"Пятерочка": пять составляющих успеха

Дата публикации: 23 января 2006

Справка «КВ»

Федеральная сеть супермаркетов «Пятерочка»

Первые дискаунтеры «Пятерочки» появились в 1999 году в Санкт-Петербурге. В том же году были открыты сразу 17 магазинов. К концу 2001 года в розничной сети «Пятерочка» работали уже 65 магазинов в Санкт-Петербурге и 15 в Москве, а годовой оборот составил 2 млн (увеличился за три года в 8 раз). В 2002 году были открыты первые супермаркеты по франчайзингу — 5 в Воронеже и 2 в Челябинске. За 2002 год оборот в Москве и Санкт-Петербурге вырос до $ 500 млн. На сегодняшний день — это самая крупная продуктовая розничная сеть России. Под брэндом «Пятерочка» работают уже 752 магазина в России, Казахстане и на Украине. В мае 2005 года «Пятерочка» сделала первичное размещение своих ценных бумаг (IPO) на Лондонской бирже. На конец 2005 года рыночная капитализация компании составила ,34 млрд.

Напомним, что первый универсам эконом-класса сети «Пятерочка» открылся в Омске 28 апреля 2004 года на улице Ватутина. Всего за три месяца была создана инфраструктура с собственным учебным центром и транспортно-складским комплексом. В декабре 2004 года «Пятерочка» открыла свой десятый по счету магазин, а сегодня в Омске работают уже 16 магазинов в четырех районах города. Ежемесячно сеть обслуживает порядка 600 тысяч покупателей ( более 10 млн за 2005 год). Такой динамики омский ритейл до сих пор не видел. Ведь с момента открытия первого магазина «Пятерочки» не прошло и двух лет.

Секрет успеха сети, по словам Андрея ГОЛОВАСТИКОВА, изложен в самом названии. «Пятерочка» — это пять базовых критериев, которым должны соответствовать предприятия розничной торговли. Покупатель ждет от магазина высокого качества товаров, низких цен, широкого ассортимента, высокого качества обслуживания и удобного расположения. Судя по оценке покупателей и темпам развития сети в Омске, магазины «Пятерочки» всем этим базовым критериям соответствуют.

С момента своего создания «Пятерочка» позиционировала себя как сеть формата дискаунтер — супермаркеты с низким ценами и ассортиментом, состоящим из хорошо известных покупателям товаров быстрой реализации. Основным ориентиром были выбраны мелкооптовые рынки. Но в дальнейшем «Пятерочка» стала расширять ассортимент, стараясь полнее удовлетворить запросы покупателей, и переросла из классического дискаунтера в сеть универсамов экономического класса, которые сегодня успешно отвоевывают свой сегмент у мелкооптовой торговли.

— Многие люди еще не привыкли к тому, что в хорошем магазине с современным оборудование и высокой культурой обслуживания очень качественные товары стоят дешевле, чем на рынке, — говорит Андрей ГОЛОВАСТИКОВ. — Но наши покупатели уже убедились, что это так. Стоимость основного продуктового набора, по данным омских СМИ, самая минимальная среди всех омских супермаркетов. Специалисты «Пятерочки» ежедневно ведут мониторинг цен на всех омских рынках, поэтому мы гибко реагируем на все изменения. И система управления изменениями у нас выстроена так, что любое управленческое решение принимается, максимум, в течение часа.
,
Низкие цены при высоком качестве товаров — это результат того, что бизнес «Пятерочки» был хорошо продуман, правильно организован и теперь последовательно реализуется коллективом профессионалов. Четко прописанные бизнес-процессы позволили «Пятерочке» добиться оптимального использования торговых площадей и максимальной отдачи от каждого квадратного метра. Именно поэтому на сегодняшний день «Пятерочка» стала самой эффективной розничной сетью. По словам Андрея ГОЛОВАСТИКОВА, уровень издержек в магазинах сети ниже, чем в типичном универсаме. Тем не менее снижение издержек остается одним из основных приоритетов компании. Особое внимание сегодня уделяется дальнейшему совершенствованию логистики.

Поддерживать низкий уровень цен в своих магазинах «Пятерочке» позволяют и большие объемы производимых закупок. Крупнейшие российские и западные производители охотно соглашаются на более низкие закупочные цены и на другие предпочтительные условия. Общеизвестно, что по мере роста компании появляется все больше факторов для усиления ее позиций. Выделяется «Пятерочка» и своей сильной корпоративной культурой, которую в компании считают одним из главных плюсов. Стандарты корпоративной культуры «Пятерочки» полностью адаптированы к российским условиям, но разрабатывались они на основе стандартов мировых лидеров — компаний Wal-Mart и McDonald's.

Каждый сотрудник учится и развивается вместе с «Пятерочкой». И обучение происходит непрерывно. Постоянно идет процесс исследования и внедрения лучшего мирового опыта розничной торговли на всех уровнях управления. Действуют и собственные центры обучения, привлекаются и консультанты из-за рубежа. А стратегия бизнеса разрабатывалась с активным участием, в частности, представителей Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Как рассказал Андрей ГОЛОВАСТИКОВ, большие планы у омской «Пятерочки» и на 2006 год. В течение этого года омская сеть должна увеличиться вдвое. Планируется открытие еще 15 магазинов.

Андрей СЕМЕНОВ 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2006/01/2/pyaterochka_pyat_sostavlyayushchih_uspeha