О любви власти к мегапроектам

Дата публикации: 27 ноября 2006

«Зачем платить москвичам и ленинградцам из Гипрогоров огромные деньги за работу, которую они уже сделали 30 лет назад?». 

О различных аспектах глобальной дорожно-транспортной проблемы Омска (ДТПО) в последнее время написано и сказано немало.

Самое первое впечатление — говорят и пишут об этом не жители города, пусть часто и руководящего уровня, а какие-то «инопланетяне», настолько потусторонним кажется их взгляд на родной город и его дорожно-транспортную ситуацию. Почему-то не рассматриваются конкретные проблемы, у которых есть «имена», разговоры ведутся о каких-то глобальных абстракциях: «северный обход», «километры городских дорог», «подходы к метромосту», «новый аэропорт» и т. п. В этом видится основная ошибка — почему-то власть в основном видит решение ДТПО обязательно в мегапроектах.

Да, справедливости ради нужно отметить, что многие из них реализованы, реализуются или находятся в плане. Сдан метромост, расширена ул. Масленникова, сделана и продолжается реконструкция набережной. Однако обращает на себя внимание тот факт, что, несмотря на данные усовершенствования, ДТПО не исчезает. Часто бывает наоборот, например, после реконструкции ул. Масленникова и смены режима проезда перекрестка Хмельницкого-Масленникова пробки в этом месте только увеличились, а Ленинградская площадь как «стояла» так и «стоит». Таким образом, мы приходим к ключевому выводу: большинство нюансов, из которых состоит ДТПО, имеют не глобальный, а сугубо местный характер, и, соответственно, с большинством составляющих ДТПО нужно и можно справиться чуть ли не сразу, проработав каждую улицу, каждый перекресток, каждый светофор и приспособить их к работе в современных условиях. При этом представляется разумным разделить ДТПО на несколько самых острых подпроблем, а уже их разложить на конкретные составляющие, которые и будут подлежать решению.

Вот эти подпроблемы ДТПО:
1. Недостаточность развития городской улично-дорожной сети (УДС).
2. Узкие места существующей УДС.
3. Недостроенность кольцевой дороги (ОКАД).
4. Аэропорт.
5. Система городского транспорта.Позволю себе остановиться чуть более подробно на первом и третьем пунктах ДТПО.

Итак, первая проблема осталась во многом со времен СССР. Представляется просто предательской по отношению к будущим поколениям политика тогдашних властей в отношении УДС, особенно на Левобережье. Что мешало построить улицы, аналогичные отрезку ул. Ватутина от Перелета до Лукашевича? Или Волгоградской? Почему было сразу не достроить ул. Крупской от бульвара Архитекторов до ул. Лукашевича с развязкой? А возможно, и от ул. Дмитриева до таксопарка? Сам бульвар Архитекторов, что как не пародия и на бульвар, и на строивших его строителей? Почему ул. Перелета оказалась в два раза шире на никому не нужном отрезке от ул. Степанца до БСМП, чем на участке Ватутина — Комарова, ведя в никуда? Что представляет собой система дорог в 5-м и 12-м микрорайонах? Или взять проспект Комарова — само слово «проспект» применительно к этой дороге выглядит просто издевательством над здравым смыслом.

Разумеется, были в то время и положительные моменты, например, реконструкция Красного пути от телецентра до 7-й Северной, ликвидация клумб на Маркса и трассе в аэропорт на участке «мост-кольцо», мост у телецентра и ул. Фрунзе и связанные с ними ул. Заозерная — ул. Лукашевича и ул. Фрунзе — ул. Жукова. Однако и здесь не обошлось без странных решений: ликвидировано построенное круговое движение на ул. Менделеева- ул. Заозерная, не устроен перекресток ул. Лукашевича — ул. Дианова, вызывает вопросы перекресток ул. Лукашевича — ул. Степанца.

Говоря о путях решения данного вопроса, необходимо отметить, что достаточно странными представляются разговоры о новом генеральном плане Омска (ГПО). Сейчас преобладает такой: настрой, дескать, вот нарисуем новый ГПО и после этого заживем. А тот факт, что старый ГПО не реализован в части УДС и на 50%, это, похоже, никого не волнует! Рассуждая как дилетант, понимаю, что какая-то часть этого ГПО безнадежно устарела. Но не весь же! Там еще работы непочатый край, вся территория старого аэропорта распланирована, весь Левый берег, и остальные районы города не забыты. Зачем платить москвичам и ленинградцам из Гипрогоров огромные деньги за работу, которую они уже сделали 30 лет назад?

Возвращаясь к улицам, понятно: новые дороги строить архинужно. Какие-то — в первую очередь, какие-то — во вторую. Нужно, конечно, построить полноценный проспект Комарова от ул. Конева до ул. Перелета, остатки ул. Крупской, полноценный бульвар на Конева, ул. Нейбута от ул. Хмельницкого до ул. Куйбышева, ул. 2-я Восточная до перекрестка Челюскинцев — 5-я Северная, интересным представляется соединение ул. Лескова и ул. Осьминина, чтобы частично убрать транспорт с ул.Чайкиной — ул. Хмельницкого. Давно напрашивается виадук на переезде 21-й Амурской и тоннель на 15-я Рабочая — ул. Д. Бедного. По возможности все новые участки необходимо встраивать в существующие с помощью развязок (круговое движение, 2- уровневые и т.п.).
Теперь кольцевая дорога. Существующая на сегодняшний день ОКАД, хоть и не является кольцевой, тем не менее полностью решает проблему транзитного транспорта. Скажу крамольную мысль: северный обход не нужен, так как совершенно непонятно его назначение: дело в том, что он не пересекает транзитных трасс. Красноярский, Пушкинский и Сыропятский тракты, которые свяжет северный обход, являются трассами местного значения, нет никакого смысла закольцовывать их. И уж совершенно не нужен восточный обход, так как с Сыропятского тракта уже сейчас можно выйти через Кормиловку на трассу М-51.

Другое дело — нынешний западный обход. Он устроен так, что весь транзитный транспорт заезжает в пос.Солнечный и только потом уходит из него на южный обход. В то же время значительный участок южного обхода от Исилькульского тракта до западного обхода фактически не задействован, так как трасса М-51 идет через Казахстан и поэтому почти не используется, весь поток транспорта из европейской части РФ в Сибирь и далее идет через Тюмень — Тюкалинск. Соответственно, если мы задействуем этот участок, перебросив на него траспорт с Тюкалинского тракта, то уберем нагрузку с Солнечного и решим проблему с пробками на въезде в Омск. Перебросить можно несколькими способами. Первый — достроить изначально запроектированный участок западного обхода Тюкалинский тракт — Исилькульский тракт, который продолжит дугу южного обхода до уже существующей развязки на Тюкалинском тракте. Второй, более дешевый вариант, — увести транзитный автотранспорт по существующим дорогам от кругового движения Красный Яр через Любино и Протопоповку на Исилькульский тракт в район Марьяновки. Для этого необходимо замкнуть окружную дорогу вокруг Любина и построить там виадук. А чтобы не было соблазна транзитникам ездить через Солнечный, ввести какие-то ограничения, например дорожными знаками «Давление на ось», «Ограничение общей массы» на виадуке «Красный Яр» и т.п. и поставить пост ДПС.

Еще раз подчеркиваю, все транзитные магистрали уже связаны существующими участками ОКАД, поэтому северный обход в ближайшие 10-20 лет абсолютно не нужен. Вот если построят дорогу на Томск через север Омской области — тогда и можно рассматривать данный вопрос.

Игорь ФЕДОРОВ, преподаватель ОмГТУ



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2006/11/45/o_lyubvi_vlasti_k_megaproektam