Книжный клуб: From Siberia with Love

Дата публикации: 29 июля 2013

Когда б вы знали, из какого сора… 

Дамир МУРАТОВ
Хроники Беднотауна.
Омск, 2013 год. — 160 стр.
Тираж 700 экз.


Дамир МУРАТОВ стал всероссийски известен после Che Burashka 2002 года. Эта картина широко цитировалась в федеральных СМИ, стала образцом для многочисленных подражаний и даже пошла в народ, став популярным трафаретом для футболок. Воинственный Чебурашка из мультфильма в лихом берете с красной звездочкой, усами и автоматом Калашникова в руках на красном фоне спровоцировал культурологов на разговоры о массовой культуре, о командоре Че и его наследии, об освоении героического и трагического массовым сознанием, десакрализации их, о культурных кодах и прочем. Такими же художественными провокациями стали Mickey Mao, где Великий Кормчий изображен с ушами мышонка Микки-Мауса и флаг «Соединенных Штатов Сибири» — на манер американского, но только со снежинками вместо звезд. Последняя работа не скрывает свою перекличку с «Американским флагом» Джаспера Джонса, а первые две ведут диалог с Энди Уорхолом. Диалог не значит подражание: при моде на поп-арт ни одному из множества пытающихся работать в этом направлении российских художников до Дамира и в голову не пришла возможность сочетать Че и Мао с мультипликационными персонажами, а вот после – такого рода попытки заполонили художественный рынок. Вплоть до того, что столичный театр-клуб «Мастерская» заимствовал идею Mickey Mao, заменив китайского Кормчего на российского – Иосифа Сталина, расклеив афишу к спектаклю «Эпитафия».

Дамир МУРАТОВ работает с культурными контекстами эпохи, его собеседники Жан-Мишель Баскиа и Роберт Раушенберг. Впрочем откровенный поп-артовский период остался у художника позади: «У меня в 2007-м году произошло тотальное осмысление. Я тогда участвовал в очередной «АртМоскве» и вдруг четко понял, что все это — одна большая развлекуха, как дорогие машины или покупки, как на яхте покататься. Это было настоящее озарение, я вдруг спросил себя: «А зачем мне вообще все это надо?» Мастерская в Москве, деньги — а дальше что? В то же время я открыл сайт «Саатчи онлайн» и увидел, что нас, как собак нерезаных, и все живут примерно одной и той же рефлексией модернизма, современного искусства, Баскиа какого-нибудь. В итоге вектор довел меня и я дошел до того, что я уже больше не мог рисовать картинки со всяческими сюжетиками типа Че Бурашки, чтобы все в ладошки хлопали» (из интервью московскому журналу CODE RED). Впрочем к недавней выставке в известном московском центре современного искусства «Винзавод» Дамир представил в числе других работ вполне поп-артовскую серию «Мы уйдем из зоопарка (слова из песни Егора Летова), где из мусора современной городской цивилизации (смятые сигаретные пачки, упаковки от пиццы, выброшенные этикетки и т. д.) выбираются дикие звери, оказывающиеся ширпотребовскими китайскими игрушками.

Мусор – это экстракт цивилизации, недаром именно выбрасываемый мусор для археолога – кладезь информации о прошедшем времени, тот самый культурный слой, из которого много чего становится понятно. В картине Дамира МУРАТОВА Hippy End яркий разноцветный праздничный тонкий культурный слой детей цветов погребен под черными и коричневыми другими слоями цивилизационной почвы. Многие свои работы Дамир делает на том, что найдено на улице, чуть ли не на помойке: гофрокартон (как на месте, в точку, в десятку, фактура этого материала в цепляющей картине «Барак»), старые виниловые пластинки (как мощно звучит на этом уже замолчавшим казалось бы материале картина «Хор», а как задорно и упруго – «Весело и сыто»), выброшенные бумажные пакеты и сигаретные пачки (картина «Крыши Беднотауна»).

Беднотаун – это захудалый район в Омске, где живет Дамир МУРАТОВ: «Небольшая улица, на которой стоит мой дом, частный сектор со своей экосистемой, алкашами и синяками». Там он открыл свою собственную галерею «Кучум», там сделал красочный забор из множества разноформатных ярко раскрашенных дверей, там наблюдает за окружающим и воплощает увиденное в художественный материал. Взгляд его зорок, увиденное он сразу мифологизирует, сопоставляет с аналогичными явлениями других культур, вытаскивает из сиюминутного вечное и одновременно иронизирует над всем этим, в какой-то мере делая то, что Квентин Тарантино осуществляет в кино. Лучшая иллюстрация тому — цикл «9 остановок маршрута № 66» 2004 года по дороге из центра в Беднотаун, где на «Театральной площади» люди на колесах ловят падающие звезды, на 12- й линии духи весны активно и успешно наступают на демонов зимы, а на 8-м Кирпичном «Вован с Витьком дерутся» в виде двух самураев на фоне облупившегося забора.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2013/07/27/from_siberia_with_love