Олег ЛУКИН, заместитель генерального директора по развитию и реализации услуг

Дата публикации: 19 марта 2008

Как сообщила на прошлой неделе АК «Омскэнерго», заявки от потребителей на технологическое присоединения к электрическим сетям по-прежнему принимаются, но рассматривать их и выдавать технические условия компания не будет. Причина в полном отсутствии технической возможности и в том, что до сих пор не принят тариф на техприсоединение. О том, что вынудило энергетиков пойти на крайние меры, обозревателю «КВ» Николаю ГОРНОВУ рассказал заместитель генерального директора по развитию и реализации услуг ОАО «АК "Омскэнерго“ Олег ЛУКИН.

— Олег Николаевич, вопрос о тарифе на техприсоединение поднимается уже давно, но было же компромиссное решение, когда РЭК утверждала индивидуальные тарифы по каждому проекту. Чем не вариант?

— Да, законодательство предусматривает вариант, при котором принимается индивидуальный тариф, но для случаев, когда технические мероприятия, необходимые для электроснабжения того или иного потребителя, не включены в утвержденную инвестиционную программу. Тогда РЭК и устанавливает плату за присоединение исходя из объема присоединяемой мощности. Но при этом мы сами себя загоняем в тупик. Как быть, если для реализации проекта необходимо, например, строительство новой подстанции стоимостью 800 миллионов рублей, а потребителю необходима только половина от мощности этой подстанции? РЭК, естественно, утверждает тариф, при котором потребитель оплачивает строительство половины подстанции. Но мы же не можем построить половину подстанции. А если других потребителей в этом месте нет и не будет в ближайшее время, то что делать в таком случае? Такая ситуация, кстати, сложилась сегодня в районе поселка Дружино, где планируется строительство логистического центра. Ближайшая к нему возможная точка присоединения — подстанция «Сургутская», которая мало того, что сама нуждается в реконструкции, да еще от нее необходимо будет протянуть линию 35 киловольт длиной примерно в 8 километров. Нужно будет строить и новую подстанцию 35/10 киловольт. При общей стоимости проекта в 231 млн рублей РЭК установила плату за присоединение для этого объекта в 46 миллионов рублей. То есть на уровне пятой части от необходимых затрат. А где взять остальные 190 миллионов?

— Искать других желающих...

— Даже если мы их и найдем, то на это все равно потребуется много времени. А потребитель, уже имея на руках решение РЭК, на вполне законных основаниях требует, чтобы мы заключили с ним договор и подключили этот объект к энергоснабжению в течение года. И ни отказать заявителю, ни создать техническую возможность для присоединения его объекта к электрическим сетям наша компания не может. Нельзя же заказать подрядчику только строительство кровли, если самого дома еще нет. В общем, индивидуальные проекты — это не выход. Нужно решать проблему комплексно. Нужна утвержденная инвестиционная программа, как предусматривает законодательство. Заинтересованная сторона, в данном случае город, должна обозначить объемы перспективной нагрузки, выдать нам техническое задание на электроснабжение. Мы обязаны эту информацию обработать, перевести в конкретное техническое решение с конкретными финансовыми параметрами. И после этого город должен принять решение о том, за счет каких источников будут профинансированы работы по созданию технической возможности для присоединения перспективных объектов к сетям электроснабжения.

— И на каком этапе находится эта работа?

— Техническое задание город выдал, где обозначена потребность в мощности до 2015 года с перспективой до 2025 года. Мы разработали инвестиционную программу, выполнение которой обеспечит выдачу требуемой городом мощности. Теперь остался последний этап. Город должен определить источники финансирования. Возможны несколько вариантов: финансирование за счет бюджета, за счет привлеченных инвестиционных ресурсов или за счет конечного потребителя путем установления ставки на присоединение. Затраты, конечно, на выполнение инвестиционной программы получились очень значительные — порядка 12 млрд рублей. Из них около 4 млрд рублей — это затраты Федеральной сетевой компании на реконструкцию федеральных сетей, на модернизацию и строительство высоковольтных подстанций. Система электроснабжения многоуровневая, и мало создать техническую возможность на сетях города, нужно создать техническую возможность и на более высоком уровне — в магистральных сетях. Получается, что цена за присоединение одного киловатта дополнительной мощности находится в диапазоне от 37 тысяч рублей до 45 тысяч рублей.

— Довольно дорого получается...

— Дорого. Даже в Москве тариф меньше. Но в данном случае, если город считает, что прирост мощности будет именно такой, наше дело было максимально точно подсчитать сумму, в которую обойдутся все технические мероприятия. Если эта сумма кажется слишком большой, то вариант здесь только один: нужно снизить потребность, тогда и инвестиционная программа получится дешевле. Простой пример: если у вас не хватает денег на «мерседес», то вы же не заставите дилера снизить на него цену до приемлемого вам уровня. Либо вам придется занимать недостающую сумму, либо приобретать другую машину, которая дешевле. В рамках существующего технического задания за семь ближайших лет в городе необходимо будет построить и реконструировать с учетом прироста мощности более 10 подстанций 110 киловольт. Будет ли в Омске такой прирост мощности в ближайшие семь лет — большой вопрос. Это зависит от множества факторов. В том числе и от того, будут ли в ближайшие семь лет полностью реализованы все инвестиционные проекты по строительству жилья и социальных объектов. А может, планы муниципалитета на этот счет слишком оптимистичны? Дело ведь не в том, что сверстанная инвестиционная программа невыполнима. Нет, выполнить ее мы сможем на 100%, но при условии, что городом будут определены для нее источники финансирования. В тарифе АК «Омскэнерго», как мы уже неоднократно говорили, инвестиционной составляющей на создание новых мощностей нет.

— А что отвечает на это муниципалитет?

— Говорит, что все запрашиваемые 330 мегаватт присоединяемой мощности нам нужны, только вот стоимость технических мероприятий слишком, мол, велика. А половинчатого решения в данном случае быть не может. Если кто-то считает, что мы завысили стоимость технических мероприятий, то ее всегда можно перепроверить. Наш проект прошел, кстати, и Главгосэкспертизу, и тот же Омскгражданпроект все наши цифры подтверждает. Да иначе и быть не может — они все реальные. По ряду позиций, как признает Омскгражданпроект, даже заниженные, поскольку этот инвестпроект верстался еще в 2007 году, а за это время с учетом инфляции и роста цен увеличилась в стоимости, например, строительная часть.

— В общем, главный на сегодняшний день вопрос — это деньги?

— Да. И пока он не решен, мы не можем двигаться дальше. Но жизнь-то не остановишь на месте. Потребители по-прежнему приходят с заявками, у них тоже инвестиционные планы. И что делать? Вот мы и были вынуждены пойти по пути индивидуального установления тарифа в РЭК.

— Каковы вообще перспективы утверждения инвестпрограммы?

— С октября прошлого года этот документ ходит по всевозможным городским департаментам, несколько раз он возвращался и к нам, причем с формальными, на мой взгляд, замечаниями. Последнее замечание, например, было от Омскгражданпроекта. Звучит оно примерно так: данная инвестпрограмма требует в течение семи лет ежегодного ввода двух подстанций на 110 киловольт, что вызывает большое сомнение с точки зрения технической возможности для АК «Омскэнерго» даже при наличии средств. Как можно расценить такое замечание — я не знаю. На сегодняшний день, когда подрядчики буквально выстраиваются в очередь, мы могли бы вводить за год и по пять подстанций 110 киловольт. Были бы деньги.

— И что делать в сегодняшней ситуации?

— Вариант только один. Местной власти нужно как можно быстрее принять решение об источниках финансирования комплексных мероприятий по развитию электросетевого комплекса региона, иначе строительство жилья и других социальных объектов в Омске может попросту остановиться. А сегодня, пока тарифа на присоединение нет, мы не будем рассматривать новые заявки на присоединение. Такое решение было единогласно принято правлением АК «Омскэнерго», и мы уже официально уведомили об этом решении и антимонопольные органы, и РЭК, и профильные областные министерства, и городской департамент архитектуры и градостроительства.

— Да, решение жесткое...

— Может быть, и жесткое, но оно вынужденное. Дальше, в такой ситуации неопределенности, город жить не может. Это не наши фантазии, что возможности для присоединения новых потребителей уже исчерпаны. Вот и системный оператор подтверждает стопроцентную загрузку существующих подстанций и сетей. Без существенных технических мероприятий присоединение новых потребителей уже невозможно практически нигде. И даже подстанция «Весенняя», сданная не так давно, не может на сегодняшний день быть загружена на полную мощность, поскольку для ее полной загрузки требуется реконструкция линии в 110 киловольт на участке от Лузина до ТЭЦ-3. А источников финансирования для такой реконструкции нет.

— Насколько я помню, в Красноярске был принят тариф на техприсоединение. Однако его тут же оспорило антимонопольное ведомство...

— Что касается ряда регионов, в том числе Красноярского края, где были приняты тарифы на присоединение, то антимонопольными органами там оспаривается не сам тариф, а его величина. То есть обоснованность затрат, которые были включены в этот тариф, насколько правильно они были отнесены на ту мощность, которая при этом дополнительно создается. Грубо говоря, оспариваются деньги, а не принцип, который оспаривать бессмысленно, поскольку он закреплен федеральным законодательством. В законодательстве, конечно, тоже есть сложные моменты. Дело в том, что на сегодняшний день действуют одновременно два законодательных акта, утвержденных постановлениями федерального правительства, которые во многом друг друга дублируют. Первый — это правила недискриминационного доступа по присоединению к электрическим сетям, а второй — это порядок подключения к коммунальным сетям. И оба документа регламентируют, в частности, порядок оплаты за технологическое присоединение.

— А в чем между ними принципиальное различие?

— Различие можно заметить даже в формулировках. В одном случае присоединение, а в другом — подключение, хотя, по сути, имеется в виду одно и то же действие. Различен и регламент установления платы за присоединение потребителей к электрическим сетям. В итоге и РЭК сегодня в некотором замешательстве, и Омский городской совет. Что касается нас, то мы готовы работать по любому из этих двух регламентов. Главное, чтобы тариф был и чтобы его утвердили законным способом. Но, к сожалению, пока мы ни на шаг не продвинулись в этом направлении.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2008/03/11/oleg_lukin__zamestitel_generalnogo_direktora_po_razvitiyu_i_realizatsii_uslug