Капитаны омской экономики

Дата публикации: 05 мая 2006

Человек и пароход

Исторически сложилось так, что Обь-Иртышский бассейн стал центром освоения Сибири. В 1846 году в Западной Сибири было организовано первое пароходное предприятие «Пароходство Поклевского-Козелла и К». Именно с этого года начинается история организованного судоходства в Обь-Иртышском бассейне. В конце XIX века для обслуживания растущего (за счет переселенцев) населения и стали развиваться перевозки продовольствия, товаров народного потребления и других грузов из Центральной России.

До революции речной флот развивался благодаря купцам. В марте 1923 года появилось Западно-Сибирское государственное пароходство, а в 1931 году оно было реорганизовано путем образования трех самостоятельных пароходств — Иртышского, Обского и Енисейского. Первоначально штаб Иртышского пароходства был в Тобольске, а в 1934 году благодаря руководителю пароходства Николаю ДОЛГИРЕВУ штаб перевели в Омск.

Во время Великой Отечественной войны из глубинных районов экипажи, состоящие из женщин и подростков, вывозили на основные магистрали караваны хлеба, который затем отправляли на фронт. В 50-е годы Иртышский бассейн стал центром освоения целинных земель Казахстана и оомского Прииртышья. Омский речной порт стал главной перевалочной базой. С его причалов отправляли продовольствие, лес, кирпич, семена, сельскохозяйственную технику в Павлодарскую, Семипалатинскую, Восточно-Казахстанскую области.

В начале 70-х началось освоение нефтегазодобывающих районов Западной Сибири. В Сургут, Нижневартовск, Мегион, Нефтеюганск, Надым, Уренгой, Ямбур водным транспортом доставлялись миллионы грузов: песок, щебень, трубы, буровое оборудование, продовольствие, ГСМ и так далее. Речники вполне заслуженно считают, что цивилизацию на Север привезли именно они. Речники Иртышского пароходства первыми освоили малые реки: Надым, Пур, Казым, Вах и другие, считавшиеся ранее несудоходными.

В навигацию 1964 года судами Иртышского пароходства на Омский нефтезавод были доставлены первые 200 тысяч тонн тюменской нефти. Северный завоз и сегодня остается стратегическим направлением компании. Пароходство регулярно выигрывает тендеры на поставки строительных материалов и нефтепродуктов в Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский округа.

При бурном развитии нефтеперевозок вырос флот Иртышского пароходства. Для его обслуживания стала строиться ремонтно-эксплуатационная база (РЭБ). Таким образом, пароходство стало предприятием с полным циклом производства: проектирование, судостроительство, РЭБ и собственно перевозки.

Модернизация производства, новые технологии — для иртышских речников это понятия не только сегодняшнего дня. Они одними из первых в 1936 году перешли на штурманскую систему судовождения, которая оптимизировала состав экипажа судна путем упразднения должности лоцмана. В 80-х годах пароходство занялось увеличением сроков навигации. С навигации 1978 года, когда на Иртыш пришел первый ледокол «Капитан Плахин», Иртышский флот начал работу в ледовых условиях. За счет этого предприятие ежегодно перевозило более 400 тысяч тонн дополнительных грузов.

За тех, кто в море

Перелистывать страницы прошлого транспортного гиганта можно бесконечно. Иртышское пароходство действительно стало гигантом экономики Омской области, впрочем, как и многие другие промышленные предприятия. Однако очень многие не смоги вписаться в новые условия российской экономики. К счастью, этого нельзя сказать про ОАО «Иртышское пароходство».

В результате разразившегося экономического кризиса в 90-е годы резко сократились объемы производства, а следовательно, упали объемы и водных перевозок. Перед руководством встал вопрос: как сохранить пароходство? Тогда задача сохранить сложнейший организм флота: суда, разветвленную производственную инфраструктуру, кадры — казалась невыполнимой.

Еще более призрачной казалась идея выхода судов Иртышского пароходства в море. Но это произошло. Тем более что у иртышских речников был уже опыт судоходства в северных морях, когда они участвовали в перегоне судов из Европы для пополнения флотаОбь-Иртышского бассейна.

Первыми в дальнее плавание в 1991 году ушли теплоходы класса «река — море» — «Александр Дианов» и «Алексей Буй». Через год в море вышли еще одиннадцать омских сухогрузов. Сегодня морские суда Иртышского пароходства бороздят Черное и Средиземное моря.

В марте 1994 года пароходство акционировалось и появилось новое предприятие — ОАО «Иртышское пароходство». Регистрация нового предприятия (процесс приватизации начался еще в 1992 году) совпала с освоением омичам морей. Так что этот период можно считать вторым рождением транспортного гиганта.

Капитаны, капитаны...

Несмотря на освоение новых направлений, Иртышское пароходство не упускает из виду традиционные. Как и прежде, суда компании обслуживают пассажиров Омской, Тюменской областей, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа. В навигацию 2005 года речники перевезли более 39 тысяч человек. Сегодня действуют 11 пассажирских линий, две из которых — межобластные. Кроме того перспективным руководство компании считает развитие туристических маршрутов.

Сложные экономические условия заставили думать не только о новых рынках сбыта своих транспортных услуг, но и переменили взгляд на ведение хозяйственной деятельности вообще. В компании создали программу по сокращению расходов, появились автоматизированная система управления производством и прочие нововведения.

В 1995 году за экономическое выживание в трудных условиях перехода к рынку иртышские речники были отмечены международной наградой «Факел Бирмингама», которая присуждается лидерами американского бизнеса (штат Алабама). За этой наградой последовали и другие. В 2000 году пароходство получило почетный приз «Хрустальная Ника» от международной программы «Партнерство ради прогресса», далее акционерное общество было признано лучшей судоходной компанией России 2004 года. В прошлом году ОАО «Иртышское пароходство» стало лауреатом международной программы «Лидеры XXI столетия», за клад в оздоровление российской экономики компания была удостоена международной награды «Золотой Меркурий».

Но это не победы, а лишь их следствие. Не нацелься компания на развитие и успех, и не было бы мощнейшего транспортного предприятия области. А то значит, что главные достижения еще впереди.
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2006/04/16/kapitani_omskoy_ekonomiki