Все рубрики
В Омске пятница, 19 Апреля
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 94,0922    € 100,5316

Поможет ли плотина борьбе с нашим транжирством?

30 июля 2008 19:08
0
1979

«История с плотиной похожа на очередной раунд игры, в которой некие хитрые омичи под разными предлогами выманивают у злых и прижимистых москвичей денежки». 

Город Омск, получивший свое имя от ничем не выдающейся речушки Омь, стоит на берегах десятой по протяженности реки в мире, Иртыше, который в последние десятилетия, не потеряв в длине, сильно потерял в полноводности. Перспектива его обмеления заставила думать о тех мерах, которые не позволят городу остаться без воды. И омское правительство, не размениваясь на водоохранные и водосберегающие мероприятия, решило сразу перейти к глобальным действиям, к постройке плотины. Рекламируемый областной властью проект — постройка низконапорной переливной плотины примерно в 50 км ниже по течению Иртыша, по мнению его инициаторов, должен решить практически все вопросы: водоснабжения, судоходства, аграрного использования.

В наиболее лояльных власти масс-медиа развернута пропаганда проекта. Слышно непрерывное «Ура-а-а!» очередному зачину. Мюнгхаузены омской провинции все делают широко: то метро за три года, то аэропорт за два, то дороги, скрепленные морозом, за миллиард (рублей). Теперь очередь дошла до идеи перегородить Иртыш. Если есть такая необходимость, то куда деваться, придется. Тем более рассчитывать на то, что китайские, а вслед за ними и казахские друзья не возьмут из Иртыша все им необходимое до последней капли, не приходится. Однако показывать пальцем на тот же Китай, раздувая международную составляющую идеи постройки омской плотины, не совсем корректно. Не стоит гиперболизировать два кубокилометра воды, отводимого китайцами из Черного Иртыша на их территории, имея ввиду, что запасы расположенного ниже по течению Бухтарминского водохранилища более 50 кубокилометров, а годовой сток реки в районе Омска порядка 29 кубокилометров. Главным регулятором и пользователем иртышской воды на сегодня является Казахстан, к нему и все вопросы по обмелению. Да еще, вероятно, к царице-природе.

Река Иртыш, как естественный сток воды по тысячелетиями формировавшемуся руслу, подчиняется тем же законам физики, что и все остальные реки мира: вода перемещается (течет) от более высокой точки к более низкой. Наполнение русла реки (уровень воды в реке, т.е. ее глубина) зависит главным образом от двух факторов: перепада высот русла и собственно самого количества воды (стока). Предполагаемая омичами низконапорная плотина призвана и способна решить только одну задачу — образовать большую запруду, в которой будет находиться страховой запас воды для города и части области. То есть коммунальщики получат достаточное, по их мнению, количество воды для снабжения города.

При равнинном ландшафте омской степи каждый метр высоты плотины подразумевает затопление многих квадратных километров территории, поэтому с количеством запасенной воды сильно не разгонишься. При протяженности Иртыша от Омска до слияния с Обью в 1 858 км, перепад уровня реки составляет всего 55 метров, т.е. на один метр уровня 34 километра реки. Это значит, что при 3-метровой плотине затопление в большей или меньшей степени проявит себя на 100 км выше плотины. На сколь-нибудь значимое регулирование стока и, соответственно, уровня Иртыша ниже предполагаемой плотины рассчитывать не стоит, нет таких возможностей. Говорить (и обещать), что плотина каким-либо существенным образом улучшит судоходство на реке, несерьезно.

Более того, если пессимистические прогнозы сбудутся и Иртыш на границе с Казахстаном превратится в ручей, то и ниже плотины судоходства не будет, не хватит кумулятивной мощности будущего омского водохранилища для поддержания достаточного для судоходства уровня реки. Омским речникам, мечтающим во много раз увеличить отправку грузов на Север, необходимо не вздыхать по поводу того, что они грузят баржи на треть от возможного, а менять свой грузовой флот на более современный, но с меньшим водоизмещением. В любом случае покупка сотни мелких барж обойдется несоизмеримо дешевле строительства каскада переливных плотин, которые превратят в конце концов Иртыш в застойное болото.

Что до орошения сельхозугодий, то сегодняшняя аграрная отрасль – это бизнес, даже в тех случаях, когда им занимается государство. Земли, особенно плодородные, которые есть смысл еще и поливать, уже наверняка кому-то принадлежат. Таким образом, забота об их орошении должна лежать на плечах лендлордов (владельцев земли), а не на всем обществе в целом. Многие лендлорды в состоянии решить вопросы полива своих земель и без иртышской воды, запруживая балки и собирая в них талую и дождевую воду. Некоторые так и делают. Не думаю, что если государство будет им продавать речную воду по реальной цене, учитывая в том числе и затраты на плотину, продукция с их полей будет конкурентна. Скорее, они просто перестанут заниматься земледелием, по крайней мере поливным.

Итак, какие плоды даст возведенная плотина? Речники не получат улучшения условий судоходства, аграрии не получат дополнительно бесплатной воды, коммунальщики получат запас воды, но при этом на очистку застойной воды придется тратить больше сил и средств, которые конечно же будут компенсированы потребителями. Кстати сказать, сегодня ОмскВодоканал, при условии работающих постоянно на полную мощность насосных станций в состоянии за год выкачать из Иртыша чуть более 1% его годового стока.

Что же получит рядовой омич от строительства плотины, какие удобства и облегчения?

Омск стоит на двух берегах Иртыша, но искупаться в реке без риска для здоровья нельзя. И вода, и прибрежная полоса унавожена до крайней степени. Плотина изменит это положение? Конечно нет. Городу оказалось гораздо проще объявить пляжи непригодными для купания, вместо того чтобы сделать их пригодными. Толпы прилично одетой молодежи, дефилируя летом по вновь забетонированной набережной, любуются несметным количеством проплывающего по реке мусора. Жители Омска и окрестностей в массе своей не проявляют никакой заботы о своей реке, для многих она вместо сточной канавы, увы.

Система городского коммунального водоснабжения построена таким образом, что очищенной, питьевой, по сути, водой и машины моют, и грядки поливают, и удовлетворяют санитарные нужды. Мы много раз слышали, что по уровню потребления воды превосходим французов вдвое, однако французы не производят впечатление людей, пренебрегающих личной гигиеной. А известные рассказы о том, что в Америке на кухне три крана с водой: горячая, холодная и питевая… У нас же два — горячая и питьевая (как заявил главный технолог ОАО «ОмскВодоканал» Валерий ШЕВЧЕНКО, по качеству воды Омск входит в десятку лучших городов России), и сведущие американцы не меньше нашего удивляются, только уже тому, какие русские богатые, наполняют смывные бачки своих унитазов питьевой водой. Поможет ли плотина борьбе с нашим транжирством? Вряд ли.

Так, может, впереди плотины поставить планы водоохраннения и водосбережения — и дешевле и пользы больше, и реку лишний раз мучить не надо. Пока же история с плотиной похожа на очередной раунд игры, в которой некие хитрые омичи под разными предлогами выманивают у злых и прижимистых москвичей денежки. Те вроде даже и поддаются, только потом приходят и забирают все разом и на слезы, как известно, внимания не обращают.

И что же для омичей сейчас нужнее — плотина на Иртыше, или человеческое отношение к Иртышу? Есть у омичей мнение на сей счет, или у них главный в семье — телевизор?

ВРЕЗЫ
В любом случае покупка сотни мелких барж обойдётся несоизмеримо дешевле строительства каскада переливных плотин, которые превратят в конце концов Иртыш в застойное болото.

Система городского водоснабжения построена таким образом, что очищенной, питьевой, по сути, водой и машины моют, и грядки поливают и удовлетворяют санитарные нужды.

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.