Владимир ОКОЛЕЛОВ, начальник Главного управления ветеринарии Омской области: "Наша служба при всех вертепах жизни будет востребована"

Дата публикации: 23 января 2008

Согласно заветам Сент-Экзюпери «человек в ответе за тех, кого приручил». Говорят, уровень заботы о братьях наших меньших свидетельствует об уровне развития общества. О том, как в нашем регионе обстоят дела ветеринарные, какие проблемы и перспективы в этой отрасли, корреспондент «КВ» Андрей КОЛОМИЕЦ побеседовал с начальником Главного управления ветеринарии Омской области Владимиром ОКОЛЕЛОВЫМ.

— Какие главные задачи стоят перед ветеринарной службой?

— Федеральный закон «О ветеринарии» никто не отменял, к нему готовятся дополнения. В законе четко оговорено, что основная деятельность госветслужбы заключается не только в лечении и профилактике сельскохозяйственных животных, а в контроле за благополучием сельхозпродуктов для населения. Ну а в третью очередь курируем все предприятия, которые находятся на территории региона, по санитарно-ветеринарным правилам, чтобы Омская область не стала источником инфекции или инвазии.

С 2005 года наше управление является органом исполнительной власти Омской области. Нас непосредственно курирует первый заместитель председателя правительства Евгений ВДОВИН. По общим вопросам животноводства координатором является министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области. Кроме того, Россельхознадзором мне делегированы полномочия главного государственного ветеринарного инспектора Омской области.

— А какие ветеринарные проблемы больше всего беспокоят?

— В 2006 году была постоянная головная боль по гриппу птиц. Согласно федеральным рекомендациям вакцинацию домашней птицы нужно было проводить только там, где возле поселений есть водоемы. Однако жизнь внесла свои коррективы: очаги гриппа птиц фиксировались в местности, где нет никаких водоемов, поэтому было принято решение проводить тотальную вакцинацию.

В прошлом году с февраля по март наши специалисты ревакцинировали взрослую птицу во всех омских поселениях. Спустя два месяца весь инкубаторский молодняк тоже накрыли вакциной, после этого я спал спокойно. Мы навели порядок по технологии содержания птицы, в результате в 2007-м гриппа птиц на территории области не фиксировалось.

Для профилактики третий год накрываем весь общественный и домашний скот в девяти приграничных с Казахстаном районах трехвалентной вакциной против ящура. Наше управление подготовило методические рекомендации по профилактике гриппа птиц и ящуру, готовятся по африканской чуме и бешенству. Также готовим для утверждения правительством комплексный план по профилактике всех особо опасных болезней на территории региона до 2010 года.

Профилактировать болезни гораздо эффективнее, чем лечить их в авральном порядке. Серологические и биохимические исследования крови животных позволяют выявить любую болезнь на ранних стадиях. В Соединенных Штатах Америки такие исследования животных проводят чуть ли не каждую неделю, мы пока можем позволить себе это делать только весной и осенью. Из федерального центра мы получаем бесплатные вакцины, в прошлом году только по гриппу птиц получили на 32 млн рублей. Каждое омское подворье государство обеспечивает вакцинами в среднем на 500 рублей.

— Как сказался на ветеринарной службе постсоветский развал в сельском хозяйстве?
— Конечно, ветеринария вместе со всей страной переживала сложные времена, но за последние пять лет положение дел не только нормализовалось, но и значительно улучшилось. Так, для областной ветлаборатории приобретено уникальное оборудование, позволяющее проводить любые исследования. В каждом районе в структуре нашего управления работают районные ветстанции, которые за последние три года полностью укомплектованы ДУКами, санитарными машинами, в приграничных районах — «Нивами-Шевроле», и другим полноценным оборудованием.

В состав всех ветстанций входят лаборатории, их специалисты проводят весь комплекс диагностических исследований, весной выезжают в каждый населенный пункт.Собираемся в отдаленных поселениях открыть ветеринарные пункты, которые будут обслуживать население круглый год. В Новосибирской области уже 250 таких пунктов, мы от соседей пока отстаем, но уже этой весной должны открыться первые ветпункты в Тюкалинском, Оконешниковском и других районах.

Как ни парадоксально, но сокращение скота в сельском хозяйстве позволило улучшить ситуацию по хроническим болезням. Если 15 — 20 лет назад из-за бруцеллеза и туберкулеза животных за голову хватались, по области были десятки неблагополучных хозяйств, то теперь эта проблема осталась в прошлом. Больной скот сдали на мясокомбинат, а скот, который остался, стали лучше кормить и проводить грамотную профилактику болезней. В результате сейчас по всей области по туберкулезу осталось только три неблагополучных пункта, да и больных животных там нет, но не выполнены санитарные условия — не вывезен навоз и не проведена качественная дезинфекция. А по бруцеллезу — всего лишь один неблагополучный пункт в частном секторе, туда завезли несколько овец из Казахстана на свадьбу, вот мы и решили перестраховаться.

Из Казахстана к нам приносят бешенство лисы и волки, но профилактические мероприятия должны решить эту проблему. К сожалению, пока не решена проблема с лейкозом крупного рогатого скота. Когда боролись с бруцеллезом и туберкулезом, завезли в регион животных-вирусоносителей лейкоза. Это заболевание во многом хозяйственная, а не ветеринарная проблема: от коров-вирусоносителей можно получать здоровых телят, но для этого нужно пастеризовать молоко и дезинфицировать оборудование, инвентарь и ветинструменты. В Свердловской области тоже все районы были необлагополучные по лейкозу, но в течение пяти лет по областной программе там выделяли солидные средства на оздоровление стад и выправили ситуацию.

— Сколько ветеринаров работает под вашим началом?

— Во всех подведомственных структурах государственной ветеринарной службы работают 669 ветеринарных специалистов и 853 специалиста работают в производственной сфере. Всего более 1500 ветврачей. К примеру, Омск поделен на шесть ветеринарных округов. Городская ветеринарная служба преобразована в областной центр по профилактике, экспертизе и лечению животных. Мы контролируем всех переработчиков сельхозпродукции, проверяем всю продукцию на рынках и супермаркетах. «Омский бекон» получает шрот из Казахстана, а мясокомбинат «Омский» говядину из Бразилии и Аргентины, мы контролируем этот процесс, проверяя документацию и поступившую продукцию. Импорт занимает около 40% омского продуктового рынка, так что работы хватает. А за омской мясопродукцией двойной контроль: сначала ее проверяют в районной ветлаборатории, а при поставке в Омскпроводится повторная экспертиза на мясоконтрольных лабораториях на рынках, поэтому за рынки я спокоен.

Согласно 131 закону мы можем проверять предпринимателей, занимающихся переработкой и торговлей сельхозпродукцией, не чаще чем два раза в год, поэтому составляем графики исследований. На крупных предприятиях переработки работают ветинспекторы, мы ставим вопрос, чтобы они полностью вошли в нашу структуру. В Омске наши специалисты осуществляют контроль за домашними животными в частном секторе, а частные ветклиники и аптеки, торгующие ветпрепаратами, контролируем по всей области. Наша служба при всех вертепах жизни будет востребована. Может быть, когда-нибудь перейдем на казахстанский метод, где частные ветеринары по лицензии обслуживают населенные пункты, но пока у нас ветеринарная служба государственная.

— Кроме контроля за сельхозпродукцией и профилактикой сельхозживотных как ветеринарная служба способствует развитию сельского хозяйства?

— От нашей деятельности зависит здоровье животных и качество сельхозпродукции, поэтому мы делаем все возможное, чтобы его повысить. Самое обидное, что зачастую новые бизнесмены, решившие заняться сельским хозяйством, наступают на те же грабли, как и многие председатели колхозов в советские годы. Почему-то до сих пор по старинке считают, что главное — весной выгнать коров на пастбище, а о полноценном кормлении и качестве кормов по-прежнему забывают. В прошлом году мы проводили на базе одного из лучших хозяйств области СПК «Ермак» выездную сессию Агросоюза, на которой ученые из СибНиСХОЗа объясняли хозяйственникам, что важно, чтобы в кормах был полный набор полезных веществ, в том числе и сахар, тогда и надои будут по 6 — 7 тысяч литров от наших сибирских коров.

Мы способствуем, чтобы животноводство становилось на новые рельсы. Проводим совещания с главами поселений и объясняем, что именно они должны стать застрельщиками разведения элитного скота с богатой родословной. Как только повысятся закупочные цены, народ станет больше коров разводить. В наших северных районах в прошлом году тюменские переработчики закупали молоко по 13 рублей за литр. Если пять коров в личном хозяйстве держать, то можно не работать, а если 10, то и прибыль неплохая выйдет. Многих нынешних студентов ветинститута из села родители содержат за счет молока. Ну а если дойное стадо будет расти, то и наша служба станет более востребованной.

— А как проводите свое свободное время?

— Стараюсь как можно больше времени уделять внучкам и семье. У нас, можно сказать, ветеринарная династия: моя жена — ветеринарный врач, сын — кандидат ветеринарных наук, дочь и зять — тоже ветеринарные врачи. А вот вторая дочь «изменила» нашей профессии и работает врачом в диагностическом центре. Кроме того, под моим началом 9 аспирантов и соискателей-производственников Института ветеринарной медицины ОмГАУ, которым приходится помогать в методическом плане. Ну а если выдается свободная минута, трачу ее на чтение. Предпочитаю детективы, собрал всю серию «Черная кошка».



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2008/01/3/523615