Все рубрики
В Омске четверг, 25 Апреля
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 92,5058    € 98,9118

Сергей ШАПОВАЛОВ: "Внеплановую проверку маршруток мы будем проводить только тогда, когда возникнет угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан"

24 июля 2013 12:00
0
3847

О проблемах в сфере омских пассажироперевозок и в рамках журналистского расследования «Мертвые маршрутки» («КВ» № 21-26) «Коммерческие вести» предложили высказать свою позицию начальнику Управления государственного автодорожного надзора Омской области Сергею ШАПОВАЛОВУ. Беседовал с ним корреспондент «КВ» Георгий ГОРШКОВ.

— Сергей Николаевич, ваше мнение о состоявшемся конкурсе пассажироперевозок.

— Конкурс рождался в муках. Очень долго шли дебаты о том, какие должны быть требования и условия участия. А предыдущая власть явно не хотела проводить конкурс, в итоге нынешнему руководству досталось тяжелое наследие. Но они пытаются навести порядок, и кое-какие успехи у них уже есть. Законодательная инициатива — это, конечно, хорошо, но самая главная проблема в том, что нет своей внутренней контрольно-надзорной службы, как в других регионах.

— А как в других регионах?

— В других регионах есть специальные контрольные службы, которые отслеживают, чтобы все перевозчики работали по договорам с администрацией города или области. Вот этой структуры у нас нет, и это плохо.

— Такая структура должна появиться в администрации или стать еще одной надзорной службой?

— В администрации. И раньше в Омской области так и было, работало с десяток контролеров, которые следили за тем, как соблюдаются условия договоров на обслуживание городских, пригородных и междугородных маршрутов. Вскоре эта надзорная служба вообще самоликвидировалась, этих контролеров осталось 2-3 человека. Для организации их эффективной работы нужно, чтобы они сами выявляли, сами составляли протокол и имели право выносить постановление о привлечении нарушителя к административной ответственности.
В полномочия УГАДН не входит проведение муниципального контроля, мы не контролируем расстановку подвижного состава на маршрутах. Мы контролируем соблюдение перевозчиками требований федерального законодательства, в договорные отношения мы не имеем права вмешиваться. Я считаю, прессе нужно помогать сейчас департаменту транспорта, а не ставить палки в колеса.

— Как мы можем им помочь?

— А вот конкретно выявлять нарушителей. Указывать факты работы без лицензии, озвучивать имена нарушителей, чьи водители не соблюдают правила перевозок пассажиров, подвергают своими действиями опасности жизнь и здоровье граждан. Больше писать о конкретных нарушителях – перевозчиках, подвергать их критике.

— В УГАДН и департамент транспорта мы отправляли списки машин, которые, похоже, являются нелегалами. Чем не помощь?

— Вы понимаете, 105 автомобилей на одном маршруте — это нереально. Может, кто-то заменял кого-то в этот период. При этом чтобы 45 из этих машин не значилось в наших базах данных, это вообще абсурд. 20 процентов — не больше. Мне кажется, там ошибки в номерах государственных знаков, неизвестно, кто собирал эти сведения, не фальсифицированы ли они.
Конечно, мы проведем рейдовые мероприятия по выявлению перевозчиков, работающих без лицензии, но проверить соблюдение конкурсных условий мы не вправе.

— Проверьте эти 20 процентов тогда…

— Нам нужны веские основания для проведения внеплановой выездной проверки. Федеральный закон № 294 о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей говорит нам о том, что внеплановую проверку мы можем провести, если в этих обращениях усматриваются грубые нарушения лицензионных требований.

— А что вы подразумеваете под грубым нарушением?

— Это не я подразумеваю, а это законом прописано. Грубое нарушение — это когда возникает угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан.
А в вашем случае – вопросы конкуренции между перевозчиками, экономическая заинтересованность, а это уже по другому адресу!

— То есть когда пассажир пострадает?

— Не совсем так, необходимы веские основания, факты для проведения контрольно-надзорных мероприятий. А в представленном вами списке попадаются даже некоторые серии государственных знаков, которых у нас в Омске пока еще нет. Еще раз повторяю: здесь экономическая заинтересованность определенного круга людей.

— Может, их привезли из другого города...

— Маловероятно… Вообще, что касается перевозчиков, работающих без лицензии, то по всей области их крутится около 150, максимум, доходит до 200. Но никак 50 процентов! Выезжают на линию они эпизодически, в часы пик. Мы постоянно ведем с ними борьбу, устраиваем рейды, у нас хорошие взаимоотношения с ГИБДД. После привлечения к административной ответственности кто-то вообще уходит с этого рынка, кто-то отдает свою машину в аренду. Потом появляются другие, но постоянно действующих нет. Поверьте нам, мы ведем контрольно-надзорную деятельность в этой области более 20 лет, и я не отрицаю, что постоянно появляются те, кто пытается работать без лицензии.

— Как часто проводятся проверки?

— В среднем два раза в неделю.

— Так и после проведения конкурса стабильная цифра в 200 работающих без лицензионных документов?

— Повторяю: не 200, а 150-200. После проведения конкурса это число резко снизилось. Но, возможно, это связано не с конкурсом, а с изменениями в федеральном законодательстве. Транспорт был выделен в отдельную статью, и штрафы для работающих без лицензии выросли до 50 тысяч рублей, а если совершено повторное нарушение, то предусмотрено наложение административного штрафа на граждан в размере пятидесяти тысяч рублей с конфискацией транспортного средства.
В прошлые годы фиксировалась работа без лицензии 90-110 субъектов. Практически все заявления в суд мы подавали с предложением применения конфискации транспортного средства. И за три года только в трех случаях было принято решение о конфискации автобусов. Но после изменения в законодательстве фактов повторных нарушений еще не выявлено. Это перевозчику становится экономически невыгодно. Если за день они зарабатывают в среднем 2-3 тысячи рублей, минус расходы на бензин и запчасти, то рисковать получить штраф в 50 тысяч рублей мало кто захочет.
Честно говоря, именно вокруг маршрута № 322 крутится много интриг. И при каждом рейде обязательно проверяем этот маршрут. Уж там, если бы все соответствовало тому, что вы пишете, то было бы большое количество выявленных нарушений, в том числе работа без лицензии.

— А пассажиры вам часто жалуются?

— Да, есть жалобы. За полугодие около 30 обращений граждан со всей области. Но жалобы пассажиров в основном касаются курения водителя, грубого обращения с пассажирами и в редком случае (хотя 5-6 лет назад часто) на то, что водитель видит, что мало пассажиров в салоне, разворачивается и едет деньги зарабатывать в другом месте, то есть нарушение графика движения по маршруту.

— А на техническое состояние никто не жалуется?

— Это очень редко, к тому же проверка технического состояния автобусов не входит в нашу компетенцию. На плохое содержание пассажирского салона бывает, но тоже стало редко.

— Когда конкурс проходил, от вас требовались какие-нибудь документы или данные о претендентах?

— Мы предоставили конкурсной комиссии реестр лицензиатов и сведения о перевозчиках, привлеченных к административной ответственности за грубые нарушения лицензионных требований.

— Сколько маршруток подключено к системе ГЛОНАСС?

— Сегодня у нас есть сведения об установке абонентских терминалов на 4,5 тысячи транспортных средств. Без оборудования системой ГЛОНАСС невозможно получить или переоформить специальное разрешение (лицензию), кроме того, этот вопрос включен в перечень контрольных вопросов при проведении плановых и внеплановых проверок. Каждый владелец автобуса, который к нам приходит, тестируется на то, чтобы его можно было увидеть в системе ГЛОНАСС. Но более тысячи автобусов еще под наш контроль не попали. Я думаю, к 1 марта 2014 года через нас пройдут все. Тем более что свидетельства о наличии ГЛОНАСС выдаются на один год и скоро начнутся повторные тестирования.

— То есть у вас имеется программа, похожая на «Мой маршрут», но охватывающая частных пассажироперевозчиков? И вы можете видеть, кто где едет?

— Естественно.

— И вы можете видеть машины, которые паркуются по окончании рабочего дня во дворах?

— Пока программа работает в тестовом режиме и возникает много трудностей при ее эксплуатации. Да, мы проверяем, где паркуется транспортное средство, требуем предоставления договора на стоянку, а также проверяем журнал заездов и выездов автобуса. Хотя я не исключаю, что в любом деле есть процент нарушений.

— Очень большое количество автобусов паркуется все время во дворах. Загляните в эту программу после 23 часов.

— Я не знаю, откуда у вас такие сведения, у нас противоположные. Может быть, два — три. Давайте конструктивно говорить. Не люблю, когда вытаскивают ничем не подкрепленный негатив. Да, в нашей жизни много негатива. Но когда на протяжении десятилетий предыдущее руководство города не хотело видеть частного перевозчика, то сейчас с ними идет определенная позитивная работа со стороны администрации города.

— Какие показатели по обязательному страхованию пассажиров со стороны перевозчиков?

— Хорошие. Большинство перевозчиков в марте-апреле оформили страховые полисы. Никто не шевелился до 1 апреля, пока не вступила в силу статья Административного кодекса то есть появилось наказание (на юридических лиц от 500 тыс. до 1 млн.рублей). Оказалось, что с 1 апреля практически стопроцентно все застрахованы.

— Вообще никого не оштрафовали?

— Были единичные штрафы, двух предпринимателей привлекли к административной ответственности по 50 тысяч рублей. Больше нарушений встречается п поводу о непредоставления информации пассажирам о страховании и заключении соответствующего договора. Штрафы здесь варьируются от тысячи до трех тысяч рублей. Я думаю, что многие пассажиры даже не знают, что в случае травмы они могут обращаться в страховые компании. А информация об этом должна находиться в салоне либо на билете. Вот вам хоть раз выдавали билет в маршрутке?

— Нет.

— А вот мы приходим их проверять и они нам предъявляют билетную продукцию. Да еще и винят пассажиров, что те не требуют выдачи билетов. Если наступит страховой случай, то билет послужит доказательством факта проезда в автобусе.
В заключение хотелось бы сказать: «Уважаемые пассажиры, обо всех фактах нарушения лицензионных требований обращайтесь в Управление, мы находимся на ул. Тарской 25, тел:. 24-58-41, 24-13-30, 25-65-21».
 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.