Владимир УКСУСОВ: "При нынешних тарифах через три-четыре года ОСАГО станет убыточным"

Дата публикации: 25 апреля 2005

Страховая компания „Омск-АСКО“, которая в этом году отмечает 15-летний юбилей, была первой негосударственной компанией в Омске. За прошедшие годы „Омск-АСКО“ не только не ушла с рынка, как многие местные страховщики, но и продолжает удерживать лидирующие позиции по многим видам страхования. О том, чем живет компания сегодня, корреспонденту „КВ“ Дмитрию СВЕТЛОВСКОМУ рассказал генеральный директор ЗАО „АСК “Омск-АСКО» Владимир УКСУСОВ.

— Кто является учредителем ЗАО «АСК „Омск-АСКО“?

— Единственным учредителем компании на сегодняшний день является физическое лицо, Андрей МИХЕЕВ. Поначалу „Омск-АСКО“ входила в холдинг „АСКО“, работавший на территории всего СНГ. 51% компании принадлежал холдингу, а 49% — омскому учредителю. Но к середине 90-х годов у „АСКО“ настали тяжелые времена, и холдинг практически не принимал участия в судьбе дочерних компаний. А поскольку в связи с требованиями законодательства страховщикам нужно было постоянно увеличивать свой уставный капитал, доля холдинга оказалась размытой и практически свелась к нулю.

— И какой уставный капитал у компании сейчас?

— Оплаченный уставный капитал составляет 21 млн рублей. Кроме того, у нас есть еще достаточно крупные собственные средства, и еще в этом году мы планируем направить на увеличение уставного капитала большую часть прибыли. Так что к концу года уставный капитал достигнет 30 млн рублей. По Закону „О страховой деятельности“, вступившему в силу 17 января этого года, мы должны иметь такой уставный капитал к 1 июля 2007 года.

— Какое место занимает „Омск-АСКО“ на страховом рынке?

— Среди компаний, входивших в систему „АСКО“, мы занимаем одно из первых мест. Более того, по итогам прошлого года мы входим в число 150 крупнейших страховых компаний России. В прошлом году только по добровольным видам страхования мы собрали 111 млн рублей и 40 млн — по ОСАГО. Выплатили, соответственно, 70 млн и 15 млн. По ОСАГО мы в Омске на третьем месте после Росгосстраха и „РЕСО-Гарантии“, у нас более 20 тысяч договоров. И это при том, что лицензии на этот вид деятельности мы не имеем, поскольку для того, чтобы получить лицензию, надо иметь представительства во всех регионах страны. Для региональной страховой компании это нереально. Поэтому мы продаем полисы по агентскому договору с новосибирским Росстрахом.

— Кстати, говорят, что омский филиал Росстраха был создан на базе вашей компании „Прииртышье“?

— Не совсем так. После того как у „Прииртышья“ была отозвана лицензия, на его базе было создано ООО „Прииртышье-Плюс“, которое работает как страховой брокер. То есть продает полисы разных страховых компаний, в том числе и наши и Росстраха. А филиал Росстраха — это отдельная, независимая от нас структура.

— А с чем был связан отзыв лицензии?

— С тем, что „Прииртышье“ было создано как областная страховая компания, работавшая только на сельском рынке. И когда было введено требование об увеличении уставного капитала страховых компаний до 30 млн рублей, мы посчитали, что эта сумма с объемами „Прииртышья“ никогда не окупится. Поэтому компания и была ликвидирована.

— Считается, что для того, чтобы выжить в борьбе с крупными московскими страховщиками, региональная компания должна найти свою нишу. У вас эта ниша есть?

— Да. Наша ниша — это работа с физическими лицами, а также с мелкими и средними предпринимателями.

— Но ведь с физлицами работают многие крупные страховщики...

— Структура большинства филиалов московских страховых компаний не позволяет им работать с физлицами. Ведь в большинстве своем это три-четыре специалиста, стол, стул и телефон. Тогда как для того, чтобы работать с населением, нужно иметь нормальные офисы, развитую агентскую сеть. Кроме того, нужно быть нацеленным не только на сбор денег, как большинство московских страховщиков, но и на качественное обслуживание. В Омске на таком уровне работает только одна московская компания — »РЕСО-Гарантия".

— А что в этом плане можете предложить вы?

— В нашей компании работает более 400 человек, из них порядка 20 человек — в центре технической экспертизы и выплат. У нас в собственности около 4 500 квадратных метров офисных площадей. Так что у нас никогда нет очередей, недовольных и так далее. Более того, по добровольным видам страхования мы сами помогаем страхователю собрать все необходимые документы. То есть, если говорить, например, о каско, клиенту достаточно написать заявление и представить нам свою машину на экспертизу. Все остальное — наша забота, вплоть до ремонта машины, который нам позволяет провести наличие собственной станции техобслуживания. Кто еще в Омске может предложить подобное?

— То есть конкуренции вы не боитесь?

— Нет, почему же. Мы сегодня испытываем довольно сильное давление со стороны московских страховщиков. Но на самом деле если спросить любого из активно рекламирующихся крупных федеральных страховщиков, строятся ли омичи в очередь за их услугами, немногие ответят утвердительно. Потому что громкое имя в страховом деле — это не главное.

— А что главное?

— То, как долго компания работает на местном рынке и как она себя зарекомендовала. У нас порядка пяти московских страховщиков, достаточно давно и успешно работающих в Омске и имеющих неплохие показатели. Все остальные, как я уже говорил, — это мелкие подразделения, в которых работают не очень квалифицированные менеджеры. Потому что найти почти сто квалифицированных руководителей филиалов в Омске невозможно. Их здесь в таком количестве просто нет. Эти компании не имеют необходимой инфраструктуры, не имеют достаточного опыта и чересчур зависят от головных офисов в Москве. У таких компаний все очень жестко зарегламентировано. Поэтому когда я читаю про скандал с одной из страховых компаний, работающих в Омске, руководитель которой приехал из Москвы и все свалил на местного директора, я в это просто не верю. Потому что в таких компаниях директор филиала не может ни одного шага сделать без ведома Москвы. И если компания не выплачивала страховку своим клиентам, значит, такова была политика ее руководства. Тем более что в Новосибирске у этой компании точно такие же проблемы, как и в Омске.

— А по видам страхования у вас какая-то специализация есть?

— «Омск-АСКО» — достаточно универсальная компания, у нас есть лицензия на 35 видов страхования. Но в основном страхуем только по двенадцати из них. Из 111 млн, которые мы собрали по добровольным видам страхования за прошлый год, примерно 30% приходится на имущественные виды страхования. Порядка 28% — на накопительное страхование жизни. И еще около 30% — страхование от несчастных случаев и добровольное медицинское страхование. Что касается ОСАГО, в общем объеме страхования оно занимает порядка 30-32%. Это, на мой взгляд, вполне достаточный объем, поскольку через три-четыре года при нынешних тарифах ОСАГО будет убыточным. Тем более если учесть, что по поводу этого закона до сих пор не утихают страсти. Как можно называть высоким тариф в 2 500 — 3 000 рублей в год, когда на бензин даже у тех, кто ездит не очень активно, такая же сумма уходит за месяц? Но ведь по поводу цен на бензин дебаты в Госдуме никто не устраивает.
И это при том, что, сейчас, на второй год действия закона, ездить без страхового полиса стало гораздо больше людей, чем год назад. Простой пример из нашей практики: человек покупает машину в ноябре, ставит ее на учет, проходит техосмотр. А полис приобретает только в феврале, причем явно задним числом, потому что на следующее же утро после заключения договора он попадает в аварию. То, что агент продал полис задним числом, еще можно понять, хотя и по этому случаю мы будем разбираться. Но как человек смог поставить машину на учет без полиса? Как прошел техосмотр? Мы хотим обратить на эту проблему внимание руководства областной ГАИ, чтобы они с этим разобрались. Потому что когда закон не соблюдается самими органами внутренних дел, это уже ни в какие ворота не лезет.

— Многие известные в Омске страховщики начинали свою карьеру в «Омск-АСКО». Как у вас с ними складываются отношения?

— Мы смирились с тем, что «Омск-АСКО» стала своеобразной кузницей кадров для омского страхового рынка. Я рад, что многие наши работники, которые обучались у нас азам страхового дела, сейчас выросли в руководителей крупных компаний. И поддерживаю связь со многими из них, у нас очень неплохие отношения. Хотя есть и люди, которые ушли от нас, затаив обиду. Но таких, к счастью, не много.

— Предложений продать компанию вам не поступало?

— Поступали и продолжают поступать. Многие страховщики испытывают к «Омск-АСКО» большой интерес. Некоторые из них даже предлагали открыть на нашей базе свое региональное управление. Но пока ни одно из этих предложений мы не приняли, поскольку где-то нас не устроили предлагаемые условия работы, где-то по деньгам не сошлись.

— То есть в ближайшее время продажа «Омск-АСКО» не грозит?

— У нас все покупается и все продается. Но продажа компании сути не меняет, «Омск-АСКО» все равно останется в Омске. Поскольку что такое продажа? Это фактически смена акционеров. Но при этом и штат компании, и клиенты, и набор предлагаемых страховых продуктов останутся прежними. Поэтому меня как генерального директора этот вопрос особо не волнует. Ведь многие страховые компании, работающие в Омске, не раз меняли владельцев. Та же «Промышленно-страховая компания», которая сейчас входит в состав страховой группы «Уралсиб», за год трижды сменила своих владельцев. И никто не говорит, что это плохо, — наоборот. Плохой товар спросом не пользуется.

Владимир Николаевич родился 11 октября 1946 года в Омске. В 1964 году окончил среднюю школу №100. После школы проходил службу во внутренних войсках.
Вернувшись из армии, устроился на завод им. Карла Маркса учеником слесаря. Работал слесарем, начальником цеха, начальником отдела труда и заработной платы, председателем профсоюзного комитета и главным бухгалтером. В общей сложности отработал на заводе 24 года.
Параллельно работе обучался на вечернем отделении Омского государственного политехнического института, который окончил в 1972 году. В 1984 году окончил Всесоюзный финансово-экономический институт по специальности «Экономист».
В 1993 году перешел главным бухгалтером в компанию «Омск-АСКО». В 1999 году был назначен ее генеральным директором.
Женат, двое детей.
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2005/04/15/900850