Все рубрики
В Омске вторник, 26 Января
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 74,8569    € 91,1458

«Низкоцен» осваивает райцентры Новосибирской области

16 января 2013 11:32
0
7173

2012 год для омского ритейла, как отмечают эксперты «КВ», прошел относительно удачно. Лидеры рынка продолжили экспансию в районные центры, поэкспериментировали с форматами, вооружившись термином «мягкий дискаунтер», и пришли к выводу, что развиваться в нынешних условиях можно, правда, медленно и дорого.

«Магнит» наступает

Только в городе сегодня работают 58 продуктовых универсамов «Магнит». На сайте компании значится, что магазины краснодарской сети есть также в 18 районных центрах Омской области, в том числе в отдаленных Таре и Седельникове. Кроме того, в первой половине года управляющая компания — ЗАО «Тандер» — открыла распределительный центр в Омске по адресу:3-я Молодежная, 15. Омский РЦ стал 17-м по счету в сети «Магнит», однако он не имеет стандартной для этого ритейлера площади под 30 тысяч кв. м, а является сравнительно небольшим – немногим более 7000 кв. м.
Тем не менее за год «Магнит» достроил в Омске и запустил два гипермаркета – на 70 лет Октября, 1 и на Химиков, 30. Еще один гипер — на Старой Московке – на подходе. В ноябре 2012 года омский «Магнит» потерпел и неудачу — не смог оспорить решение Россельхознадзора о наложении штрафа за торговлю овощами, не прошедшими фитосанитарную проверку. Впрочем сумма штрафа была копеечной.
Какими будут темпы развития сети в 2013 году, в компании прокомментировать отказались, однако есть информация, что «Магнит» планирует строить еще три-четыре гипермаркета, а также силами омского распределительного центра начнет открывать точки в соседних районах Новосибирской области. Если учесть, что на начало года в Омске у «Магнита» было 50 объектов, то с приростом в 30 магазинов сеть можно назвать уверенным лидером рынка по темпам экспансии.

«Холидей» с «Астором» пока не сговорились

В конце года руководство новосибирской компании «Холидей» заявило о планах по приобретению омской сети супермаркетов «Астор». Собственник «Астора» Андрей СТРЕЛЕЦ более трех лет пытается продать актив, однако цену, по мнению экспертов «КВ», требует завышенную, а потому потенциальные покупатели не могут сойтись с ним по условиям сделки. Переговоры с «Холидеем» пока тоже зависли на неопределенном этапе, в офисах обеих компаний ситуацию не комментируют. Стоимость пятнадцати магазинов «Астор» эксперты оценивают в пределах от 700 млн рублей до 1,1 млрд рублей, причем без недвижимости готовый бизнес оценивают лишь в 250 млн рублей.

Сеть, по данным СМИ, убыточна, новый директор Марина МИХАЛЬ в этом плане положение не спасла. Пример «Астора», по словам экспертов «КВ», еще раз доказывает, что «смерть супермаркетов» не за горами. «Впрочем я знаю, что сделать с «Асторами». Если бы мне их отдали в аутсорсинг, я бы вывел магазины на хороший уровень, причем дисконт-формат там делать бы не стал», — замечает директор ООО «НоваТор» Арсен ПОНОМАРЕВ.

Что касается компании «Холидей», то успех 2011 года, когда она освоила объекты «Килограмма» и открыла 30 магазинов, ей повторить не удалось, но с десяток новых объектов в сети, работающей под брендами «Сибириада», «Планета Холидей» и «Холди дискаунтер», за год все же появилось, сейчас идет освоение новых площадок. Между тем весь год не прекращались слухи, что магазины «Холидея», долги которого перед инвесторами продолжают расти, будут проданы Х5 (управляет известной омичам сетью «Пятерочка»), однако пока этого не случилось.

Ребрендинг ШАДРИНА

Директор торговой сети «Наш магазин» Дмитрий ШАДРИН в 2012 году переименовал гипермаркет «Поворот», название которого было навеяно песней Андрея МАКАРЕВИЧА, в «Победу» и запустил широкую рекламную кампанию с огромными красными буквами на билбордах.
Еще одно новшество в бизнесе ШАДРИНА – ориентация в сторону формата «мягкий дискаунтер». Сегодня в Омске работают уже пять магазинов «Победа маркет», которые в компании называют мегадискаунтерами. Под этот формат даже переделали один из супермаркетов «Наш магазин» — на бульваре Архитекторов, 5.

В отношении остальных «Наших магазинов» (22 объекта) в 2012 году также были проведены реанимационные действия. Как рассказал «КВ» директор по маркетингу торговой группы «Наш магазин» Андрей ШАРКЕЕВ, в 2012 году концепцию сети изменили в целом, не говоря уже о смене логотипа и цветового решения. «Ежемесячно происходит снижение цен на 1000 товарных позиций, и покупатель может приобрести их со скидкой. Причем по некоторым позициям стоимость доходит до цены от производителей», — поясняет ШАРКЕЕВ. Как отмечают конкуренты компании, у сети «Наш магазин» среди местных ритейлеров самая «сладкая» цена от поставщика – тут сказываются и большие объемы, и свой ТД Шкуренко. Все это вместе дает возможность поиграть с конечной ценой, несмотря на работу в затратном формате «супер». Ниже цены от поставщиков, по предположению участников рынка, имеют в Омске лишь федеральные сети, у которых объем закупок несопоставим.
Партнер ШАДРИНА, директор ТД «Шкуренко» Виктор ШКУРЕНКО, развивает свои розничные сети в несколько другом направлении. Так, в сети дискаунтеров «Низкоцен» уже порядка 18 магазинов, три из них в Тюменской области, и самый последний открылся на прошлой неделе в городе Татарске Новосибирской области. По словам Андрея ШАРКЕЕВА, на 2013 год запланировано открытие еще 10-12 «Низкоценов», причем минимум четыре из них в Новосибирской области. Напомним, что в самом начале ШКУРЕНКО открывал «Низкоцен» в Барнауле, но был вынужден закрыть из-за нерентабельности.
Что удивительно, в рост ШКУРЕНКО планирует пустить и сетку мини-магазинов у дома «Продукты 24 часа». Как отмечает ШАРКЕЕВ, открывать такие магазины в небольших селах выгоднее, нежели ставить там «Низкоцен».

Акционеры «НоваТора» в шаге от решения

Как рассказал «КВ» директор ООО «НоваТор» Арсен ПОНОМАРЕВ, первый этап развития сети компактных гипермаркетов – открытие трех магазинов – выполнен и теперь все зависит от решения акционеров. «На мой взгляд, нам нужно открывать еще порядка 10 магазинов, причем быстро, в течение года, и тогда сеть будет максимально эффективно конкурировать на местном рынке. В другом случае можно, конечно, работать и так, но лучше продать. Совет директоров примет решение по этому поводу в ближайшее время. Я рассчитываю, что акционеры все же решат развивать сеть и открывать новые магазины», — пояснил Арсен ПОНОМАРЕВ. По его словам, год стал для компании показательным – выросли продажи, причем показатели существенно выше уровня инфляции. «Я понял, что мы выбрали правильное направление, что рынок развивается так, как мы и предполагали, только медленнее и дороже. С эффективностью ниже, чем хотелось бы, но развивается», — отмечает ПОНОМАРЕВ.
Компания «Геомарт -Ритейл» еще в 2011 году приобрела три гипермаркета региональной сети «Мосмарт» в Кемеровской области – два в Новокузнецке и один в Прокопьевске. В 2012 году особых изменений в работе компании не произошло.
Из других открытий 2012 года ритейлеры вспоминают лишь третью «Ленту». Активно развивающийся по франшизе в соседней Тюменской области Spar, по мнению экспертов «КВ», в Омск никто не пригласит – покупателя с достатком средний+ не так много, и есть уже супермаркеты такого класса – «Океан», в ТЦ «Омский», во «Флагмане».

Нет алкоголю и табаку!

В федеральном законодательстве за последнее время были приняты изменения, существенно повлиявшие на розничную торговлю. Принятые антиалкогольные законы (в том числе вступивший с 1 января 2013 года запрет на продажу пива в торговых точках площадью менее 50 кв. м) и антитабачный закон, который находится на рассмотрении в Госдуме РФ, по подсчетам российских аналитиков, в совокупности приведут к закрытию и перепрофилированию половины малых торговых объектов – ларьков, остановочных павильонов, магазинов у дома. В связи с этим рост продаж ритейлеров, по некоторым данным, прогнозируется на уровне 20%.
Омские предприниматели в подобное светлое будущее не верят, считая долю ларьков и киосков незначительной. К тому же сетевики существенно потеряли после введения ограничения на продажу алкоголя в ночное время. Дмитрий ШАДРИН в прошедшем году не раз высказывался против дополнительных ограничений по времени, которые лоббировались группой депутатов регионального Заксобрания, отмечая, что запретительные меры ни к чему хорошему не приводят. С ним согласен и Арсен ПОНОМАРЕВ: «Выжить захочется, и мелкие объекты будут торговать той же водкой из-под полы. А какой смысл продавать из-под полы акцизный товар? И начнется снова – серый рынок, черная касса, крышевание и коррупция».
Еще один виток с 1 января 2013 года алкогольная тема получила с очередным повышением акцизов — теперь минимальная цена на пол-литровую бутылку равняется 170 рублям (до 1 января 125 рублей). Приказом Росалкогольрегулирования увеличена также минимальная отпускная цена на другой крепкий алкоголь – коньяк до 280 рублей, бренди до 250 рублей.

Наконец, в 2013 году могут быть приняты долгое время обсуждаемые изменения в закон о торговле. В первую очередь речь идет о пороге доминирования на муниципальном уровне в 25%, который планируется либо поднять до 35%, либо разрешить превышать порог при органическом развитии – самостоятельном строительстве помещений. Впрочем за три года действия нормы федеральная антимонопольная служба лишь дважды пыталась его применить, в Омске подобных прецедентов не предвидится.
Кроме того, Минфин РФ в декабре опубликовал проект поправок в Налоговый кодекс РФ, согласно которым ритейлерам разрешат не платить налог на прибыль с товаров, украденных из торгового зала. По замыслу авторов проекта магазины самообслуживания смогут не платить налог на прибыль с так называемой недостачи, однако размер ее должен составлять не более 0,75% от выручки ритейлера. Между тем ритейлеры предлагали списывать 1% от выручки. О необходимости принятия этой меры на одной из встреч с журналистами первыми в Омске упомянуло руководство местного «Ашана». По открытой отчетности «Магнита», кстати, товарные потери от кражи и порчи составляют почти 1,5%. А на сегодня не платить 20%-й налог на прибыль с товара, который был украден, ритейлер может лишь в том случае, если у него есть справка из полиции, подтверждающая факт кражи товара.
Валерий МАЛИНОВСКИЙ,
директор ООО «Компания «ПродЭко»: «Мы, местные дистрибьюторы, пытаемся поддержать региональных ритейлеров»

— Хорошо уже то, что омские дистрибьюторы еще работают на рынке продуктового ритейла. Федеральные сети за прошедший год серьезно упрочили свое положение на омском рынке, а у них свои поставщики. Довольно успешно противостоит им «Формат». Мы, местные дистрибьюторы, в свою очередь всеми силами пытаемся поддержать региональных ритейлеров — и «Формат», и «Геомарт», и «НоваТор». От их успеха напрямую зависит наше будущее. В целом год закончили с оптимизмом и уверенностью, понимаем, что в 2013 году борьба за покупателя еще более обострится, но сдаваться не собираемся.
 

Комментарии через Фейсбук

Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.