Состоявшаяся на прошлой неделе выставка вооружений «ВТТВ — Омск-2009» стала поводом для появления в медийном пространстве двух вечнозеленых тем. Тема первая – насколько эффективны выставки вооружений как измерить их эффективность? Тема вторая, связанная с первой, – какая выставка «круче», омская или нижнетагильская? Нужны ли две выставки или достаточно и одной? Попытаемся расставить в этих вопросах точки над i.
— Разумеется, проведение крупных выставок вооружений, таких как омская, существенно повышает эффективность военно-технического сотрудничества российских предприятий с зарубежными странами, – утверждает и.о.руководителя представительства Государственной корпорации «Ростехнологии» в Омске Виктор БЕЛОВ, который долгое время был заместителем главы омского представительства ФГУП «Рособоронэкспорт». Вот только одна цифра – если в 1996 г. общий объем экспортной продукции военного назначения, поставленной на экспорт напрямую омскими предприятиями, составлял порядка полутора миллионов долларов в год, то сейчас этот показатель превышает сотню миллионов долларов.
Выставка вооружений – это часть маркетинговой стратегии продвижения вооружений на мировой рынок. Здесь, как в обычных продажах, можно выпускать сколько угодно качественный товар, но если потребитель не будет о нем знать, то и продаж не будет. Рынок вооружений, по сути, тот же рынок, только очень специфический, количество игроков на котором очень незначительно. Покупатели здесь – суверенные государства (их насчитывается менее двухсот, но при этом могут позволить себе иметь крупные армии, закупать тяжелую военную технику всего несколько десятков). Что же касается экспортеров вооружений, то в их число входит около десяти стран. С начала девяностых омские заводы пытаются выходить на рынок вооружений, где господствуют всемирно известные производители оружия. Кто их знает, эти безвестные «почтовые ящики» из сибирского города Омска, в который еще в восьмидесятые годы не пускали иностранцев. Учредив выставку «ВТТВ», тогда еще администрация Омской области, по сути, взяла на себя маркетинговые функции по продвижению продукции всех омских предприятий оборонной промышленности. И для того чтобы делать это профессионально, с нуля была создана необходимая инфраструктура. Встала необходимость обустройства специально оборудованных выставочных площадей (первая выставка проходила на площадях ПО «Полет»), вопрос комфортного размещения гостей повысил требования к гостиничному обслуживанию. Необходимо было думать и о культурной программе, и о самом внешнем облике областного центра. В конечном итоге от самой идеи проведения военной выставки в Омске выиграли все, но главный экономический эффект получили оборонные предприятия.
Впоследствии государство централизовало оборонный экспорт, передав монополию на этот вид деятельности ФГУП «Рособоронэкспорт». Это ведомство по своим каналам получало заказы, и перед ним стал резонный вопрос – где их разместить? Выставка вооружений помогла многим сибирским заводам доказать единому заказчику — ОАО «Рособоронэкспорт», что они сохранили потенциал, не развалились за время «реформ» и в состоянии выполнять заказы на должном уровне. Такие же «смотрины» устраивали сибирским предприятиям и Министерство обороны РФ в поисках поставщиков, и головные предприятия ведущих российских оборонных холдингов в поисках технологических партнеров и будущих своих дочерних предприятий.
По словам заместителя министра промышленности и торговли России Юрия БОРИСОВА, посетившего выставку «ВТТВ-2009», «натурный показ техники на омской выставке оказывает сильное воздействие на потенциальных покупателей. Актуальность выставки налицо, поэтому она так приветствуется и оборонщиками и заказчиками».
Что же касается вопроса, в чем выгода проведения выставки в Омске, хотя в мире и в России проводятся другие подобные мероприятия, то ответ таков: проведение выставки здесь резко удешевляет «входной билет» для местных предприятий для демонстрации своей продукции. Представьте, во сколько обойдется транспортировка тяжелой бронетехники в Абу-Даби или даже куда поближе. А ведь и в Омск, после того как выставка «ВТТВ» получила известность в кругах импортеров оружия, «те, кому надо» все равно приезжают.
И ведь еще есть нематериальный, имиджевый смысл проведения выставки в Омске. «ВТТВ» — это один из локальных брэндов, по которым Омск узнают в мире. А в современном глобализированном мире там где узнают, там и сотрудничают, в том числе и во вполне материальных, денежных сферах.
Теперь об извечном с некоторых пор вопросе – в Омске или в Нижнем Тагиле выставка лучше? Если обратиться к уральским интернет-изданиям, то там можно, как ни странно, встретить два ответа на этот вопрос. Большинство, потрясая отдельно выдернутыми цифрами, стремится доказать, что в Нижнем Тагиле все не в пример Омску лучше. Эту тему охотно подхватывают устроители и подрядчики выставки. Меньшинство, напротив, стремится принизить родную уральскую выставку. Что же, диссиденты водятся везде.
Спорить на эту тему можно до бесконечности. По мнению и.о. руководителя представительства Государственной корпорации «Ростехнологии» в Омской области Виктора БЕЛОВА, и омская, и нижнетагильская выставки имеют право на существование, так как каждая из них имеет собственную специализацию. Выставка в Нижнем Тагиле проходит на территории ГУП «Нижнетагильский институт испытания металлов», имеющего специализированный полигон для демонстрации боеприпасов. В Нижнем Тагиле в первую очередь демонстрируются боеприпасы для различной военной техники. А поскольку в этом городе располагается Уралвагонзавод, то на выставке представлены танки и другая бронетехника.
В Омске же, кроме той же бронетехники, демонстрируется ракетно-космическая техника, средства связи, радиоэлектронное и другое оборудование и продукция двойного и гражданского назначения. В Омске есть и свой эксклюзив — поскольку здесь расквартирован 242-й учебный центр ВДВ, то становится возможной демонстрация техники и снаряжения, предназначенных для мобильных, десантных, антитеррористических воинских подразделений. Потенциальные заказчики эти особенности знают.