Омскавиа несет убытки

Дата публикации: 04 июля 2007

Цифры

В 2004 году в авиакомпании «Омскавиа» работало 687 человек, а на балансе числилось девять самолетов Ту-154-М и один Ан-24. К 2007-му осталось около 400 человек коллектива и шесть Ту-154-М, три из которых сданы в аренду в Иран, один — в Красноярск.

Если в 2004 году «Омскавиа» перевезла 154,8 тыс. пассажиров (80,4 тыс. из них — регулярными внутренними рейсами), в 2005-м — 120,4 тыс. (87,6 тыс.), то в 2006 году пассажиров оказалось всего 83,9 тыс. человек, из них регулярными рейсами — 11,8 тыс. (!!!).

Авиакомпания полностью отказалась от регулярных международных рейсов, которыми в 2005 году перевезла 21,8 тыс. человек. Зато резко возросли внутренние чартеры, и прежде всего из Красноярска. Но их количество не смогло восполнить падение показателей по выполненным рейсам, самолетовылетам и пассажирообороту. В целом выручка авиакомпании сократилась за год на 80 млн руб., основные средства уменьшились с 148,8 млн рублей до 100,1 млн, незавершенное строительство — с 118,9 млн рублей до 66 тысяч.

Забавно, что при этом в отчете собранию акционеров прозвучало, что обществом в течение 2006 года приобретено основных фондов на 126,6 млн рублей. Куда же делось приобретенное на такую приличную сумму тогда как согласно балансу в строчке «основные средства», — наоборот, резкое уменьшение? Такой вопрос письменно был направлен в президиум собрания. Главбух Омскавиа Т.ДОНОВА ответила так: «В 2006 году у „Красноярских авиалиний“ было приобретено два планера, которые мы должны были оснастить двигателями и начать эксплуатацию, но в итоге они вернулись в Красноярск».

То есть сначала купили два самолета без двигателей, потом их же продали. Зачем, собственно, покупали, если в этот же период приходилось реализовывать на сторону собственные воздушные суда? Весьма странная операция.

Дела

Как заявил в интервью «Коммерсанту» генеральный директор «Красноярских авиалиний» (Красэйр) Борис АБРАМОВИЧ, «когда мы приобрели пакеты в „Домодедовских авиалиниях“, „Самаре“ и „Омскавиа“, посмотрели на эффективность их маршрутных сетей, оказалось, что все они работали просто на объемы. Средняя загрузка рейсов по „Самаре“ на отдельных линиях составляла всего 30%. Было много направлений, на которых круглый год были одни убытки. В результате мы позакрывали те рейсы, которые не имели перспективы стать прибыльными, посмотрели, какие рейсы можно объединить» (см. «Ъ» от 16 мая 2007 г.).

Согласно годовому отчету «Омскавиа» по итогам 2004 года занятость пассажирских кресел составляла 70,6%. В результате упорной работы красноярских менеджеров по рационализации в 2006 году ее удалось довести до 72,9%. Невелика разница.

28 апреля президент России Владимир ПУТИН подписал указ о создании ОАО «ЭйрЮнион» на базе «Красноярский авиалиний» (Красэйр), «Домодедовских авиалиний», «Самары», «Омскавиа» и «Сибавиатранса». Новая авиакомпания займет третье место в России после «Аэрофлота» и «Сибавиатранса». Боюсь, доля «Омскавиа» в будущем акционерном обществе значительно съежилась по сравнению с тем, какой она могла бы быть в 2004 году. О падении значения омской авиакомпании в «ЭйрЮнионе» может свидетельствовать и состав нового совета директоров «Омскавиа». Впервые за два последних года братья АБРАМОВИЧИ, Борис и Александр, даже не претендовали на включение в его состав.

Тенденции

Ситуация с «Омскавиа» прекрасно характеризует проблему, связанную с включением омских предприятий в иногородние холдинги. Надо понимать, что малейшая финансовая заминка в центральном офисе немедленно вызовет откачку ресурсов из региональных «дочек». Так происходило с «Омскшиной», которую перевели на процессинг, запрограммировав на убытки, и за счет заработанных ею денег Сибуру удалось вылезти из долгов. Так происходит с «Омским беконом», получившим впервые за многие годы балансовый убыток в 206 млн рублей. Так будет и с ПО «Полет» и ОМО им. «Баранова». При этом надо понимать, что процесс интеграции неизбежен, и встречать его не литаврами и аплодисментами, а с холодной головой и ясным умом, тщательно просчитывая все плюсы и минусы для Омского региона.  



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2007/07/25/omskavia_neset_ubitki