Александр БУТАКОВ, министр государственно-правового развития Омской области: "Задним умом мы должны понимать, куда идем и какие риски можем иметь"

Дата публикации: 20 февраля 2008

Омские инвесторы-застройщики смогут получать субсидии из областного бюджета на строительство коммунальной инфраструктуры на участках жилищного строительства еще до участия и победы в федеральных конкурсах. Такое решение было принято на последнем заседании правительства 13 февраля. Министр строительства и ЖКК Валерий БОЙКО пояснил, что при действовавшем до сих пор порядке инвесторы могли получить субсидии на компенсацию затрат по выплате кредитов, взятых на строительство инженерной инфраструктуры, только после того, как пройдут все этапы федерального конкурса. Потраченное на это время съедало значительную часть субсидий, которые попросту не успевали осваивать. Так, в 2007 году инвесторы успели освоить лишь 4,6 млн рублей из 10 млн, заложенных на эти цели в областном бюджете.

Вечером деньги — утром конкурс

По словам Валерия БОЙКО, действующий механизм субсидирования процентных ставок по кредитам, взятым инвесторами на развитие инженерной инфраструктуры площадок жилищного строительства, позволяет на каждый рубль областных средств привлечь 8 рублей кредитных ресурсов, а при софинансировании из федерального бюджета — вдвое увеличить сумму. В 2007 году по этой программе государственную поддержку получили три проекта. Однако из-за невозможности выделения средств из областного бюджета до прохождения федеральных отборов около 6 млн рублей не были освоены. В итоге инвесторами было привлечено 220 млн рублей кредитных ресурсов.

— Предлагаемый проект направлен на изменение ситуации, — пояснил министр. — Предусматривается проведение опережающих областных отборов инвестиционных проектов еще до проведения федеральных конкурсов на получение поддержки в виде субсидирования процентной ставки по кредитам для развития инженерной инфраструктуры на площадках жилищного строительства. Это позволит ускорить сроки получения кредитов и сроки строительства инженерной инфраструктуры, параллельно завершая работы по разработке и утверждению проектов планировок территорий и прав землепользования и застройки. Это является одним из основных условий федерального конкурса, и многие проекты именно по этому условию у нас пока не соответствуют.

Предполагается, что субсидии при малоэтажном жилищном строительстве составят до 100% от затрат на уплату процентов, при многоэтажном — до 50%. При этом порядок отбора инвестпроектов будет соответствуют федеральным требованиям, что в свою очередь является хорошей подготовительной базой для участия в федеральных конкурсах.

— В случае прохождения федерального конкурса средства по проекту малоэтажной застройки будут полностью замещать средства областного бюджета, что позволит обеспечить их повторное использование, — пояснил Валерий БОЙКО. —По многоэтажной жилищной застройке — оставшиеся 50% средств на компенсацию затрат на уплату процентов можно будет получить из федерального бюджета. В результате все затраты инвестора будут компенсированы.

В областном бюджете на 2008 год на субсидирование процентных ставок заложено 40 млн рублей. Минстрой прогнозирует, что объем полученных инвесторами кредитных ресурсов составит порядка 600 млн рублей. Потенциальными получателями субсидий станут сразу несколько крупных проектов. В Омске — «Новая Чукреевка», микрорайон «Заречный», «Московка-2», подстанция «Прибрежная» и ряд других, в Омском районе — «Ясная Поляна».

Государство — не гарант?

Проект минстроя поддержали все члены правительства, однако министр государственно-правового развития Александр БУТАКОВ высказал опасения по поводу негарантированности финансирования со стороны федерального центра.

— На мой взгляд, при той закредитованности российских банков, которая существует на сегодняшний день, все взаимоотношения, связанные с жилищным строительством, должны рассматриваться через призму тех финансовых процессов, которые происходят в том числе на Западе, — выступил Александр БУТАКОВ. — И мы, принимая такие решения, должны, с одной стороны, четко осознавать, что принцип софинансирования достаточно негарантирован. С другой стороны, под такие субсидии будут подводить очень жесткие требования, связанные с оформлением прежде всего земельных участков, инфраструктуры: с точки зрения собственности и полномочий на распоряжение земельными участками. Мы идем в верном направлении, но задним умом мы должны понимать, куда мы идем и какие риски можем иметь.

— Проект отрабатывался достаточно долго и он очень нужен по ряду причин, — выступил первый заместитель председателя правительства Евгений ВДОВИН. — Применение этого инструмента дает мультипликационный эффект — при достаточно небольших затратах на поддержку инвесторов мы можем стимулировать привлечение большого объема ресурсов, что на практике и происходит. Надеюсь, с помощью этого документа мы более эффективно сможем готовить свои проекты к участию в федеральных конкурсах на получение софинансирования. Что касается рисков, их нет, поскольку мы платим по факту: человек сделал, построил, отчитался перед банком, и мы компенсируем затраты. Другое дело, что это накладывает дополнительные расходные обязательства на бюджет. Но в данном случае это будет дешевле, чем прямые затраты на строительство коммунальной инфраструктуры.

— Думаю, Александр Владимирович имел в виду риски в отношении федерального софинансирования, которое, как правило, не выполняется, — уточнил Леонид ПОЛЕЖАЕВ.

— Банковская система сегодня должна примерно 160 млрд долларов, — пояснил свою мысль Александр БУТАКОВ. — И понятно, что как только деньги пойдут на Запад, единственным гарантом, который сможет взаимодействовать с этой системой, будет государство. Но будет ли это стопроцентное обеспечение софинансирования?

Губернатор заметил, что предсказать, выполнит ли федеральный центр свои обязательства по софинансированию проектов, невозможно.

— Мы это сможем узнать, только если войдем в процесс, — сказал губернатор. —Риск, конечно, есть.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2008/02/7/173262