В омско-китайских отношениях начинается конкуренция посредников

Дата публикации: 22 августа 2007

Сразу две группы предпринимателей, омские и китайские, предлагают области сконцентрировать вокруг них торговые потоки между Омском и Китаем. 

15 августа в конференц-зале центра технологий интерьера «Пирамида» газета «Коммерческие вести» совместно с Омским областным союзом предпринимателей и Банком ВТБ провела круглый стол, посвященный проблемам и перспективам торговых взаимоотношений Омской области с Китаем. В обсуждении актуальной темы приняли участие представители власти, бизнеса, финансовых и силовых структур Омской области, а также китайские бизнесмены. Представляем читателям наиболее интересные подробности этого обсуждения.

Александр АНДРЕЕВ, руководитель департамента внешних связей и торговли министерства экономики Омской области: — Для Омской области Китай стратегический партнер, пожалуй, № 2, после Казахстана. Особенно с учетом того, что Сибнефть от нас ушла и основные товарные потоки в европейские государства значительно сократились. Сегодня в Китае появился спрос на омские товары, такие, как продукция сельского хозяйства, машиностроения.

Марат ИСАНГАЗИН, главный редактор газеты «Коммерческие вести»: — Каков товарооборот по прошлому году у Омской области с Китаем?

АНДРЕЕВ: — Товарооборот в прошлом году был 350 миллионов долларов, причем порядка 320 миллионов — экспорт и в основном нефть и нефтепродукты. В первом полугодии текущего года объемы, конечно, пониже — около 127 миллионов долларов, и тоже в основном преобладает экспорт. В Китае сейчас большой спрос на древесину, и практически каждая вторая делегация, которая в Омскую область приезжает, в качестве своих потребностей называет древесину даже лиственных пород — березу, осину. Они предлагают строить здесь и фабрики по производству фанеры и просто закупать лес. Также есть спрос на пшеницу, рожь, рапс. В свою очередь Омская область весьма заинтересована в поставках из Китая строительных материалов, (они там качественные и дешевые), некоторых видов машин и оборудования.

ИСАНГАЗИН: Если по прошедшему полугодию посмотреть, даже после ухода Сибнефти экспорт у нас на Китай все равно преобладает — насколько я понимаю, в основном это каучук и по-прежнему нефтепродукты. Если это из товарооборота вычесть, сколько останется?

АНДРЕЕВ: — Тогда товарооборот будет в пределах 50 миллионов.

ИСАНГАЗИН: — А здесь какое соотношение экспорта — импорта?

АНДРЕЕВ: — Порядка 30 — 40 миллионов долларов — это экспорт.

ИСАНГАЗИН: — Не очень-то понятно, в омских магазинах достаточно большое количество китайских товаров.

КОПМАН Владимир, управляющий филиалом Банка ВТБ в Омске: — Скорее всего в статистику товарооборота включено только то, что проходит через Омскую таможню. Если этот импорт растаможивается на Дальнем Востоке, то в омско-китайском товарообороте и не считается. А оттуда к нам поступает весьма значительная часть товаров.

Алексей ПРОВОЗИН, председатель комитета по потребительскому рынку Омского областного союза предпринимателей: — Действительно, Омск как таможенный узел отстает от Дальнего Востока или Москвы, поэтому те китайские товары, которые к нам поступают, формально уже считаются российскими, так как уже двигаются внутри страны. Но я уверен, омские предприниматели с огромным интересом относятся к установлению прямых партнерских отношений с Китаем.

ИСАНГАЗИН: — То есть при растаможке на Дальнем Востоке это уже не взаимоотношения с китайскими партнерами, а взаимоотношения с российскими?

ПРОВОЗИН: — Конечно. Установлению прямых отношений мешает прежде всего отсутствие соответствующей инфраструктуры — логистической, транспортной, сервиса услуг перевода, юридических и страховых услуг. Второй причиной я бы назвал взаимное недоверие, корни которого идут из середины 90-х годов, когда было много случаев взаимного неисполнения обязательств, что серьезно притормозило развитие взаимоотношений. Ну и третьей причиной я бы назвал элементарное человеческое непонимание. Мы знаем, что от личных отношений в огромной степени зависит успех бизнеса. Но у нас с китайцами взаимное незнание психологии, системы жизненных ценностей, культуры друг друга. Если говорить о том, как устранять эти причины, то нужно строить необходимую инфраструктуру — склады, транспортные терминалы, нужно создавать сервисную структуру, которая бы связывала обе страны и адаптировала друг к другу.

ИСАНГАЗИН: — Но если такая инфраструктура уже выстроена на Дальнем Востоке, может, и дальше работать через них? Зачем вкладывать деньги в то, что и без того работает? Чем выгоднее прямые торговые взаимоотношения Омской области с Китаем взаимоотношений с ним через посредников из других регионов?

ПРОВОЗИН: — Все зависит от того, о каких товарах и услугах мы говорим. Если это одежда, обувь, бытовая техника, то, наверное, в ряде случаев эффективнее было бы работать через дальневосточного посредника, а вот если мы говорим о товарах промышленных, то здесь более эффективны будут прямые взаимоотношения. Если покупается оборудование, то необходим сервис, запчасти, общение с инженерным персоналом.

КОПМАН: — Понятие региональных контактов не нами выдумано и не на нас, наверное, закончится. Те же самые китайские провинции очень активно проводят различные мероприятия, связанные с межрегиональными контактами на уровне субъектов Российской Федерации, и это не случайно. Если говорить о сальдо товарооборота с Китаем, у нас большой плюс — оно положительное. Но действительно, если вычесть сырье, то уже не будет понятно: каково это сальдо — положительное или отрицательное. В статистику, как я уже сказал, не попадает немалый поток розничных товаров, которые предприниматели везут в Омск разными путями, причем достаточно запутанными. Так что мы не знаем, к сожалению, реальной картины. Мы знаем только крупных поставщиков — это Сибнефть, СИБУР-Омскшина, Техуглерод, «Титан» и другие. Есть мелкие предприниматели, которые в основном везут товар из Китая. А вот средний бизнес в Омской области, к сожалению, по части внешней торговли с этой страной абсолютно неактивен. А ведь сегодня именно средний бизнес может выйти на китайский рынок, например, с зерном — в Китае в ближайшее время, если верить специальным обзорам, может наметиться дефицит зерна. В Китае сейчас активно развивается ветроэнергетика, а у нас есть предприятие, которое с этой продукцией пытается выходить на рынок. Поле деятельности огромное. Были бы амбиции, но их-то и не хватает омскому среднему бизнесу для выхода на внешние рынки.

ИСАНГАЗИН: Наверное, стоит спросить господина ГУЙФЭНА, что из омских товаров можно было бы экспортировать в Китай?

Лю ГУЙФЭН, генеральный директор ОАО «Лунфэн»: — Знаю, что много в Китай из Омска каучука завозят. Сегодня востребованный товар — мука. Омская мука более качественна, чем в Китае. Что еще востребовано — уже трудно сказать, потому что в Китае оборудование дешевле, техника дешевле. На Дальний Восток из Китая завозят металл, цемент. Везти то же самое до Омска — далековато. Но вот цемент на 50% подорожал, и буквально вчера ко мне обратились с вопросом о возможности завоза его из Китая в Омск. Нередко группы из Китая, приезжая в Омск, не знают, к кому обратиться и с кем работать, поэтому продолжают торговать через дальневосточных посредников — так проще.

Виктор БОНДАРЕВ, начальник отдела таможенных процедур и таможенного контроля Омской таможни: — Со вступлением в силу нового кодекса в 2004 году любые участники внешней торговли получили возможность декларироваться в каком угодно таможенном органе. То есть необязательно омское предприятие должно оформляться именно в Омской таможне. Оно может заключить прямой контракт с Китаем и оформиться в Дальневосточном таможенном управлении. Во-вторых, таможенное законодательство рассчитано на цивилизованную торговлю в соответствии с заключенными международными контрактами на необходимость проведения сертификации каждого артикула товара, если речь идет о ТНП. И в-третьих, Омск территориально удален от Китая, по сравнению с тем же Дальним Востоком, что, конечно же, сказывается — это и разница железнодорожных тарифов и какие-то другие моменты, например, необходимость оформления процедуры внутреннего таможенного транзита, внесение залоговых платежей для доставки товара автомобильным транспортом. Все эти моменты накладывают свой отпечаток. Что касается прямых контактов с Китаем, мы проанализировали, какие из омских предприятий оформляются в иных регионах. Оказалось, что это всего-навсего отдельные физические лица, которые занимаются практически в частном порядке ввозом запчастей и автомобилей и оформляются они в Дальневосточном таможенном управлении. Омский рынок товаров народного потребления, который достаточно насыщен китайскими товарами, пополняется из Москвы, Новосибирска и, откровенно сказать, контрабандным путем через прозрачную границу с Казахстаном. При этом юридические лица, занимающиеся оптово-розничной торговлей в Омске, приобретают товар не напрямую, а у посредников, либо сами являются филиалами московских фирм, которые работают с иностранцами напрямую. Омские фирмы, которые имеют постоянный контакт с Китаем, можно по пальцам пересчитать, это, например, обувная компания «Баофу», которая закупает сырье и комплектующие в Китае.

КОПМАН: — Хотел бы возразить по поводу большой удаленности Омска от Китая. Смотрите, известный калининградский сборочный завод «Автодор», который собирает целый ряд разных моделей автомобилей, сейчас закупил машинокомлекты для сборки одного из китайских автомобилей. Вот и сравните, где находится Омск, где Калининград, а где Китай. Более того, в Минске, на базе известного в свое время минского радиозавода, который выпускал телевизоры «Горизонт», создано совместное белорусско-китайское предприятие по выпуску бытовой техники. На первом этапе они собираются выпускать миллион СВЧ-печей, а далее — электронагреватели, пылесосы и кондиционеры. Хотя везти всю необходимую комплектацию из Китая в Минск подороже, чем в Омск. Так что фактор удаленности имеет место, но он не единственный и, может быть, не самый главный. Недавно китайская компания «Черриавтомобаил» подписала соглашение с концерном «Фиат» на поставку 100 000 автомобильных двигателей. Перед этим «Фиат» год тестировал их двигатели и контракт подписал. В июле эта же компания подписала соглашение с «Крайслером» об экспорте китайских автомобилей в США. Я это к чему — омским бизнесменам тоже ничто не мешает выступить инициаторами создания совместных с китайцами предприятий по выпуску автомобилей или, например, электроники — у нас ведь много мощных предприятий радиоэлектротехнического профиля. Я хочу сказать об одной из проблем, которые встают после завязывания первичных прямых контактов с Китаем, — это эффективность и рентабельность бизнеса как в экспорте, так и в импорте. И вот здесь очень важно знать финансовые инструменты, которые позволят быть конкурентоспособными. К сожалению, наш бизнес пока работает достаточно примитивно: либо просто заплатил вперед живыми деньгами и получил товар, либо договорился об отсрочке платежа на 1-2 месяца, а существующими финансовыми инструментами, которые выгодны и для импортеров, и для экспортеров, мало кто пользуется.

Ирина ДЯТЛОВА, руководитель группы международных расчетов филиала Банка ВТБ в г. Омске: — На сегодняшний день Банк ВТБ может организовать финансирование российским организациям, которые занимаются импортом товаров с территории Китая. Мы организовываем финансирование за счет привлечения средств китайских банков. К примеру, заключается импортный контракт на поставку товаров из Китая. Банк Китая в рамках соглашения между банком Китая и Банком ВТБ по мере отгрузок товаров, в рамках внешнеторгового контракта сразу непосредственно оплачивает китайскому экспортеру стоимость поставленных товаров. Таким образом, происходит использование межбанковского кредита в интересах российского предприятия. В итоге: по внешнеторговому контракту происходит отгрузка товара и китайский экспортер имеет деньги сразу от своего китайского банка, а наше российское предприятие имеет отсрочку платежа. Мы можем финансировать подобные контракты на срок до 10 лет. Как правило, на китайском рынке приняты следующие схемы финансирования: 85% финансирует китайский банк, разумеется, в рамках межбанковского соглашения с Банком ВТБ, и 15% импортер оплачивает из собственных средств. Если таких средств у него нет, то ВТБ может профинансировать его за счет собственных ресурсов. Проценты за пользование кредитом российским предприятием будут гаситься равными полугодовыми периодами, а сама выплата сумма отсроченного платежа может быть растянута на срок до 10 лет, в зависимости от финансовых возможностей импортера. Причем импортируемые товары могут быть уже ввезены на территорию России, а значит, импортер может извлекать прибыль и рассчитываться с банком. Схема более выгодна по сравнению с российскими кредитами тем, что, во-первых, она значительно удешевляет кредитные средства, потому что мы используем средства китайских банков, во-вторых, предусматривает максимально возможный срок финансирования — до 10 лет. Мы готовы также финансировать и российский экспорт на территорию Китая. У нас заключены межбанковские соглашения со многими китайскими банками, и мы можем финансировать на сроки до 8 лет. Схема выглядит точно так же, как схема с импортом, разворачивая ее наоборот: здесь китайский банк непосредственно оплачивает нашему экспортеру стоимость произведенной отгрузки, а для китайского контрагента, соответственно, возникает отсрочка платежа. В данном случае отгрузку оплачивает не ВТБ, потому что это связано с особенностями российского валютного законодательства — экспортной выручкой считается только та выручка, которая получена от нерезидента. Когда ВТБ берется за финансирование, мы проводим предконтрактную подготовку и берем частично на себя вопросы, связанные с юридическим оформлением данных сделок.

КОПМАН: — Кстати, в Китае существует общая платежная система «Чайна юнион пэй», которая имеет примерно 900 миллионов карт в обращении — это основная платежная система в Китае. ВТБ — единственный из российских банков, кто заключил соглашение с этой платежной системой, и держатели карт этой системы на территории России в любом отделении или банкомате нашего банка могут получать российские деньги.

Андрей НИКИТЕНКО, председатель правления Международного центра развития творчества (МЦРТ): — Я согласен с тем, что наша таможенная система несовершенна. Я просчитывал разные потоки, и самое интересное, что везти товар через Финляндию с растаможиванием в Москве, на 23% экономичнее, чем проходить таможню в Омске. В то же время китайские товары периодически тормозятся на таможнях, особенно перед праздниками. В то же время я считаю, что Омск и как транспортный узел имеет уникальное геополитическое положение, и как человеческий ресурс, и как промышленный вполне может стать одной из стартовых площадок в России для взаимодействия с Китаем.

Цун БАОДЭ, директор обувной компании «Баофу»: — Китайских бизнесменов отталкивают от торговых взаимоотношений с Омском сложности с таможней. Многие просто не знают, какими будут таможенные пошлины на их товары, и боятся.

АНДРЕЕВ: — Это проблема мелкого и среднего бизнеса. Как правило, в таких структурах нет специалистов, которые бы хорошо ориентировались в вопросах внешней торговли. А осуществить внешнеторговую операцию не так легко, там очень много специфических моментов с платежами, с транспортом... Таможенная система у нас действительно сложная, например, мне непонятно, почему китайский рис можно растаможивать только на Дальнем Востоке, в Москве и Санкт-Петербурге? А почему не в Омске? То же самое с автомобилями. Но что хочу сказать: транспортная составляющая — да, сложная, если считать от Дальнего Востока. Но я знаю уже компании, которые ищут выхода на Китай через Казахстан. Ведь от Омска до Китая 1200 километров всего. Если оформлять транзит через Казахстан, то перевозки по территории России составят всего 200 километров — от Исилькуля до Омска. Стоит отметить еще один момент: китайцы могут стать серьезными конкурентами в строительном бизнесе, так как в состоянии строить быстрее, качественнее и дешевле.
Цун БАОДЭ: — Если получат квоту на ввоз работников. А ее получить очень трудно.
АНДРЕЕВ: — До квот дело не дойдет: наши строители вас просто не пустят.

Ирина СУХОРУКОВА, начальник управления гражданских отраслей промышленности министерства промышленности, транспорта и связи Омской области: -На вопрос: что же нам ввозить в Омск, отвечу: можно ввозить и капитал, и иностранные рабочие руки, и готовую продукцию, и технологии, и оборудование и т. п. Внешнеэкономические связи с Китаем достаточно активные, но мы, как министерство промышленности, немножко другую сторону медали видим: те инвестиционные проекты, связанные с Китаем, которые мы получаем и изучаем совместно с министерством экономики, к сожалению, пока не реализуются. Например, та же тема леса — кто позволит вывозить сырье? Естественно, мы делаем акцент на переработке леса. Пока готовых экономически целесообразных проектов, выстроенных от заготовки леса до готовой продукции, с китайцами у нас не получается, хотя переговоры ведутся. Что касается ввоза иностранной рабочей силы... Квота по Омской области на ввоз иностранных рабочих 2400 человек для всех стран. Минимум — торговля и общественное питание, максимум — строительство и сельское хозяйство. Из промышленников господин БАОДЭ — единственный, кто завозит около ста человек. Почему завозим? У нас нехватка рабочих. В том же самом Харламове: китайские рабочие приехали зарабатывать и трудиться, местные, как лето началось, отпрашиваются, а то и сами уходят на сенокос, на огород и т.д. В этом селе стоит оборудование по изготовлению тротуарной плитки — товар ходовой. Но некому производить. Работать там могли бы привезенные иностранные рабочие. Но позиция правительства: квоты будут ужесточаться. Впрочем я вижу перспективу взаимоотношений с Китаем в первую очередь через создание совместных промышленных производств — так мы обеспечим нашему населению рабочие места, нашей области налогооблагаемую базу, а повышая объемы производства, выйдем на внешний рынок.

ПРОВОЗИН: — До тех пор пока федеральный законодатель не откроет глаза и не поймет, что необходимо более гибко подходить к вопросам квот, никаких серьезных производственных проектов в регионах России не будет. А то, что русских рабочих на однотипную ежедневную постоянную операцию с одинаковым качеством с 9 утра до 6 вечера уже не найти, это очевидно. Это вам скажет любой производственник. Так что для Омска наиболее оптимальный вариант развиваться как центр товаропроводящий, учитывая наше географическое положение.

БОНДАРЕВ: — Надо признать, что ввоз китайских товаров народного потребления — достаточно криминализованный бизнес и Федеральная таможенная служба установила даже специальный контрольный показатель с целью сократить разрыв между официальными данными экспорта из Китая в Россию и официальными данными импорта в Россию товаров народного потребления. Здесь ведь и открытая контрабанда есть — ночью на машинах по степи, есть и использование серых схем. То есть, несмотря на то, что законодательство для всех по России одинаковое, распоряжаются этим законодательством в разных регионах по-разному. Но ситуация будет постепенно выравниваться: таможни подталкивают бороться с контрабандой и схемами силовыми методами. Постепенно Омская таможня выйдет на вполне приемлемый, скажем так, уровень и размер затрат на серые схемы в Москве сравняется с официальной таможенной пошлиной у нас. А значит, географическое расположение будет влиять на рентабельность внешнеторговых операций больше, чем возможность льготной растаможки где-то на стороне. И тут Омск вполне может оказаться в выигрыше.

ИСАНГАЗИН: — Тут говорили, что омскому бизнесу не хватает амбиций для выхода на внешний рынок. Интересно, как к этому тезису относятся члены Союза предпринимателей?

НИКИТЕНКО: — Да хватает уже. На прошлой неделе в «Пирамиде» состоялось учредительное собрание Российско-китайской партнерской ассамблеи с целью «разработки и внедрения взаимовыгодных стратегических коммуникаций двух территорий и культур ( потому что рассматривать один бизнес без культуры, наверное, невозможно) в сферах торговых, производственных и деловых отношений, разработки и внедрения инновационных проектов, создания механизмов информационного обмена и т.д.». Создается некоммерческое партнерство, объединяющее малый и средний бизнес, и любой желающий может принять в нем участие.

СУХОРУКОВА — Думаю, этот круглый стол появился неслучайно. Приходит время какому-то событию, какому-то отправному моменту. Буквально две недели назад представители Китайской Народной Республики Лю ГУЙФЭН и Цун БАОФЭ обратились к министру промышленной политики, транспорта и связи Омской области с просьбой принять по вопросам перспективных инвестиционных вложений. Среди предложенных направлений прозвучало желание заняться объединением интересов предпринимателей китайских и сибирских, омских. Поэтому у меня просьба к инициаторам Российско-китайской партнерской ассамблеи — учесть этот интерес и использовать его для цивилизованного взаимовыгодного сотрудничества.

Олеся КУЗНЕЦОВА 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2007/08/32/v_omsko-kitayskih_otnosheniyah_nachinaetsya_konkurentsiya_posrednikov