С лыжами по Европе: От Германии до Италии — один шаг

Дата публикации: 16 декабря 2009

Омичам, предпочитающим жаркому пляжу активный отдых зимой, хочется иногда покататься на горных лыжах не только в Сочи, но и в Европе. А добраться из Омска до альпийских склонов не очень-то и просто. Поэтому многие пытаются совместить практически несовместимое: горные лыжи, познавательные экскурсии и даже, не побоюсь этого слова, шопинг. Наша семья – не исключение. Мы тоже пытаемся объять необъятное. И если кому-то наш опыт покажется достойным внимания, будем рады.

Готовим сани летом

В этом году мы хотели начать свое путешествие в Альпы с нашего любимого Мюнхена, потом рассчитывали проехать до австрийского Зальцбурга, посетить Верону и Милан, а потом вернуться в Австрию через остров Гардиа, обосноваться в высокогорной альпийской деревеньке Зельден и там уже от души покататься на горных лыжах. А на случай непогоды, которая всегда мешает насладиться горными склонами, у нас был предусмотрен и запасной вариант – путешествие в Инсбрук или Цюрих.

Полезный совет: если вы твердо решили посмотреть как можно больше европейских достопримечательностей, а времени на все только пара недель, то готовиться к путешествию лучше заранее. Причем как можно тщательнее. И тогда вам точно не придется огорчаться в пути. Мы, например, минимум за месяц позаботились о том, чтобы заказать и оплатить места в отелях (во всех городах, где собирались останавливаться на ночь). Уверяю, сделать это не так уж сложно, как кажется. У каждого нормального европейского отеля есть сайт в Интернете, а оплатить услуги всегда можно с помощью международной пластиковой карты. Такой вариант, ко всему прочему, еще и экономичен, поскольку стоимость оплаченных заранее номеров всегда получается ниже (от полутора до двух раз). Причем все адреса отелей можно заранее ввести в память своего GPS-навигатора, и тогда еще до вылета из Омска вы точно будете знать, сколько времени вам понадобится на передвижение по тому или иному маршруту.

Не помешает, кстати, заранее забронировать автомобиль в прокатной конторе. И не забывайте, что на прокатных автомобилях в Германии, как правило, ставится всесезонная резина. В большинстве случаев «всесезонки» достаточно (автобаны Германии успевают очищать от снега быстрей, чем он падает с неба), но мы планировали пересечь Альпы три раза (сначала с севера на юг, потом с юга на север, а затем еще раз – с востока на запад), поэтому такую опцию, как зимние шины, посчитали не лишней. Стоимость этой опции, надо отметить, была весьма немалой. Если в целом за двухнедельный прокат машины мы заплатили примерно 1200 евро, то зимняя резина обошлась в 160 евро. Правда, нам слегка повезло. Поскольку заказанного автомобиля с зимней резиной («фольксваген») в прокатной конторе по каким-то причинам не оказалось, за те же деньги нам предоставили машину классом выше («мерседес»).

Гутен таг, Зальцбург!

Из аэропорта Мюнхена до Зальцбурга – четвертого по величине города современной Австрии, который находится практически на границе с Германией, расстояние порядка 200 километров. Мы преодолели его без труда. Довольно быстро поселились и в отеле, расположенном в самом центре Зальцбурга. Как и все древние города Европы, Зальцбург был сначала поселением кельтов, а потом использовался римлянами. В средние века в Зальцбурге (в буквальном переводе с немецкого — «Замок соли») добывалась соль, которая в те времена ценилась весьма высоко, поэтому была дороже даже серебра. И приметы соледобывающего города Зальцбург тщательно сохраняет до сих пор (даже вестибюль гостиницы, где мы остановились, был стилизован под соляную шахту с реальными орудиями производства и реальными кусками соли).

Главная достопримечательность Зальцбурга (а его историческая часть внесена в список мирового наследия ЮНЕСКО) – это крепость Хоэнзальцбург. Начало ее строительства датируется одиннадцатым веком, и лично мне, как человеку, отслужившему два года в рядах вооруженных сил, было интересно посмотреть на средневековые фортификационные сооружения. В Хоэнзальцбурге они прекрасно сохранились и (надо отдать должное средневековым военным инженерам) до сих пор производят хорошее впечатление.

По соседству с крепостью Хоэнзальцбург находится известное бенедиктинское аббатство святого Петра, основанное в седьмом веке, с которого, по сути, началось развитие города. Аббатство до сих пор функционирует (в качестве мужского монастыря), и на его территории располагается один из старейших соборов Европы – собор Святого Петра, построенный в середине двенадцатого века. Там же, по соседству, самое старое кладбище Зальцбурга — кладбище Святого Петра, которому же более тысячи лет. Удивительно, но факт — это кладбище действующее. И когда видишь семейные территории на этом кладбище, где захоронения датированы началом двенадцатого века, и видишь людей, которые не забывают ухаживать за могилами предков, – это действительно впечатляет.

Моцарт forever!

Современный Зальцбург – город весьма компактный. Все его население – около 150 тысяч. А самая старая часть города еще более компактная – ее можно всю обойти при желании за несколько часов. И хотя в городе есть четыре университета, функционирует множество предприятий (в том числе специализирующихся на высоких технологиях), но большая часть экономики современного Зальцбурга строится все же на туризме. Ежегодно этот город посещают 7 млн туристов, и поэтому, видимо, безработных там едва ли не меньше, чем в остальных городах Австрии (официальная безработица зарегистрирована на уровне 5%).

Но больше всего Зальцбург известен тем, что здесь родился и некоторое время жил великий композитор Вольфганг Амадей Моцарт, музыку которого одно время было модно использовать в качестве рингтонов на мобильникакх. Надо отдать должное жителям Зальцбурга, имя своего замечательного земляка они используют весьма активно. Можно даже сказать, не стесняясь. Имя Моцарта в Зальцбурге буквально повсюду — в сувенирах, в шоколадках, в напитках и так далее. Понятно, что дом, где родился Моцарт, — это одна из главных достопримечательностей Зальцбурга. Расположен дом на центральной улице многочисленными сувенирными лавочками, кафе и ресторанчиками, где обед будет не слишком разорительным (нам на двоих с супругой хватило 45 евро).

Кстати, общепит в Австрии функционирует просто. Кафе, где мы пообедали, явно принадлежало семейной паре в возрасте за 50. Мужчина одновременно исполнял обязанности и бармена, и официанта. За легкой перегородкой, которая отделяет кухню, работала его жена, которая тут же, практически на наших глазах, готовила все блюда. И если бы туда попал хотя бы один санитарный врач из города Омска, то этот ресторан, думаю, был бы закрыт в течение первых пяти минут. В Австрии, видимо, нет абсолютно никакого понятия о том, как следует вести ресторанный бизнес. Они просто не знают, видимо, что мясной и рыбный цеха должны быть раздельными. Тем не менее о пищевых отравлениях там даже не слышали.

Как не слышали, судя по всему, и о противопожарных разрывах. Когда я бываю в Европе, то постоянно удивляюсь, насколько безалаберно, с точки зрения российских пожарных, вели себя средневековые застройщики. Дома в центральной части европейских городов строились так густо, что между ними вы редко найдете 9 метров. В старых городах окно смотрит в окно. И ширина улиц порой не превышает 2-3 метров. При этом, как ни странно, не бывает там таких пожаров, как у нас в Омске. А если пожары и случаются, то они быстро локализуются, и все заканчивается без человеческих жертв.

Альпы: с севера на юг

Из Зальцбурга мы направились через Альпы на юг, в итальянскую Верону. С севера на юг главный горный хребет Европы пересекают три дороги. Самая удобная — это Бреннерский перевал. Если кто-то опасается поездок по горным трассам (а тем более в зимних условиях), тот может воспользоваться услугами железной дороги. В начале любого перевала в Австрии есть железнодорожная станция, где любой желающий может погрузить свою машину на специальную платформу, сесть в соседний вагон и пересечь Альпы с полным комфортом, но поскольку мы заранее заказали машину с зимней резиной, то решили не отступать перед трудностями. Да и где еще получишь столько впечатлений, как не в зимних Альпах?

Тем более что опасности такого путешествия, на мой взгляд, сильно преувеличены. Дороги в Австрии хоть и качеством ниже, чем в Германии, но с российскими не идут ни в какое сравнение. И даже в зимних Альпах трудно встретить снег на дорожном полотне. Правда, в отличие от Германии в Австрии за проезд по автобанам приходится платить. Но плата за проезд взимается весьма специфически. Каждый автомобилист должен купить специальный стикер и приклеить его на лобовое стекло своего автомобиля. Проверять наличие этого стикера будут специальные считывающие устройства, которые установлены на въездах на всех автобанах Австрии. А если стикера нет или он просрочен — ждите штрафа.

Впрочем купить такой стикер не проблема. Они есть на любой австрийской автозаправочной станции и даже на автозаправках в Германии, расположенных на границе с Австрией. Мы покупали стикер со сроком действия в один месяц, и он обошелся примерно в 20 евро. Надо отметить, весьма скромная сумма, если сравнить ее с затратами на проезд по итальянским дорогам. В Италии приходится платить за пользование каждой скоростной дорогой отдельно, и за день можно потратить больше, чем за месяц в Австрии. При этом в качестве итальянские дороги явно уступают австрийским.

Эх, дороги…

Итальянские платные дороги оплачиваются на выезде. А при въезде вам нужно будет взять специальный талончик. Этот талончик нельзя терять ни в коем случае, поскольку от расстояния, которое вы проехали, зависит сумма, которую вам нужно будет заплатить. Вариантов оплаты в Италии множество. Есть какие-то специальные магнитные карты, которые считываются сканером на ходу, есть дисконтные карты компаний, которые обслуживают конкретную дорогу, но можно, конечно, оплатить проезд и наличными. Главное при этом не запутаться и подъехать именно к той кабинке, где сидит служащий и принимает наличность. Обычно эта кабинка больше остальных (чтобы в ней человек мог поместиться).

Система не слишком сложна, просто необходимо время, чтобы в нее вникнуть. А когда только въезжаешь в Италию, да еще подъезжаешь к шлагбаумам на большой скорости, то запутаться вовсе не мудрено. С первого раза ошиблись и мы. Подъехали к автоматическому шлагбауму, где оплатить проезд можно было только специальной картой. А когда поняли свою оплошность, то отступать было уже некуда – сзади наш автомобиль подпирала очередь из пяти итальянских машин. Тогда я от безысходности вставил в карт-ридер свою карточку VISA, и чудо случилось – шлагбаум открылся. Нас пропустили. И даже деньги с моего счета потом не были списаны. Так что этот участок итальянской дороги (от границы с Австрией до города Больцано) мы, в отличие от итальянских автолюбителей, проехали бесплатно. Но повторить такой эксперимент я уже не решился.

Кстати, об итальянских автолюбителях. Мы достаточно большое расстояние проехали и по Австрии, и по Баварии и почти нигде не встречали на дорогах БМВ Х5 и БМВ Х6. Немцы и австрийцы считают, что иметь такой дорогой автомобиль – это признак нескромности. И даже, в какой-то степени, дурновкусия. Но итальянцы – они другие. Они думают иначе. И в этом они чем-то похожи на русских. А особенно на нас, русских, похожи итальянцы на севере страны, которые, как известно, живут более благополучно, чем итальянцы на сельскохозяйственном юге. И стоило нам пересечь австро-итальянскую границу, как вокруг сразу замелькали самые дорогие модели БМВ.


Владимир ВОЛКОВ 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2009/12/49/s_lizhami_po_evrope_ot_germanii_do_italii__odin_shag