Все рубрики
В Омске пятница, 19 Апреля
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 94,0922    € 100,5316

Игорь ШУМАКОВ, начальник-главный конструктор ФГУП "КБ транспортного машиностроения": "Если бы на ВТТВ-2007нам разрешили продемонстрировать все наши разработки, то это стало бы выставкой достижений КБТМ"

2 октября 2006 11:30
0
2978

В конце августа генеральный директор Уралвагонзавода Николай Малых заявил, что его предприятие возглавит создаваемый бронетанковый холдинг, а омское КБТМ войдет туда в качестве филиала. В преддверии Дня машиностроителя корреспондент «КВ» Андрей КОЛОМИЕЦ встретился с начальником-главным конструктором КБТМ Игорем ШУМАКОВЫМ и побеседовал с ним о проблемах и перспективах как самого КБТМ, так и Омстрансмаша.

— После вхождения в холдинг КБТМ потеряет самостоятельность?

— Бронетанковый холдинг будет создан, и КБТМ туда войдет — такое решение приняло Федеральное агентство по промышленности, подготовлен системный проект. В холдинг предполагается включить 16 предприятий, но все они сохранят свою юридическую и финансовую самостоятельность. Конечно, объем продукции, выпускаемый «Уралвагонзаводом» несопоставим с объемом КБТМ, но это не значит, что мы становимся филиалом. Омсктрансмаш не входит в их число, потому что находится в процедуре банкротства. Список предприятий холдинга может меняться в зависимости от тех задач, которые будет ставить перед ним основной заказчик (МО РФ).

— Ваше КБ всегда рассматривалось как составная часть Омсктрансмаша, что же позволило ему избежать банкротства?

— В 2008 году КБТМ исполнится 50 лет, и все эти годы конструкторское бюро было самостоятельным юридическим лицом. Нашей задачей было как обеспечение серийного производства военной техники, выпускаемой Омсктрансмашем, так и разработка новых изделий для МО РФ. В 90-х годах, после прекращения серийного производства техники на заводе и резкого сокращения гособоронзаказа на научные разработки, КБТМ осталось не у дел и сидело на голодном пайке. Чтобы выжить, пришлось искать свою нишу. Мы стали производить не только бронетанковую продукцию, но и продукцию для других видов сухопутных войск. Так, инженерную технику традиционно выпускали на Украине, которая стала заграницей, КБТМ взяло на себя эту тематику и постепенно стало головным российским предприятием по разработке инженерной техники.

Разноплановость наших разработок дала возможность для маневра и позволила выжить. Все наши разработки не имеют аналогов в мире, КБ всегда ставит планку превзойти уже существующие модели. Кроме новых разработок КБТМ всерьез занялось модернизацией старой техники. Хотя по-прежнему преимущественно работаем на российскую оборону, но начали делать ставку и на иностранных заказчиков, ведь наши танки поставлялись более чем в 50 стран мира. Работы проводились по двум направлениям: серийная продукция и разработка новой техники для нужд МО РФ и экспортные поставки. За последние три года удалось выполнить президентскую программу по удвоению ВВП и почти утроить объем выпускаемой продукции. В настоящее время загрузка оборудованияна отдельных участках сотавляет 90%.

— А почему успехи КБТМ не афишируются?

— Если бы на ВТТВ-2007 нам разрешили продемонстрировать все наши разработки, то это стало бы выставкой достижений КБТМ. Кроме оборонных, у нас немало гражданских разработок и опытных образцов, только вот маркетинг проводим недостаточно. Так, мы бюро создали уникальную машину для заворачивания металлических свай, но она оказалась невостребованной из-за резко возросшей стоимости металла. В настоящее время осуществили доработку для заворачивания железобетонных свай, но нужно доказать потенциальным покупателям, что эта продукция им нужна. У строителей есть стереотип мышления и боязнь переходить на новые технологии, а вот от нефтяников небольшие заказы уже есть.

Вездеход на воздушной подушке — тоже наша разработка. Люди, которые его создавали, работали в нашем КБ. Первый образец тоже создан у нас. Разработчики создали свое предприятие — ООО «ТВЦ „СибВПКнефтегаз“ и самостоятельно освоили выпуск вездеходов, причем они очень хорошо поработали и далеко ушли вперед. Но им не хватает производственных площадей, завод и КБ предложили им сотрудничество по дальнейшей работе над вездеходом, чтобы наладить серийное производство. Собираемся выделить им в аренду участок и обеспечить конструкторское сопровождение.

У нас есть перспективные инженерные разработки. К примеру, плавающие средства — паромы, транспортеры, которые могут перевозить до 18 тонн, а то у нас при паводках людей до сих пор на лодках спасают. Также разработаны уникальные безопорные мосты. Для развития гражданской тематики нужны новые площади, оборудование, оборотные средства, чего у нас не хватает.

— Разработанный КБТМ танк „Черный орел“ так и остался опытным образцом?

— Есть разработки, которые опережают свое время. „Черный орел“ — это глубокая модернизация танка Т-80, он еще будет востребован. Часть заложенных в него идей уже воплощена при модернизации техники, находящейся в войсках. Танк Т-80У имеет более 20 тысяч изменений по сравнению с Т-80, и сколько их еще будет, сложно сказать. Жизненный цикл танка — десятки лет, за счет модернизации. В настоящее время значительно улучшены все основные характеристики танка подвижность, защищенность, огневая мощь. Нас критикуют только по одному параметру — мало место для экипажа, но по оценке зарубежных заказчиков, которые тестировали наш Т-80 У, в танке можно бесперерывно находиться почти двое суток. Можно в них, конечно, и биотуалет сделать, но главная задача — обеспечить превосходство над противником и самому выжить. Вернуться с поля боя живым и здоровым гораздо важнее, чем комфорт.

— Много ли кадров безвозвратно потеряло КБТМ в сложные для него годы?

— В середине 90-х, когда КБТМ голодало, была серьезная потеря людей, но сейчас вышли на оптимальный кадровый состав. Если в основном в оборонной промышленности средний возраст работников далеко за 50 лет, то у нас — 47-48 — это самый продуктивный возраст для конструкторов. КБТМ стало кузницей кадров конструкторов для предприятий Омска и Омской области. К нам постоянно приходят выпускники технических вузов, в течение 2-3-х лет набираются опыта, а потом уходят в частные структуры, где платят больше. Сейчас у нас невысокая заработная плата, особенно у молодых конструкторов, конечно, повышаем и будем ее повышать, но пока с мелкими частными предприятиями нам тягаться сложно.

Но у нас остаются приверженцы КБТМ, которые верят, что мы разовьемся и будем получать достойную заработную плату. Четыре наших молодых конструктора удостоены президентской стипендии, несколько человек признаны лучшими инженерами и конструкторами года. Как бы ни развивались события, есть уверенность, что КБТМ и в дальнейшем будет существовать.

— А в отношении Омсктрансмаша такая уверенность есть?

— К сожалению, по Омсктрансмашу до сих пор нет четкой позиции со стороны собственника. В октябре заканчивается срок конкурсного производства, к этому времени государство должно решить, что будет с заводом дальше. В последние годы КБТМ взяло на себя функции заказчика по линии Минобороны, которое авансирует 40 % от стоимости заказа, основную часть которого выполняет Омсктрансмаш. Для завода было много проектов и заказов, но, пока завод находится в процедуре банкротства, у покупателей нет уверенности, что авансированные ими деньги не уйдут кредиторам, поэтому заключения договоров не происходило. За три года банкротства оборотные средства полностью вымыты, вследствии чего загрузить производство достаточно сложно.

— Прошлой осенью Омсктрансмаш и КБТМ едва не разморозились из-за плохой подготовки к зиме, а как сейчас обстоят дела?

— Готовность пока средняя, работы ведутся, но не в том объеме, в котором нужно, из-за недостатка средств. В настоящее время подготовка к зиме идет более интенсивно, чем в прошлом году. Если форс-мажора не будет, в зиму войдем нормально.


— В этом году — 65 лет, как танковый завод в Омске, эту дату как-то отмечают?

— Отмечать юбилей когда завод больше чем наполовину стоит — издевка над коллективом. С 1 сентября по решению арбитражного суда все имущество Омсквагонзавода вернулось на Омсктрансмаш. Вместе с ним вернулись более тысячи работников, но обеспечить их работой достаточно сложно в короткий период. Но в то же время завод сохранил необходимое оборудование и производственные площади для выпуска танков. Мы понимаем, что такого заказа на производство танков, как в советские годы, уже не будет, а в необходимом количестве готовы выпускать. Для литья брони есть электропечи, если потребуется, можно и мартен восстановить.

— Если Омсктрансмаш все же выставят на продажу, сможет ли отдельно существовать КБТМ?

— Отделиться от завода мы можем хоть завтра, выделить свою территорию и проходную нет проблем, только вот зачем и кому это нужно. Будем надеяться, что этого не произойдет.

— Когда на „Полете“ была долгая задержка зарплаты, его работники перекрывали улицу Богдана Хмельницкого. Трансмашевцам должны более 150 млн рублей, но они терпят и железную дорогу не перекрывают. Почему?

— В последний год мы хоть небольшую заработную плату, но платим заводчанам. Те, кто работают, получают прилично, все остальные — по остаточному принципу. Чтобы нормально существовать, платить новую заработную плату и рассчитываться по долгам, Омсктрансмаш должен производить продукции не менее чем на 100 млн рублей в месяц, пока это нереально. Как сказали бы медики, в последние годы у завода стабильно тяжелое состояние. Многие из тех, кто ушел с завода, готовы вернуться, если начнем стабильно платить, потому что с заводом связана вся их жизнь, они выросли на заводе и помнят лучшие времена. А у тех кто остался, терпение не беспредельно.

— Будете ли отмечать свой профессиональный праздник?

— На Омсктрансмаше не до праздника, а КБТМ отмечать его будет трудом. Сейчас заказов хватает, даже по субботам работаем. Когда есть работа — это лучший праздник. К нам приходят поздравления от коллег с других городов, поздравили нас и руководители Федерального агентства по промышленности. В КБТМ будет издан праздничный приказ о поощрении лучших работников. Хочу поздравить омских машиностроителей с праздником, выразить надежду на продолжение долгосрочного сотрудничества и пожелать эффективной производственной деятельности.

— Ну, а чем свободное время занимаете?

— Летом люблю рыбачить, зимой — кататься на лыжах. В прежние годы в отпуск ходили с друзьями по Иртышу на катере на Север — за Усть-Ишим и даже за Тобольск. Вот где рыбалка! Но в последние три года выезжать не получается. Люблю приключенческую литературу, только вот времени на чтение все меньше и меньше.
Игорь Константинович родился 8 апреля 1951 года в Омске. Окончив среднюю школу № 19, поступил в Омский политехнический институт на машиностроительный факультет. После окончания института решил связать свою судьбу с армией, службу начал в звании лейтенанта в мотострелковом полку. Спустя пять лет поступил в Академию бронетанковых войск в городе Москве. В 1980 году после окончания академии был направлен на завод им. Октябрьской революции (ныне Омсктрансмаш) военным представителем.

В 2001 году по окончании военной службы остался работать на Омсктрансмаше, занимал должности помощника генерального директора, заместителя генерального директора по безопасности и качеству. В 2003-м назначен начальником-главным конструктором ФГУП „КБТМ“, с сентября 2005-го — параллельно исполнительный директор Омсктрансмаша.

Имеет звание полковника, награжден правительственными наградами.

Женат, двое детей.

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.