Закон о такси избалует потребителя

Дата публикации: 24 августа 2011

21 апреля 2011 года был принят № 69-ФЗ, статьей 9 которого с 1 сентября вводится разрешительная система на осуществление деятельности по оказанию услуг такси. В предыдущем номере «КВ» опубликовали материал на эту тему, где работники такси делились мнением по поводу нововведений. 18 августа на вопросы журналистов о законе, вызвавшем немало споров, отвечал министр промышленной политики транспорта и связи Омской области Александр ГОРБУНОВ.

500 тысяч за езду без раскраски
— С 1 сентября все, кто занимается перевозками в такси, должны получить разрешение. Действует заявительный принцип, — пояснял министр. — Человек обращается, предоставляет документы. Документы эти проверяются на соответствие законодательству и если все в порядке, заявителю выдается разрешение».
С 1 сентября 2011-го и до 1 января 2012 года для перевозчиков наступает своеобразный переходный период. Новый порядок официально уже вступит в силу, а вот санкции за его нарушение пока действовать не будут. С началом нового года таксистов, не имеющих лицензии, будут штрафовать и подвергать иным санкциям, вплоть до снятия номеров и отправки машины на штраф-стоянку, рассказал ГОРБУНОВ.

У регионов есть право определять некоторые требования к такси для выдачи разрешений, к примеру, перекрашивать ли такси в один цвет (в Омской области решили не перекрашивать). А вот категории обязательств и система штрафов за их нарушение даны в федеральном законе.
Причем штрафы будут варьироваться в зависимости от нарушения и статуса предпринимательской деятельности. Самый большой штраф предусмотрен для юридических лиц — до 500 тысяч рублей.
Штрафование входит в полномочия ГИБДД, у которых, по словам ГОРБУНОВА, есть «свои секретные методы» в определении того, занимается ли водитель машины коммерческим извозом или по доброте душевной решил подвезти прохожего.

Как получить разрешение на извоз в Омске
Выдавать разрешения в Омской области уполномочено Министерство промышленной политики, транспорта и связи.
— По адресу: Красный путь, 109 выделена специальная стоянка для машин такси, — рассказал представитель лицензирующего ведомства. — Там есть информационный стенд, на котором указаны все перечни необходимых документов, и в свободном доступе находятся все бланки заявлений. Можно даже не заходить внутрь здания министерства, а просто взять квитки, заполнить их, подготовить документы, после чего отдать это все принимающей группе.
Режим работы группы — с 9.00 до 21.00, кроме субботы и воскресенья, а вся информация по приему заявок размещена на сайте министерства.
На сегодняшний день получено около 700 заявлений, среди которых немало машин от представителей крупных таксомоторных компаний.

На западе давно уже так
Министр считает изменения в законе выгодными и для водителей, и для пассажиров:
— Мы сейчас говорим об услуге, в которой участвуют два лица: тот, кто предоставляет, и тот, кто получает. Пассажир — что ему нужно? Чтобы транспортное средство было исправным, безопасным и чтобы водитель умел водить машину и был годен к этому по состоянию здоровья — в настоящий момент, а не в далеком прошлом, когда он только получал права. Это означает, что те, кто предоставляют услуги, должны производить техосмотр автомобиля 2 раза в год и медосмотр водителя каждый день. Плюс к этому должен выдаваться чек например, если человек в командировке, чтобы ему потом эти расходы оплатили. В западных странах давно уже принято получать чек, и даже расплачиваться карточкой. С карточки можно и чаевые снимать. Все сделано максимально удобно для пассажиров. Плюс транспортное средство делается максимально наглядным — шашечки, огоньки... Человеку не придется бегать по улице в поисках вызванного такси.
Что касается перевозчика, озабоченного предоставлением качественной услуги и оборудовавшего машину по всем правилам, то ему это все обходится в определенную сумму. Затраты он должен окупить, но как он может это сделать, если одновременно с ним на рынке присутствуют те, кто так же бодро возит пассажиров, но без соблюдения правил? Закон, таким образом, защищает законопослушных таксистов разрешительной системой и штрафными санкциями. По-моему, все логично: всех участников услуги закон защищает, а таксистов еще и стимулирует работать в определенных стандартах.

У таксистов — мнимое недовольство
На вопрос, почему лидеры рынка такси все-таки остались недовольны новшествами, Александр ГОРБУНОВ сказал, что он так не считает. Чиновник полагает, что многие перевозчики уже выполняют большинство требований и довольны тем, что этот закон есть.
Все же допустив существование недовольных, министр разделил их на две группы. Во-первых, это те, кто хорошо работает, но недостаточно информированы: «Они добросовестно относятся к своей работе, но о законе знают понаслышке — не понимают, что он направлен на защиту рынка, в том числе и перевозчиков». Ко вторым относятся таксисты, которым выгодно отсутствие барьеров для вхождения в рынок, а их установление им мешает: «Они собирают все сливки, но вкладываться не собираются — отсюда недовольство».

Цены не вырастут, если снизить рентабельность
По расчетам министерства, рост цен на такси после окончательного внедрения нового закона не будет иметь под собой экономических оснований:
— Многие участники рынка говорят о грядущем взлете цен, и думаю, что многие попытаются их поднять. Но так поступят недальновидные. Все поднимать цены не станут, и в итоге те, кто это сделает, вынуждены будут либо прийти к нормальной рыночной цене, либо уйти с рынка.
Более того, областной минпром намерен начать консультации с УФАСом, чтобы совместно не допустить возможного нарушения антимонопольного законодательства.

Потребители со своими жалобами на перевозчиков могут обращаться в министерство или в Роспотребнадзор. На предположение о том, что люди у нас и сейчас в общем-то довольны предоставляемыми услугами такси, Александр ГОРБУНОВ заметил:
— К сожалению, потребитель у нас не избалован и не требователен, и готов мириться с тем, что автомобиль грязный, а водитель не трезв — лишь бы до места довез. Думаю, со временем у нас появится культура потребления, что и приведет к повышению требований. Принятый закон должен этому способствовать.
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2011/08/33/zakon_o_taksi_izbaluet_potrebitelya