Завершается разработка проекта омского гидроузла

Дата публикации: 16 декабря 2009

В конце декабря уходящего года завершаются работы по проектированию низконапорного гидроузла на Иртыше – одного из основных объектов, включенных в План мероприятий по подготовке к 300-летию Омска.

Ход работ

Проектирование гидроузла было поручено ОАО «Мособлгидропроект», выигравшему конкурс в сентябре прошлого года. Финансирование проектных работ велось полностью из областного бюджета. Следующий этап – государственная экспертиза проекта и составление рабочих чертежей. Как сообщили в министерстве промышленной политики, транспорта и связи Омской области, непосредственно к строительным работам можно будет приступать осенью следующего года. Нормативный срок строительства – не более пяти лет. Ввод в действие гидроузла с водохранилищем позволит снять риски для судоходства и снабжения Омска водой в случае, если Китай будет и дальше наращивать отбор воды из Иртыша. Гидроузел будет составной частью Омского мультимодального транспортного узла.


Стратегическое значение

Причиной, по которой областная власть инициировала и продвигает проект строительства гидроузла на Иртыше, – это нарастание дефицита водных ресурсов Иртыша, продолжающееся на протяжении нескольких десятилетий. Прогноз изменения водопотребления, сделанный на основе народно-хозяйственных планов Китая и Казахстана, предполагает, что к 2020 -2025 годам эти страны могут забирать из Иртыша более чем в три раза больше воды, чем сейчас. В наше время в черте Омска Иртыш «прокачивает» в среднем 720 кубометров воды в секунду. Минимально допустимый для судоходства показатель – 550 кубометров в секунду. А по самому неблагоприятному прогнозу в засушливые годы расход воды в Иртыше может падать до 150 кубометров воды в секунду. При этом показателе Иртыш не сможет давать 660 тысяч кубометров воды в сутки (именно столько сейчас потребляет Омск). Но проблема угрозы водной безопасности касается не только Омской области, но и трех субъектов Российской Федерации, расположенных ниже по течению Иртыша и Оби.
? Некоторые проекты, в том числе и строительство гидроузла на Иртыше, имеют на самом деле не столько региональное значение, сколько стратегическое, общегосударственное. Причем в данном случае есть возможность и желание властей Омской области обеспечить основную работу. Что еще пока не слишком часто встречается среди субъектов Российской Федерации, – сказал Леонид ПОЛЕЖАЕВ на заседании оргкомитета по подготовке к празднованию 300-летия основания г. Омска, состоявшемся под председательством министра экономического развития России Эльвиры НАБИУЛЛИНОЙ в мае 2008 года.


Вопреки опасениям

В июле того же года обоснование строительства гидроузла на Иртыше было одобрено Главгосэкспертизой РФ, а в декабре строительство этого объекта вошло в План мероприятий по подготовке к празднованию 300-летия Омска, утвержденный Указом президента страны Дмитрия МЕДВЕДЕВА. Омский гидроузел также упомянут в «Водной Стратегии Российской Федерации».
Предполагается что две трети финансирования даст Российская Федерация, а одну треть – Омская область. Стоимость строительства — 8,5 млрд рублей по докризисным ценам.
По словам начальника управления природных ресурсов министерства промышленной политики, транспорта и связи Омской области Александра ФАЙКОВА, после строительства гидроузла уровень воды в черте Омска повысится на три метра (как во время сильного весеннего половодья) и не будет меняться в зависимости от сезона. Вопреки опасениям Иртыш зальет незначительные участки городской земли (лишь те, которые весной уходят под воду). Уровень воды повысится на расстоянии 65 километров от плотины. Сама плотина будет расположена на северной окраине Омска, в 300 метрах выше по течению от нефтеналивной пристани омского нефтезавода.

Синергетический эффект

Главное, для чего нужен гидроузел в Омске, – он позволит накапливать излишки воды, поступающие во время весеннего половодья. Они будут использованы в маловодное время года для поддержания необходимого для судоходства уровня воды, а также обеспечения водопотребления в Омске. Но водохранилище будет и составной частью мультимодального транспортного узла, строительство которого планируется на северо-западной окраине Омска. Когда будет построен аэропорт Омск-Федоровка, логистические терминалы и железнодорожные подъездные пути в этом районе, судовладельцам и собственникам причалов будет выгодно вынести свою деятельность из черты города. Будущий новый порт будет построен на левом берегу Иртыша, напротив нефтезавода. Уже сейчас сюда переехал Омский судоремонтный завод. Расположение в непосредственной близости аэропорта, речного порта и железной дороги создаст синергетический эффект — значительное увеличение транзитных грузоперевозок через этот узел.



 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2009/12/49/zavershaetsya_razrabotka_proekta_omskogo_gidrouzla