Ольга ВОЛКОВА,генеральный директор ООО "Партнер-ритейл": "До конца 2007 года в нашей сети будет 100 магазинов, как минимум..."

Дата публикации: 25 июля 2007

— Ольга, вы довольны результатами первого года работы управляющей компании «Партнер-Ритейл»?

— Очень довольна. Год назад сеть была представлена на Омском рынке всего 15 магазинами, на прошлой неделе мы открыли 65-й объект. Прошедший год был очень динамичным. Параллельно экстенсивному развитию впервые на омском рынке продовольственного ритейла реализованы две крупные сделки по слиянию и поглощению с сетями «Десятка» и «Омский Бекон». Это очень значимые для компании события — не только с точки зрения значительного увеличения доли рынка, но и полученного опыта в проведении сложных переговоров, процесса ребрендинга, привлечения финансирования.

— «Десятка» легко влилась в вашу сеть?

— Магазины «Десятки» по своим параметрам максимально соответствовали формату магазинов «Пятерочки». Требовалось в короткие сроки обучить персонал, изменить технологию работы магазинов и провести непосредственный ребрендинг объектов. Процесс слияния был непростым для обеих компаний именно в плане необходимости организации взаимодействия и напряженнейшей работы в очень короткие сроки — процесс слияния был завершен в течение двух месяцев. Такими оперативными сроками мы удивили и владельца франшизы — Х5... До нас региональные концессии не имели подобного динамичного опыта.

— А когда будет ребрендинг сети «Омский Бекон»?

— С этой сетью ситуация иная. Она остается в структуре нашего предприятия как самостоятельный и достаточно автономный актив. Это обусловлено прежде всего особым форматом прилавочной торговли в магазинах сети. Несмотря на объективный процесс перехода рынка к современным форматам торговли, именно сеть «Омский Бекон» благодаря известности торговой марки и четкой ориентации на собственный покупательский сегмент продолжает достаточно эффективно функционировать в формате прилавочной торговли. Лояльность покупателей сохраняется даже при значительном изменении конкурентной сети. Но нужно признать, что потенциал сети в существующем виде уже практически исчерпан, изменения в ближайшей перспективе неизбежны.

— Но в итоге магазины «Омский Бекон» все равно станут «Пятерочкой»?

— Дальнейшая история развития сети «Омский Бекон» определяется общей стратегией развития нашего проекта. Задачей текущего периода является построение мультиформатной сети как минимум в трех форматах торговли: магазины «у дома» шаговой доступности, классические супермаркеты на основе известного в Омске супермаркета «Купеческий» и традиционные для нас дискаунтеры торговой марки «Пятерочка». В соответствии с данной стратегией магазины сети «Омский Бекон» с учетом факторов месторасположения, площади и проч. получат свое развитие в одном из форматов.

— А будет ли так же широко, как раньше, представлена в них продукция группы предприятий «Омский Бекон»?

— Мы дорожим тем, что у нас есть сегодня прямая связь с производителем, занимающим в своем сегменте значительную долю омского рынка. Естественно, это дает нам некоторое конкурентное преимущество перед другими сетями, поэтому мы рассчитываем не только продолжить данное сотрудничество, но и в настоящее время ведем переговоры о распространении данного взаимодействия на все розничные предприятия нашей компании.

— В этом году можно ожидать новых сделок по слиянию и поглощению?

— В планах компании формирование до конца года сети не менее чем из 100 магазинов. Достигать этого масштаба планируем как через сделки М&А, так и путем освоения вторичного рынка торговых объектов. Сегодня мы рассматриваем все возможные предложения о приобретении и аренде объектов. Даже без реализации крупных сделок по приобретению сетей при существующих темпах ввода в эксплуатацию одиночных объектов план будет достигнут. Сегодня темпы открытия достаточно высокие, но не предельные. В апреле мы открыли три магазина, в мае — четыре. В июне и в июле — по три.

— Помещения для магазинов арендуете?

— И арендуем, и приобретаем в собственность.

— Насколько я знаю, в Омске уже давно проблема с торговыми площадями...

— Не спорю, все сливки с рынка уже сняты. Тем не менее в городе еще достаточно неосвоенных объектов, и об этом свидетельствуют наши темпы открытия, о которых я говорила. Появляются новые качественные помещения в строящихся жилых микрорайонах, торговых комплексах. В этом году мы выходим в районы Омской области, первый опыт открытия магазинов в Омском, Таврическом районах оправдывает наши ожидания.

— На какой формат делаете ставку в этом году?

— В этом году — на объекты, соответствующие формату супермаркета. Омичи избалованы данным форматом с самого начала развития цивилизованной торговли в городе, поэтому формат экономичного магазина «Пятерочка», рассчитанного на социальные слои населения, не реализует потенциал торговых объектов в полной мере.
В нашем представлении Омск не нуждается в 100-150 дискаунтерах, со временем эти магазины замещаются более масштабным форматом гипермаркета, и этот процесс в Омске начнется в ближайшее время. Именно поэтому в последнее время стали преображаться и «Пятерочки» в сторону более широкого ассортимента при сохранении минимальных цен, ценовой критерий еще актуален для Омска. Да и сама сеть «Пятерочка» имеет сложившийся имидж на потребительском рынке, ломать который еще не время.

— Под каким брендом будут открываться новые магазины?

— В настоящее время все объекты мы открываем по технологии и под брендом «Пятерочки». Существующая технология на самом деле позволяет вводить объекты в эксплуатацию в минимально короткие сроки — 30-45 дней с момента заключения договора аренды или приобретения объекта. С экономической точки зрения это очень важно. Параллельно ведется работа по подготовке к ребрендингу и разработке новых брендов, с 2008 года мы планируем реализовать данный проект, и некоторые «Пятерочки» пройдут процесс ребрендинга.

— А финансирование?

— Высокие темпы развития требуют, конечно, значительных инвестиций. Финансирование — один из самых сложных вопросов, не менее значимый, чем сделки М&А. Сегодня стандартный кредитный портфель не позволяет решать стратегические задачи, поэтому в течение ближайших полутора месяцев мы завершим работу по привлечению стратегического инвестора в проект. Это обеспечит новый импульс развития сети.

— Кроме количественного роста и освоения рынка, какую еще ставите перед собой задачу?

— Операционная задача текущего периода — централизация закупки товаров для всех предприятий, включая «Купеческий», «Пятерочку» и «Омский Бекон». Потенциал компании в этом вопросе еще далеко не исчерпан и синергетический эффект мы планируем получать уже при заключении контрактов на новый год.

— У «Пятерочки» раньше был хороший логистический склад. Он сейчас используется?

— Безусловно. Технология сети предусматривает этот элемент как основной в процессе товародвижения. Сегодня мощности транспортно-складского комплекса на пределе, существующий склад бесперебойно может обеспечивать не более 30 объектов, поэтому возникают негативные моменты как в приемке, так и в отгрузке товаров. В то же время известна и проблема отсутствия в Омске качественных помещений под логистические центры площадью от 10 000 кв.м. Вместе с тем варианты решения этой проблемы у нас уже есть, сегодня прорабатывается вопрос использования помещений одного из омских заводов под новый ТСК.

— А как вообще с технологиями «Пятерочки»? Одно время, насколько я помню, вы хотели изменить их или совсем отказаться...

— Все, что стоит нам денег, включая франшизу, мы используем с максимальной отдачей для проекта. Отношения с правообладателями у нас ровные, я думаю, ничем не отличаются от большинства концессий, за исключением размеров регулярных платежей. Снижение ставки роялти было основным условием продолжения нашего сотрудничества, и этот вопрос был для нас решен. Только после положительного завершения переговоров мы стали динамично открывать объекты под торговой маркой «Пятерочка».
Хотя чувствуется, что последнее время за нами наблюдают особенно внимательно, учитывая темпы развития компании.

— Главный исполнительный директор Х5 Retail Group Лев ХАСИС недавно заявил в интервью «КВ», что компания следит за тем, как развивается «Пятерочка» в Омске, и собирается через 2-3 года выкупить бизнес у омского франчайзингового партнера. Вы рассматриваете в перспективе вариант продажи?

— Горизонт нашего стратегического развития выходит за трехлетний рубеж. Поэтому пока мы видим свои перспективы гораздо дальше и дольше. Мы имеем очень четкие задачи по освоению доли рынка, количества объектов, развиваемых форматов, собственных торговых марок для большой сети — так называемых private-label. Сегодня еще рано серьезно задумываться о продаже сети. Всего за один год проект увеличился в четыре раза, и это далеко не предел. В ближайшие полтора года мы будем сохранять темпы экстенсивного развития, реализуем стратегию мультиформатности, что позволит получать максимальный экономический эффект. Х5 известна амбициозная и серьезная задача, которую мы перед собой ставим, и это не может не интересовать компанию с аналогичной стратегией и тактикой развития. Сегодня мы являемся одним из самых успешных франчайзинговых партнеров «Пятерочки» в регионах. Серьезно рассматриваем пути выхода на региональный рынок через сделки по слиянию и поглощению.

— Новосибирцы и красноярцы собираются в Омск. А вы решили пойти к ним?

— Вполне вероятно. Хотя на этих рынках конкуренция уже достаточно сильная. Это значит, что цена сделок будет предельно высока, а рентабельность сети — на уровне, а то и ниже наших сегодняшних предприятий. В горизонтах развития сегодня мы ориентируемся на регионы, в которых присутствуют активы либо осуществляют деятельность иные холдинги корпорации «Партнер-Омск». Это правильно с точки зрения организации и управления всем бизнесом.Рассчитываю, что до конца года мы заявим о свершившихся сделках в регионах Сибири с нашим участием.
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2007/07/28/153288