Дмитрий КАРЕВ, генеральный директор ООО "Компания Продинвест — Омск":"Продинвест" планирует вложить 100 — 250 млн рублей в создание агрохолдинга в Омской области

Дата публикации: 16 апреля 2008

8 апреля в министерстве сельского хозяйства и продовольствия Омской области состоялось совещание, посвященное организации пунктов закупа молока в регионе, где стало известно, что ООО «Компания Продинвест — Омск» строит крупнейшую в Омской области сеть пунктов по закупке молока у населения. На их организацию в 100 населенных пунктах области компания направит более 70 млн рублей. Генеральный директор предприятия Дмитрий КАРЕВ рассказал корреспонденту «КВ» Олесе КУЗНЕЦОВОЙ о деятельности своей компании и о планах на будущее.

— Дмитрий Николаевич, когда было создано ваше предприятие?

— Я являюсь собственником ООО «Компания Продинвест — Омск», создал его в 2002 году. «Продинвест» — это крупнейший московский холдинг по переработке сырого и по изготовлению сухого молока, крупнейший российский трейдер сухого молока и масла. Моя компания работает в Омске под брендом «Продинвест», но при этом является полностью самостоятельной единицей — сама определяет, по какому пути ей развиваться, но, естественно, так, чтобы не противоречить глобальной политике всего холдинга. Сегодня в моей компании работают около 200 человек.

— С чего начинали, в каких направлениях сейчас работаете?

— С самого своего основания компания занимается реализацией сухого молока и масла собственного производства — на Дальний Восток и Север. Снабжением сельскохозяйственных производителей Омской области кормовыми добавками (российского производства) и заменителями молока для выкармливания телят (российского и голландского производства). Поработав некоторое время с животноводческими хозяйствами нашего региона, мы предложили им услуги по полному обеспечению предприятий всей необходимой им продукцией — от заменителей молока и кормовых добавок до поставки семени быков-производителей отечественной и зарубежной селекции молочных и мясных пород. На заказ мы можем привезти даже взрослый скот, например, из Голландии, но из-за его высокой стоимости пока ни одно хозяйство нашего региона не делало таких заказов — искусственное осеменение пользуется большим спросом. Например, одна хорошая голландская корова, которая дает от 9 тысяч литров молока в год, стоит сегодня 80-100 тысяч рублей. Кроме того, мы поставляем молочное оборудование и производим его монтаж — доильные аппараты, охладители молока. Сейчас у нас есть собственная служба, которая монтирует оборудование, а раньше мы просто выступали инвесторами — финансировали сельхозпредприятия в обмен на их продукцию.

— Как пришли к сбору молока?

— Опытным путем пришли к тому, что нам выгоднее, когда предприятия рассчитываются с нами сырым молоком. Сначала сдавали это молоко по 4 тысячи тонн в месяц на заводы «Манрос», калачинский и другие, где нам его перерабатывали в сухое молоко, а потом мы его забирали и продавали. Сегодня наша компания имеет самый большой в Омской области автопарк молоковозов — 25 машин. В 2007 году ООО «Компания Продинвест — Омск» купило маслозавод в Нижнеомском районе, чтобы иметь собственную переработку молока и не зависеть от других молочных заводов.

— В каком состоянии достался вам Нижнеомский завод?

— В отличие от многих других подобных заводов, он не был на грани банкротства и не имел долгов — перерабатывал 15-20 тонн сырого молока в сутки. Из-за нехватки сырьевой зоны в районе — там практически не осталось хозяйств, которые могли бы сдавать молоко — завод работал не на полную мощность. А наша компания как раз на тот момент уже имела собственную выстроенную сеть по сбору молока с сельхозпредприятий на территории всей Омской области и даже на территории Новосибирской области. Сам завод, конечно, требовал реконструкции, которую мы провели за год — вложили немалые средства. Сейчас предприятие загружено на 100% — перерабатывает 150-170 тонн сырого молока в сутки, производит сухое обезжиренное и сливочное молоко, масло. Генеральным директором завода является Екатерина МАЙЕР — его прежний руководитель. Мы полностью укомплектовали штат завода — около 120 человек, подняли зарплату сотрудникам.

— Как решали кадровую проблему?

— Ну, это целая история. Набирали сотрудников с большим трудом: большинство местных предприятий в Нижнеомском районе давно развалилось и люди просто уже отвыкли работать. Например, сварщиков и электриков по началу приходилось возить из Омска, потому что даже за хорошие деньги (по городским меркам!) местное население не хотело идти работать. Постепенно нам все же удалось изменить сознание людей, они увидели все положительные изменения, произошедшие на заводе, и поверили, что мы действительно собираемся работать, а не распродавать завод по плитам. Если в прошлом году мы хватались за первого попавшегося селянина, пришедшего к нам на работу, то сегодня уже выбираем — особенно строго следим за тем, чтобы на завод не принимали любителей выпить.

— Как реализуется продукция завода?

— Мы поставляем ее производителям кондитерских изделий, майонеза, мороженого, восстановленного питьевого молока на Дальний Восток и Север. Производители Омской области хорошо обеспечены сырым молоком, а вот заводы Кемеровской, Красноярской, Иркутской областей полностью сидят на сухом молоке, так как там в принципе нет коров.

— А другие омские производители поставляют сухое молоко в те же регионы, что и вы?

— Установки по изготовлению сухого молока есть у большинства заводов — «Манроса», исилькульского, любинского, полтавского и других, но основная направленность этих предприятий — это изготовление цельномолочной продукции. Мы же специализируемся на изготовлении сухого молока — это основная наша продукция, которую мы выпускаем и реализуем в больших количествах. Чтобы изготовить одну тонну сухого молока, необходимо 10 тонн сырого молока. Ни один омский завод не сможет составить нам конкуренцию по объемам производства сухого молока.

— А почему вы отказались от выпуска цельномолочной продукции?

— Сегодня мы выпускаем только масло — оно составляет лишь небольшую часть от всего производства. Чтобы серьезно заниматься цельномолочной продукцией, нужен, во-первых, раскрученный брэнд, во-вторых, опыт в этой сфере, в-третьих, оборудование, которое стоит несколько миллионов долларов.

— Как формируется ценовая политика вашей компании?

— Ценообразование на молочную продукцию диктует рынок — биржи белорусская и украинская. Рынок молока сравним с рынком курса доллара — сегодня доллар может стоить 25 рублей, завтра — 23 рубля, а послезавтра — 20 рублей, то же самое происходит и с молоком. Таким образом спрогнозировать цену на молоко на какой-то длительный период просто невозможно, потому что данный рынок очень четко отслеживает мировую тенденцию. Прошлой осенью, например, у нас в стране была шумиха по поводу того, что взлетели цены на молоко, даже говорили о сговоре российских производителей. Но на самом деле цены на молоко поднялись во всем мире, а так как Россия пытается войти в ВТО и сегодня поддерживает торговые связи со всеми странами мира буквально в режиме on-line, то изменения на мировом рынке очень быстро сказались и на российском. С января 2008 года наблюдается обратная тенденция — на белорусской бирже произошел обвал цен на сухое молоко на 30-40%, соответственно мировая цена на сыворотку, сухое молоко и масло тоже упала. Сегодня сухое молоко из Белоруссии стоит 75 рублей за килограмм, а эта страна производит 30-40% от всего объема молока, производимого в России. Поэтому белорусы имеют возможность регулировать цены на российское молоко. Например, купив белорусское сухое молоко по 75 рублей и восстановив его, можно получить питьевое молоко по 7-8 рублей за литр, соответственно, и российским заводам будет экономически невыгодно платить хозяйствам больше, чем 8-9 рублей за литр цельного молока — иначе их продукция не сможет конкурировать на рынке из-за высокой себестоимости. Сегодня идет тенденция к снижению закупочной цены на молоко в пределах 8-9 рублей — то, что закупается у сельхозпроизводителей. Нам очень тяжело объяснять сельхозпроизводителям, каким образом устанавливаются те или иные цены, они ведь не отслеживают мировые тенденции. Несомненно, что осенью цены вновь поднимутся, но сложно сказать, на сколько процентов.

— Для чего вам сеть пунктов по закупке цельного молока у населения?

— Такая сеть нужна нам была в первую очередь для стабильного обеспечения сырьем молочного завода в Нижнеомском районе. Все крупные производители молока связаны долгосрочными контрактами с крупными молзаводами, расположенными в Омске. Не занята оставалась только одна ниша — личные подсобные хозяйства селян. С ними преимущественно работают так называемые кочевники, которые появляются наскоками и так же неожиданно исчезают. Мы же построили хорошо отлаженную систему, чтобы селянам стало выгодно наращивать производство молока. Закупать молоко у владельцев личных подсобных хозяйств мы начали еще два года назад — эксперимент успешно провели в Новосибирской области, где и наладили эффективную систему сбора молока из 50 стационарных пунктов. В каждом населенном пункте установили контейнер, в котором имеются охладитель молока и мини-лаборатория, где приемщик в любое время года и в любую погоду скупает молоко. Население уже настолько привыкло к стабильной работе наших пунктов, что даже залетным сборщикам молока редко кого удается переманить к себе высокими закупочными ценами. А в некоторых отдаленных от райцентров деревнях наши пункты являются единственными островками торговли — по заказам местных жителей мы привозим и продаем им необходимые продукты питания, кормовые добавки для скота и т.п. по рыночной стоимости. Осенью прошлого года мы начали внедрять данную систему сбора молока и в Омской области, но, к сожалению, опыт оказался менее успешным, чем в Новосибирской области: из-за несезона люди оставляли большое количество молока на собственные нужды. Сейчас у нас 37 стационарных пунктов сбора молока в 12 районах Омской области — Нововаршавском, Шербакульском, Оконешниковском, Горьковском, Павлоградском, Таврическом, Кормиловском, Черлакском и других. В ближайшее время собираемся установить такие пункты практически во всех районах области (около 100 населенных пунктов), а в некоторых даже по нескольку — это потребует более 70 млн рублей инвестиций. Например, сегодня я встречался с главой Любинского муниципального района по поводу возможности установки молокоприемника в его районе, вроде бы удалось заручиться поддержкой главы. К моему сожалению и удивлению, не каждый руководитель района готов идти нам навстречу в данном вопросе, а некоторые, наоборот, еще и вставляют палки в колеса — по принципу — сами работать не хотим и другим не дадим.

— Например, главы каких районов отказываются с вами сотрудничать и почему?

— Например, глава Таврического муниципального района. Прямо он, конечно, не запрещает нам устанавливать пункты сбора молока в своем районе, но выдумывает какие-то непонятные требования: якобы мы должны иметь лицензию на сбор молока, должны подводить воду в пункты приема и т.п. А причиной такого отказа сотрудничать с нами является банальное нежелание работать, ведь если на территории района появятся пункты сбора молока, то главам районов придется отвечать за выполнение правительственных программ по сбору молока. Есть районы, которые, наоборот, сами просят установить у них молокоприемники, например, очень активен в этом плане Черлакский район (деревня Николаевка сдает до 3 тонн молока в сутки), мы даже решили установить там дополнительный пункт и наградить самых активных фермеров.

— Многие заводы отказываются закупать молоко у личных подсобных хозяйств из-за его низкого качества, как вы решаете эту проблему?

— Действительно, получить от фермеров молоко выше второго сорта просто невозможно — для этого нужен хороший ветеринарный контроль над животными, соблюдение четких санитарных норм и т.п., чего в большинстве деревень просто нет. В каждом нашем пункте оборудована мини-лаборатория, которая проводит экспресс-анализ молока, молоко ниже второго сорта, разбавленное водой, кислое или без сливок не принимаем. Каждого фермера знакомим с жесткими правилами сбора и хранения молока, если человек попадется несколько раз на сдаче некачественного молока, то с ним прекращаем все отношения ровно на месяц, а если не исправляется — навсегда. Приемщиками работают у нас проверенные местные жители, которые хорошо знают своих земляков, поэтому такая проблема, как воровство колхозного молока, которого опасаются многие руководители хозяйств, полностью исключена. Если у человека нет своего хозяйства, а он сдает молоко или молока сдает гораздо больше, чем могли бы давать его коровы, это быстро выяснится, а информация о подозрительных гражданах передается участковому милиционеру.

— Сколько нужно средств, чтобы организовать один такой пункт приема молока?

— От 700 тысяч рублей и выше.

— Где берете инвестиции на развитие бизнеса?

— Используем как собственные средства, так и кредиты, оформленные в Инвестсбербанке.

— Министерство сельского хозяйства Омской области оказывает вам поддержку?

— Министерство пообещало нам оказать административное содействие в районах области. А также сообщило, что регион на каждый литр молока будет давать субсидию от 70 до 90 копеек каждому фермеру, чтобы дополнительно простимулировать их.

— Какие еще планы у компании?

— Московская компания «Продинвест» планирует создать целую сеть агрохолдингов по всей стране — уже купила несколько хозяйств в центральной части России, а в этом году совместно с моей компанией собирается создать агрохолдинг и в Омской области. Под омский проект запланировано 100-250 миллионов рублей. Сейчас мы выбираем хозяйства, которым готовы будем предложить свои партнерство и инвестиции, они должны быть действующими, стабильными, неубыточными. На примете уже есть несколько крупных СПК нашего региона — сейчас ведем переговоры с их руководством. Будем развивать как животноводческое — мясное и молочное — производство, так и растениеводческое — готовы осваивать до 50 тысяч гектаров пашни под посев зерновых и масленичных культур. Выращенное сырье планируем реализовывать заводам-производителям на территории Омской области.

— Для чего стабильным хозяйствам становиться вашими партнерами, если они и так неплохо работают?

— Сегодня, может, и неплохо работают, а где гарантия, что и завтра им удастся остаться на плаву? Региональные рынки все больше сегодня захватывают крупные федеральные холдинги, типа «Юнимилк», «Вимм-Билль-Данн», «ПРОДО» и т.п., скупают небольшие местные хозяйства и заводы. По моему мнению, лучше работать менеджером в крупной компании и иметь доступ к длинным и недорогим деньгам, чем барахтаться самому и пытаться выжить в жестких условиях рынка.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2008/04/15/358988