь прошла фирма в своем развитии, перспективах бизнеса и философии потребления корреспонденту «КВ» Елене МИХАЙЛОВОЙ рассказывает генеральный директор фирмы ФЭТ, глава Западно-Сибирской ассоциации сомелье Ян СКОПИН.

— Ян Борисович, совершим краткий экскурс в историю. С чего все начиналось?

— Как ни удивительно, компания изначально была создана для весьма смелого по тем временам проекта торговли дорогим алкоголем. Однако вскоре ситуация изменилась. Те люди, с которыми мы намеревались сотрудничать, переориентировали бизнес и занялись другим делом. Однако мы от своей идеи не отказались, хотя поначалу не вполне определились с ассортиментом, куда входили конфеты, печенье, шоколад, минеральная вода, соки и в том числе алкоголь. Но уже в апреле-мае 1995 года мы четко решили заниматься только качественным алкоголем. В то время в России было уже понятие элитного алкоголя, однако, бывая за границей, я видел, что этот товар продается в обыкновенных хороших магазинах далеко не самых элитарных районов. В общем, за границей этот товар был нормой. Конечно, там присутствовал некий слой продукции очень высокой ценовой категории и ограниченных серий выпуска, но не он был основой ассортимента. В 1995 году у нас была открыта первая розничная точка, это был отдел в универсаме на Рабиновича.

— Какой принцип явился для вас базовым при организации бизнеса?

— С самого начала мы очень трепетно относились к документам, сопровождающим процесс продажи. Компания изначально была полностью легальной. Мы никогда не предпринимали попыток экспериментировать с законом — с «серыми» или не совсем законными оборотами. Считали и считаем, что такая овчинка выделки не стоит. Мы хотим долго быть на рынке, а потому дорожим своим честным именем как по отношению к потребителю, так и по отношению к государству. К слову сказать, только в апреле 1995 года государство начало различать оптовую и розничную торговлю алкоголем и ввело первые акцизные сборы. Потом не было ни одного года, чтобы мы не встретились с какими-либо законодательными нововведениями. Отчасти это даже помогало нам, потому как настрой на некую гибкость и мобильность присутствовал априори в самой концепции работы на легальном алкогольном рынке. Мы одни из первых получили оптовую лицензию и таковыми остаемся.

— Вы развивались параллельно ресторанному бизнесу, который с вами очень тесно связан. На каких правилах вы строите свое сотрудничество?

— За этим развитием очень интересно было наблюдать. У ресторанного бизнеса в Омске очень неплохие перспективы, однако хороший концептуальный ресторан — это немалые вложения: в мебель, посуду, оборудование, обучение персонала. Такого рода бизнес очень медленно возвращает деньги, и то, что, к примеру, «с нуля» открылся новый ночной клуб XL, хороший показатель. Значит, люди инвестируют свои деньги в наш город. Это политически очень серьезный момент: когда частный бизнес открывает такие предприятия, это говорит о доверии к городу, области, государству. Наши отношения мы изначально строили как партнерские, а значит, могли спрогнозировать, во что выльется тот или иной проект. Это помогало нам так формировать ассортимент, чтобы «оставить в нашем портфеле» только тех поставщиков, которые предоставляют качественный продукт по реальной цене.

— Кто стал вашим основным поставщиком?

— В апреле 1995 года мы подписали контракт с компанией «Сварог». Они старше нас на два года. На первый юбилей мы подарили им оригинал первой накладной, по которой была осуществлена поставка уже осознанно подобранного товара. Это очень тронуло наших партнеров. Выбор поставщика — очень важная для нас тема, потому что надо здесь учитывать два момента — подлинность происхождения алкогольных напитков и потребительские свойства продукта. Сейчас вина, прежде чем попасть в наш прайс-лист, проходят документальную экспертизу, потому как нашими основными клиентами являются магазины и рестораны. Если мы не предоставим качественный продукт в полном объеме (а для магазина, например, качественность — это наличие необходимых сопроводительных документов и сертификатов, без чего нельзя продать товар покупателю), бессмысленно надеяться на продолжение отношений. Второе — экспертиза потребительских свойств товара. У нас есть группа дегустаторов, имеющих хороший опыт в общении с вином. В ноябре прошлого года один из наших сотрудников участвовал в конкурсе сомелье и набрал 28 баллов. Уровень в тридцать баллов был проходным в полуфинал. Москвичи оценили выступление омича как очень хорошее, если учесть волнение и отсутствие опыта таких соревнований. Мы проводим дегустацию алкоголя, заполняем оценочные листы, на основе которых и принимаем решение брать этот товар в работу, включать в ассортимент или нет. Один из важнейших критериев — соотношение цены и качества продукта: мы стараемся, чтобы эта оценка была как можно более объективной. Мы плотно сотрудничаем с Российской ассоциацией сомелье и, в принципе, можем предоставить любой розничной точке, любому ресторану продукцию самого высокого качества.

— Вы обучаете не только персонал, но также и потребителя?

— Мы инициировали создание «винных курсов» на базе «Винных погребов» на улице Пушкина. Обучено уже несколько групп, и люди, по их отзывам, по-новому взглянули на вино и на алкоголь. В общем-то, мы занимаемся вкусом, а не алкоголем как таковым. Наша цель — нести культуру в массы, и надеемся, что поставляемый нами продукт будет нравиться людям в первую очередь своими вкусовыми характеристиками.

— В известном смысле винный бутик — это не магазин, а клуб по интересам. Недавно «Винные погреба» появились в городке Нефтяников. Почему именно там?

— Омск достаточно большой город: расстояние от Нефтяников до центра велико. В новом магазине не будет очень дорогих позиций, но, тем не менее, там представлен очень сбалансированный ассортимент. Но на самом деле мы не занимаемся розничной торговлей. «Винные погреба» на Пушкина — это наш клиент, который больше ни у кого не покупает, кроме как у нас. Кроме этого, они откликаются на все наши маркетинговые программы, став проводником идей винопития. Отличие погребов от гастрономов и супермаркетов в том, что люди там делают покупки неспешно, у них есть время для того, чтобы поговорить с консультантами и получить обстоятельные, содержательные ответы. Мы не пропагандируем продажу конкретной торговой марки, а стараемся дать людям информацию, на основе которой они уже сами сделают выбор.

— Вы весьма молодой человек, но помните, наверное, известную фразу о том, что «кадры решают все». Ваши кадры — какие они?

— Здесь нет двух мнений: мне очень повезло с коллективом. Есть у нас люди, которые работают практически с самого начала, например, главный бухгалтер Надежда КАРТАШЕВА. В первые годы, когда у нас еще не было опыта, она помогла правильно вести экономическую политику. Ее советы спасли нас от разрушительных последствий дефолта 1998 года. Начальник отдела продаж Алексей ВОЛОБУЕВ — тоже очень давно работает в компании, руководитель отдела закупок Андрей БЕЛЯВ — более семи лет с нами. Это наш костяк, к которому подтянулось еще много замечательных людей. Все они профессионально подготовлены, умеют работать в команде: именно этим мы сильны. Наш коллектив насчитывает 120 человек, и мы планируем развиваться дальше. В 2004 году ФЭТ открыл свое представительство в Новосибирске. Там образовался своего рода «провал» в винной теме, и мы этим воспользовались: заключили контракты с ключевыми ресторанами и розницей по дорогому ассортименту.

— Нельзя стать чемпионом мира, занявшись спортом в тридцать лет. Может быть, по аналогии, если потребитель с молодости не узнал особенностей качественного вина, то он их уже и не поймет? Вкус не появится.

— Как раз таки появится. Целевая аудитория потребления хороших вин — люди старшего возраста. В мировой практике считается, что чем старше человек, тем больше у него потенциальных возможностей приобщения к потреблению именно вина как к процессу. У французов есть такое сравнение. В юности человек ходит на вечеринки, пьет алкоголь в коктейлях и легкий коньяк категории VS и не старше того. Потом человек растет по службе, у него появляется семья, его уже интересуют не дискотеки, а рестораны, и он начинает пить вина и коньяк более выдержанный, более мудрый. Затем, когда мужчина подходит к возрасту 45-50 лет, а семейный врач ему говорит, что нужно позаботиться о здоровье, он переходит на еще более солидный коньяк категории XO и старше и выпивает сорок-пятьдесят грамм за вечер, сидя у камина. Или бокал вина. Это нормальное возрастное явление. Вино — это философский напиток, он не терпит суеты. Есть и еще один момент — правильность употребления. По неопытности многие, отдав немалые деньги за бутылку хорошего вина, неправильно его употребляют. К примеру, белое вино пьют слишком теплым (а оно требует охлаждения до 8-10, максимум до 12 градусов Цельсия), либо неверно выбирают бокал. Это и есть то самое отсутствие культуры. Между тем в Омске уже есть потребители, которые серьезно разбираются в винах. Есть любители французского, итальянского, испанского вина.

— Есть мнение, что питие вина в Сибири — это сезонное занятие. Скорее всего в этом есть смысл: появится ли желание выпить бокал вина в тридцатиградусный мороз? Скорее — стопочку водки. Это тоже философия.

— Вы знаете, в России водка не философия, в России это — жизненная реальность. В северных странах употребляют более крепкие напитки, поскольку в таком сопровождении жирная и тяжелая пища легче усваивается организмом. А вино как таковое — это некая приправа к еде, вином можно запивать еду. Можно сопровождать ее соусом, это не прямая аналогия, но что-то из этой области... Технология производства водки такова, что производитель старается сделать продукт как можно более чистым и прозрачным: однако чем качественней спирт, тем меньше в нем остается вкуса природного сырья. Я всегда говорю, что если уж человек хочет напиться, то только водкой. Ни коньяком, ни вином этого делать нельзя — они должны нести радость вкуса. Здесь важен процесс потребления, а не физиологический результат. Конечно, можно сказать, что водка воспринимается как патриотический продукт. Пожалуйста, есть много хорошей водки даже омского производства. Мы как-то угощали итальянцев пельменями и окрошкой под водку, и они отозвались очень восторженно. Однако статистика — российская и мировая — показывает, что самые быстрорастущие рынки — минеральной воды без газа, пива, соков и вина. Это просто-напросто здоровый образ жизни.

БИОГРАФИЯ

Ян Борисович родился 5 апреля 1968 года в Омске.
После окончания средней школы № 73 поступил в Сибирский автомобильно-дорожный институт на факультет промышленного и гражданского строительства. В 1986 году был призван в ряды Советской Армии. Служил в Бийске Алтайского края в войсках связи.
После возвращения из армии продолжил обучение в институте, однако предпочел обучение не заканчивать.
Во время перестройки начал собственное дело — занялся звукозаписью.
С 1994 года — директор и учредитель фирмы ФЭТ. Учится в Школе бизнеса Открытого Британского университета.
Регулярно посещает спортзал. Предпочитает отдыхать, катаясь на горных лыжах в России и Казахстане, полагая, что соотношение цены и качества на постсоветских горно-лыжных курортах наиболее приемлемы.

Елена Михайлова 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий

Сбер повысил ставки по вкладам для пенсионеров

Надбавка к процентной ставке составит 0,4 п.п. по вкладам «Лучший %» для массовых клиентов, СберВклад и «Управляй» для массовых и премиальных клиентов

28 марта 22:24
0
160



Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.