Все рубрики
В Омске пятница, 19 Апреля
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 94,0922    € 100,5316

Событие № 11. «М. Видео», "Эксперт" и "Техносила" намереваются занять 60% доли на рынке, на оставшиеся 40% претендует "Эльдорадо"

10 января 2008 16:27
0
3502

В прошлом году омский рынок бытовой техники потрясли большие перемены. В город пришли крупнейшие федеральные игроки — «М. Видео», «Эксперт», а затем и «Техносила», новые гипермаркеты открыла сеть «Эльдорадо». Экспансия федералов вызвала смятение в рядах местных ритейлеров. Так, прекратила свое существование старейшая местная сеть «Телетекст», закрылись монобрэндовые салоны LG и Samsung, «Технопарк» стал «Технософией», а «Электронный рай» ликвидировал небольшие магазины и вслед за федералами продолжил развитие в крупном формате гипермаркета.

Да пребудет с нами «Техносила»

Из новичков-федералов в 2007 году первой в Омск пришла компания «Эксперт» — 13 января начал работу магазин челябинской сети площадью около двух тысяч кв. метров. Как сообщал тогда в интервью «КВ» директор омского филиала компании Александр АФОНИН, программа-минимум для «Эксперта» — в 2007-2008 годах занять около 20% рынка омского рынка бытовой техники и электроники (БТЭ). Сеть предполагала до конца прошлого года открыть еще два гипермаркета. Следующий магазин «Эксперт» площадью около трех тысяч кв. метров должен был появиться в здании реконструируемой табачной фабрики по Красному пути. Однако этим планам сбыться не удалось — в компании-застройщике торгово-офисного центра «КВ» сообщили, что на «табачке» откроется гипермаркет казанской сети DOMO, до сих пор представленной в Омске двумя магазинами. Как отметил впоследствии глава омского «Эксперта» Александр АФОНИН, когда открыто заявляешь о своих планах, на твое место появляется другой арендатор. «Кроме того, нам не удалось воплотить свои планы из-за несоблюдения заявленных сроков строительства в Омске торговых объектов, — добавил он. — В следующем году мы проанализируем и исправим свои ошибки. „Эксперт“ в Омске показывает ежемесячный прирост, и в 2008 году мы займем свои 15% рынка».

Вслед за «Экспертом» в Омск пришла федеральная сеть «М.Видео», которая работает в схожем формате, позиционируя себя как сеть-специалист и делая акцент на качество и известность предлагаемых брэндов. До 2009 года «М.Видео» намеревается открыть в областном центре еще два гипермаркета. К этому времени компания предполагает занять 25% местного рынка.

Старожил из представленных в Омске федеральных сетей, — компания «Эльдорадо» — в прошлом году еще больше укрепила свои позиции лидера. Как рассказал «КВ» директор Сибирского филиала компании «Эльдорадо» Иван УСТИНОВ, сегодня в Омске действуют пять магазинов сети общей площадью более 14 100 кв. метров. В 2008 году предполагается открытие еще от одного до трех объектов. Напомним, что летом компания «Эльдорадо» запустила в новом ТЦ «Триумф» на улице Березовского, 19 гипермаркет площадью свыше 3 500 кв. метров. 12 декабря состоялось открытие обновленного магазина «Эльдорадо» по улице Комарова — магазин, изначально занимавший площадь около 1 500 кв. метров, теперь расширен до 3 500 квадратов.

— Доля «Эльдорадо» на омском рынке в середине 2007 года доходила до 40%, и мы намерены только ее увеличивать. По итогам 2007 года доля будет приближаться к 45%, — говорит Иван УСТИНОВ. — А в первом квартале 2008 года в Омске состоится открытие еще одного магазина площадью 2 000 кв. метров. Конкуренция на омском рынке высока, однако нас она не пугает. Мы с 1996 года присутствуем в городе и хорошо знаем местную специфику.

По мнению г-на УСТИНОВА, в 2008 году перенасыщения местного рынка БТЭ не наступит, а конкуренция приводит, наоборот, к росту спроса. Интересно, что к концу 2008 года «Эльдорадо» планирует построить и сдать собственный торговый комплекс общей площадью 24 тысячи кв. метров. Он появится на Левобережье в поселке Новая Чукреевка, инвестиции в проект составят млн.

Но в конце прошедшего года главным событием на местном рынке стал приход федеральной сети «Техносила», открывшей 12 декабря в левобережном ТРЦ «АТ-Маркет» магазин с торговой площадью 2 500 кв. метров. В недалекой перспективе новички планируют открыть в Омске не менее 5-7 магазинов, вторая «Техносила» заработает примерно через полгода. Как сообщают в компании, к 2011 году число магазинов может достичь 11, а в планах компании — занять не менее 15% омского рынка.

В 2008 году ожидается приход в Омск последнего федерального оператора БТЭ из «большой четверки» — сети «МИР». Как известно «КВ», он ведет переговоры о возможном открытии своего магазина в строящемся комплексе «Кит-Интерьер» по улице 10 лет Октября.

Омичи закрываются и меняют названия

Растущее давление федеральных сетей прибавило на омском рынке нервозности. Чего стоят скандальные маркетинговые акции представителей сетей «Эльдорадо» и «DOMO» у порога открывающегося магазина «М.Видео» с раздачей листовок и купонов с теми же сроками распродаж и ценами, что и у нового гипермаркета. А в декабре в изоляции оказался магазин электроники «Позитроника» на Красном пути — здание огородил забором новый владелец «Сибзавод Центра», напомним, что предприятие выкупила фирма «Траст-инвест», по информации СМИ, близкая к компании «Эльдорадо», магазин которой находится по соседству.

Обострившаяся конкуренция сильно изменила положение омских сетей и магазинов БТЭ, многие из которых сдали свои позиции. Прекратили работу монобрэндовые салоны LG и Samsung. Закрыла один из двух магазинов сеть «ТелеМир», закончила свое существование местная сеть «Телетекст», одна из старейших в Омске.

«Фирма „Телетекст“ умерла, последние дни доживаем», — сообщили «КВ» в офисе этой компании. С сентября на месте «Телетекста» по проспекту Маркса, 38 работает новый магазин LG, другое здание на Красном пути, 83 заняла новосибирская сеть «Сибвез». А на месте левобережного магазина «Телетекст» в здании бывшего шестого таксопарка осенью открылся несетевой магазин бытовой техники «Технодом». «Омичи по-прежнему отдают предпочтение местным представителям, единственное, чем берут федералы — огромные площади, но у них много мелочи и покупателю трудно сделать свой выбор, — считает директор магазина „Технодом“ Игорь АЛЕКСЕЕВ. — Мы же предлагаем основные мировые брэнды, а торговыми марками, которые имеют тяжелый сервис в городе и к которым долго поставляются запчасти, не занимаемся». Однако и г-н АЛЕКСЕЕВ говорит, что все же почувствовал небольшой отток покупателей в связи с открытием на Левом берегу «Техносилы».

А в конце года мы стали свидетелем ребрэндинга другого старейшего омского игрока — «Технопарка». По сообщению местных СМИ, компании вчинили иск на пять млн рублей, поскольку «Технопарк» — это национальный проект. Данный товарный знак уже зарегистрирован, поэтому его использование незаконно. В итоге 24 ноября омский «Технопарк» стал «Технософией». «Для нас 2007 год был довольно хорошим, пока больших изменений на рынке не видим. Мы в основном конкурировали с омскими компаниями, москвичи нас немного двигают, но не в такой степени, чтобы для нас это было ощутимо, — рассказала „КВ“ начальник отдела маркетинга сети магазинов „Технософия“ Ирина СЕНЬКОВА. — На данный период времени считаю, что гипермаркеты не потеснят омские сети, потому что если люди решают купить бытовую технику, они идут в специализированный магазин. А в огромных гипермаркетах покупки более спонтанные». По словам Ирины СЕНЬКОВОЙ, открытие новых магазинов в сети «Технософия» пока не планируется.

В поисках новых форматов

Сильные омские игроки, например сеть «Электронный рай», отказываются занимать нишу узкоспециализированных магазинов и копируют крупный федеральный формат гипермаркета. В прошлом году «Электронный рай» уже закрыл два небольших магазина формата «у дома» по проспекту Маркса. Некоторые разрабатывают свои оригинальные концепции. Например, в городе заявила о себе сеть магазинов уцененной бытовой техники «ДаромБыт» с лозунгом «Комиссионка возрождается».

А омская компания «Домотехника» решила создать собственную торговую сеть «ТехноДиво». Сегодня в Омске работает склад-магазин бытовой техники «ТехноДиво» на 3-м Разъезде (20 лет РККА, 300), второй магазин одноименной сети открылся 15 декабря на Левом берегу в ТК «Лето» по улице Дианова, 3/1. Кроме того, магазины сети имеются в Русской Поляне, Саргатке, Таврическом, Таре и планируется открытие еще одного объекта в области.

— Основа нашей стратегии — доступные цены, которые мы приближаем к оптовым, — говорит руководитель отдела рекламы Группы компаний «Домотехника» Егор КРИВОЙ. — Мы работаем напрямую с производителями бытовой техники, что позволяет избежать лишней накрутки на товар. В магазине присутствуют все основные ниши и ассортиментные позиции, имеются и свои собственные брэнды, как у большинства крупных федеральных торговых сетей. Например, мы являемся владельцами торговых марок «Умелица» (под ней продаются жарочные шкафы и другая бытовая техника для дома) и PowerFactor (это в основном электроинструмент). Производители техники есть и в России, и за рубежом, в том числе в Китае.

Кроме того, особенность концепции новой сети — отказ от скидок, подарков и распродаж, поскольку «ТехноДиво» цены на бытовую технику и так старается держать низкими.

Что касается прочих омских несетевых магазинов бытовой техники, по мнению участников рынка, они не выдержат конкуренции с федеральными сетями. Сосуществование возможно только в отдельных сегментах и специализированных нишах. В качестве примера можно привести магазин «Лаборатория звука».

— Идет процесс перерастания рынка в качественный формат, когда определяющую роль играет тот, кто может предложить более низкую цену или качественный сервис, — говорит генеральный директор ГК «Regional Real Estate» Дмитрий САПУНОВ. — Кроме того, при работе в формате гипермаркета с увеличением площади и предоставлением более широкого диапазона товаров оборот с квадратного метра увеличивается. Поэтому магазин бытовой техники в формате «у дома» не эффективен. Сложная техника и электроника не являются товаром импульсного спроса. Это осознанная покупка, за которой клиент скорее всего поедет туда, где есть большой выбор.

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.