Слюсаревский парадокс

Дата публикации: 15 июля 2009

Вчера, четырнадцатого июля, в музее изобразительных искусств открылась очередная фотовыставка. На этот раз омской публике представлен классик русского модернизма Александр СЛЮСАРЕВ. Сам мастер из-за дороговизны билетов в Омск из Москвы прилететь не смог, и, возможно, это к лучшему: у зрителей в таком случае была возможность сконцентрироваться исключительно на фотографиях, в противном — колоритная фигура автора, возможно, кому-то бы и не дала целостного впечатления о самой выставке.
Александр СЛЮСАРЕВ — один из самых известных из ныне живущих русских фотографов, представитель «московской школы» фотографии, признанный мэтр. Фотографировать начал еще подростком, в конце пятидесятых- камерой «Юность», подаренной отцом в 1958 г. Известность в фотографической среде СЛЮСАРЕВУ принесли черно-белые минималистские «квадраты», сделанные с 1976 по 1984 легендарной камерой Rolleiflex. В советское время был связан с андеграундом, выставлялся и публиковался мало. В 1979 году на фестивале Dzintarzeme («Янтарный край») в городе Огре (Латвия) прошла первая персональная выставка. В Москве возможность показать свои работы была только на периферийных площадках: в 1980 году — экспозиция в Заочном народном университете искусств (там СЛЮСАРЕВ преподавал), в 1983 — в редакции журнала «Советское фото» (опубликована уже в перестроечное время, в 1987). В конце 1980-х начал снимать в цвете. С конца восьмидесятых, с крушением железного занавеса, к творчеству СЛЮСАРЕВА стали особый интерес проявлять зарубежные музейные отборщики и кураторы. В итоге работы СЛЮСАРЕВА хранятся в более полусотни самых престижных музеев мира.
В Омске на музейных стенах представлена ретроспектива творчества СЛЮСАРЕВА с семидесятых годов по сегодняшний день. Выборка была сделана таким образом, чтобы дать возможность взглянуть на творчество мастера с новой стороны — не так, как оно представлено в Интернете в отборе Московского дома фотографии. Хотя, во всем, даже в серии «Проходя мимо», сквозной темой является мир предметный. Характерной чертой творчества СЛЮСАРЕВА является то, что даже пейзаж он воспринимает как натюрморт. Возможно, поэтому в его портфолио практически нет портретов. И в этом заключен слюсаревский парадокс, когда только предметы могут максимально полно рассказывать о человеке. Таков творческий метод СЛЮСАРЕВА. А как омичи отнесутся к творчеству маэстро – покажет книга отзывов на закрытии выставки.


 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2009/07/27/slyusarevskiy_paradoks