Российская Федерация передала в собственность Омской области контрольный пакет акций ОАО «Омский аэропорт»

Дата публикации: 14 января 2010

11 июня 2009 года президент Российской Федерации Дмитрий МЕДВЕДЕВ подписал указ № 660 «О передаче в собственность Омской области находящихся в федеральной собственности акций открытого акционерного общества «Омский аэропорт». Как сказано в тексте указа «В целях привлечения инвестиций в строительство аэропорта Омск — Федоровка постановляю: 1.Принять предложение Правительства РФ и правительства Омской области о передаче в собственность Омской области находящихся в федеральной собственности 85,265% акций ОАО «Омский аэропорт» для привлечения правительством Омской области на условиях государственно-частного партнерства инвестиций в размере не менее 7476,75 млн рублей для завершения к 2012 году строительства аэропорта Омск — Федоровка в расчете на увеличение пассажиропотока до 700 тысяч пассажиров».

15 июля 2009 года председатель правительства Российской Федерации Владимир ПУТИН подписал распоряжение № 962-р о передаче акций и имущества в собственность Омской области.

25 августа держатель реестра акционеров ОАО «Омский аэропорт» — омский филиал ЗАО «Регистрационное общество «Статус» зафиксировал передачу контрольного пакета акций в собственность региона.

4 сентября региональным Управлением федеральной регистрационной службы выданы регистрационные свидетельства о праве собственности Омской области на 12 объектов незавершенного строительства аэропорта Омск-Федоровка, среди которых здания и сооружения общей площадью более 3 тыс. кв. м, инженерные коммуникации протяженностью свыше 46 км, а также два земельных участка общей площадью 353га.

3 ноября состоялось внеочередное собрание акционеров ОАО «Омский аэропорт», на котором была утверждена отставка генерального директора ОАО «Омский аэропорт» Сергея КРУГЛОВА и избран новый совет директоров предприятия, возглавил который министр промышленной политики, транспорта и связи Омской области Александр ГОРБУНОВ. Совет назначил исполняющим обязанности генерального директора ОАО «Омский аэропорт» Михаила БЕРМАНА. 5 января 2010 года Михаил Львович дал интервью обозревателю «КВ» Льву АБАЛКИНУ:

— Сегодня уже, наверное, можно подвести предварительные итоги года и рассказать, с какими проблемами столкнулись новые собственники.
? Я уже рассказывал «КВ» в ноябре, что на момент передачи федерального пакета акций в собственность Омской области ОАО «Омский аэропорт» находилось в достаточно сложном положении. По итогам работы в первом полугодии был получен убыток в объеме пятидесяти миллионов рублей. Предприятию критически недоставало оборотных средств, что в свою очередь привело к невозможности своевременного выполнения обязательств перед рядом кредиторов. В первую очередь это касается обязательств по полному погашению кредита ОТП Банку до 1 августа 2009 года в объеме 54,7 млн рублей. Второй проблемой стала задолженность в 76 млн. рублей за поставленное топливо «Газпромнефть-Аэро». Степень недоверия со стороны кредиторов на тот период была уже столь высока, что без участия правительства области и лично губернатора Леонида ПОЛЕЖАЕВА устранение данных проблем было бы невозможно. В результате с ОТП Банком было подписано соглашение о реструктуризации задолженности сроком на два года. С «Газпромнефть-Аэро» сначала договорились об отсрочке до 30 ноября, затем соглашение было пролонгировано до конца года. В декабре необходимые средства были найдены и задолженность перед Газпромнефть-Аэро была погашена.
— Согласно распоряжению Правительства РФ Омской области были переданы находящиеся в федеральной собственности объекты аэропорта Омск-Федоровка. Имеются ещё собственники имущества Фёдоровки?
? Да. ОАО «Аэропорт «Омск-Федоровка», которое сейчас проходит стадию ликвидации.
? Имеется в виду дирекция Омск-Федоровки?
? Нет, не дирекция, это акционерное общество, созданное в 2001 году. 95% его владеет аэропорт, 5% — область. На балансе у него находится шесть объектов недвижимости. Сейчас решается вопрос о консолидации имущества в рамках областного бюджетного учреждения «Дирекция по строительству аэропорта Омск-Федоровка», которое будет содержать, эксплуатировать, охранять и в дальнейшем станет заказчиком строительства нового аэропорта.
? Имущество уже передано?
? Пока нет, но после Нового года начнем этим интенсивно заниматься. Реализация данного имущества выгодна не только с точки зрения получения средств для погашения задолженности, но и с точки зрения экономии: кроме затрат — около 15 миллионов рублей в год — эти активы ничего не приносили.
? Возвращаясь к итогам года. Хотя бы предварительно, каковы они?
? В совокупности все мероприятия по улучшению финансового состояния предприятия привели к тому, что 2009 год закончен с прибылью, пусть и небольшой. По предварительным итогам она составила около 6 млн рублей. Напомню, что по итогам 2008 года был убыток 1,3 млн рублей. В то же время основные производственные показатели снизились. Например, по взлётной массе снижение по отношению к прошлому году составило 25%, количество обслуженных пассажиров и обработка почты и грузов уменьшились на 15% и 25% соответственно. Это был вполне ожидаемый результат с учетом кризиса и общего падения объемов на рынке авиаперевозок.
? Аналогичная ситуация сложилась и в других аэропортах России?
? В основном. Люди стали меньше пользоваться услугами воздушного транспорта.
? В ноябре — декабре два раза летал в столицу и не сказал бы, что самолеты полупустые.
? На линии Омск — Москва пассажиропоток даже чуть-чуть вырос. И причина понятная: самолет «КД Авиа» летом выполнял по два рейса в день на Калининград и далее в Европу. После банкротства этой авиакомпании часть пассажиров пользуются стыковочными рейсами через Москву. Кроме того, исчезли маршруты на Дальний Восток, в Санкт-Петербург, в страны СНГ – Киргизию, Узбекистан. В то же время существенно выросли чартерные перевозки в Турцию, Египет, Таиланд. В дальнейшем будем расширять маршрутную сеть из Омского аэропорта.
? Я слышал, что в конце года делегация Омского аэропорта ездила в новосибирский аэропорт Толмачево. Что удалось почерпнуть из этой поездки?
? Одна из основных задач на 2010 год — завершение реконструкции аэровокзала. Сейчас прибывающие в Омск пассажиры вынуждены ожидать багаж на улице, особенно в морозы. Такой уровень сервиса, конечно, неприемлем. В Толмачево как раз завершена реконструкция аэровокзала, и мы посмотрели, как сделали ее наши коллеги. Нас очень хорошо встретили, искренне благодарю руководство и коллектив ОАО «Аэропорт Толмачево».
? Пассажирооборот в Толмачево существенно больше, чем в Омском аэропорту.
? В ближайшей перспективе по объемам перевозок с Толмачево Омск конкурировать не сможет, это задача долгосрочная. У нас нет той инфраструктуры. Скажем так, стартовые условия разные. С другой стороны, по сравнению с ними и у нас есть плюсы.
? Какие?
? В частности, в Толмачево топливно-заправочный комплекс — это отдельное акционерное общество, в котором аэропорт является серьезным акционером, однако контрольный пакет акций — 51% — принадлежит «Газпромнефть-Аэро». В определенной степени это способствовало созданию в Толмачево одного из самых современных ТЗК в стране. Но аэропорт ТЗК потерял, а это очень существенные финансовые потоки. В Омском аэропорту ТЗК в составе предприятия. Кстати, урегулирование проблемы по погашению задолженности перед «Газпромнефть-Аэро» неоднократно увязывалось с возможной передачей ей ТЗК.
? Закономерно возникает вопрос: если в обозримом будущем мы к показателям Толмачево не подберемся, то в чем смысл строительства нового большого затратного аэропорта Омск-Федоровка?
? Во-первых, не затратного. Создание более современной инфраструктуры даст аэропорту новые возможности для развития. Расходы по обеспечению функционирования Федоровки будут сопоставимы с показателями действующего аэропорта, а может быть даже снизятся с учетом использования современного оборудования и технологий. Не сомневаюсь, что операционная деятельность нового аэропорта будет носить рентабельный характер. Единственный более-менее обоснованный аргумент противников строительства Федоровки по отношению к эффективности деятельности нового аэропорта касался большой величины налога на имущество. Однако в ноябре прошлого года Законодательным собранием Омской области был принят закон, вводящий нулевую ставку по налогу на имущество для предприятий, занимающихся аэропортовой деятельностью на территории области. Так что теперь этого аргумента нет. Здесь вопрос в другом — возврат вложенных в строительство нового аэропорта инвестиций. Но разработанная правительством области и поддержанная федеральным правительством схема строительства дает ответ и на этот вопрос. Основным источником возврата инвестиций будет являться имущественный комплекс действующего аэропорта, включая соответствующий земельный участок. Напомню, что в существующем градостроительном плане на месте действующего аэропорта расположены жилые кварталы. Так что инвестор, вложивший средства в строительство аэропорта, вернет их с лихвой, получив возможность застройки данной территории. Обращаю внимание, что только после завершения строительства и ввода в эксплуатацию Федоровки.
Теперь второе: зачем в принципе выносить аэропорт? С моей точки зрения, такие вещи, как строительство аэропорта, нельзя рассматривать с позиции 10-летней и даже двадцатилетней перспективы. Это вопрос стратегии развития города, региона в целом. Если вы посмотрите по периметру аэропорта, то везде стоят дома, торговые комплексы.Существующее расположение аэропорта реально сдерживает развитие Омска. Так что строительство нового аэропорта решает две принципиальные задачи: дает перспективу развития аэропорту и городу.
? Вы сейчас возглавили Омский аэропорт, но Федоровкой продолжаете заниматься?
? Непосредственно нет, там есть руководитель бюджетного учреждения, но мы работаем в тесном взаимодействии. В ближайшее время будет объявлен конкурс на разработку бизнес-плана Федоровки. Средства в бюджете области на это выделены.
? Все-таки строительство Фёдоровки перспектива достаточно отдаленная. А что сейчас?
? Конечно, возникают вопросы о ближайших перспективах деятельности аэропорта. Одним из условий передачи федерального пакета акций было обеспечение со стороны правительства области функционирования и развития в необходимых объемах действующего аэропорта до момента введения в эксплуатацию Федоровки. Подчеркиваю: функционирования и развития! Это и реконструкция аэровокзала, и привокзальная площадь, и завершение реконструкции аэродрома, и увеличение объема перевозок. Все эти задачи имеют свою специфику. Например, реконструкция аэродрома напрямую связана с федеральным финансированием, которое урезано. Выделение средств на Омск-Центральный было запланировано на 2013 год, и сейчас ведем работу, чтобы финансирование было сдвинуто поближе.
? Аэровокзал когда планируется закончить?
? Есть судебный запрет на проведение реконструкции аэровокзала в связи с отсутствием разрешения на строительство. Почему в свое время не были должным образом оформлены разрешительные документы, для меня загадка. После получения разрешения реконструкцию закончим достаточно быстро. С завершением реконструкции прекратится получение багажа в некомфортных условиях, так как багажное отделение будет расположено непосредственно в здании аэровокзала.
? Будете ли продавать здание аэропорта местных линий?
? Да. Занимаемся оформлением под ним земельного участка, получением необходимых правоустанавливающих документов. Затем будет проведена рыночная оценка и здание будет выставлено на продажу.
? Здание уже выставлялось на продажу и желающих не нашлось...
? Тут было несколько факторов. Во-первых, была завышена цена.
? 70 миллионов?
? Думаю, и на тот момент она была завышена, и сегодня ситуация мало изменилась. К тому же тогда действовал политический фактор. Сейчас ситуация иная. Этот объект не нужен для нашей текущей деятельности, и содержать его весьма накладно.
? Арендаторы разве не платят?
? Договор аренды расторгнут. Здание будет продаваться без каких-либо обременений.
? Как относятся сегодня федеральные чиновники к омскому аэропорту. Не говорят ли, что акции, дескать, вам передали, теперь сами крутитесь?
? Подобное отношение было и до передачи акций. А у центра сегодня самый главный интерес — это Сочи, потом Москва, Санкт-Петербург, дальний Восток, хотя аэродром Омск (Центральный) входит в состав федеральной опорной аэропортовой сети.

 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2010/01/1/310320