Все рубрики
В Омске четверг, 25 Апреля
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 92,5058    € 98,9118

Сокращенной заочной формы обучения в вузах больше не будет,

29 июля 2013 13:12
1
11704

9 июля в пресс-центре «Комсомольской правды» состоялась пресс-конференция, посвященная судьбе заочного образования в российских вузах. На вопросы журналистов ответили: ректор ОмГУ им. Ф. М. Достоевского Владимир СТРУНИН, ректор ОмГТУ Виктор ШАЛАЙ, проректор по учебной работе ОмГПУ Геннадий КОСЯКОВ, проректор по учебной работе и социальным вопросам ОмГУПС Татьяна КОМЯКОВА, декан факультета заочного и дистанционного обучения СибГУФК Александра ЧУЧАЛИНА, ответственный секретарь приемной комиссии ОмГУ им. Ф. М. Достоевского Александр ЛАПТЕВ, завсектором дистанционных образовательных технологий СибГУФК Елена ТРОФИМОВА. Представляем читателям наиболее интересные моменты их выступления.

СМИ. Какова будет судьба сокращенных заочных форм обучения в российских вузах в связи с вступлением в силу с 1 сентября 2013 года федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»?

Владимир СТРУНИН. С 1 сентября сокращенная заочная форма образования, которая давалась на базе среднего профессионального или высшего профессионального образования, перестанет существовать, но заочная форма обучения сама по себе останется.
Виктор ШАЛАЙ. В нашем вузе как таковой сокращенной заочной формы обучения и не было, потому что все прогаммы очень разные. У нас есть такой шаг, когда все желающие получить техническое образование, принимаются на первый курс, затем им дается аттестационный лист и, в замисимости от того, сколько дисциплин ему переаттестуют, он переводится либо на второй, либо на третий курс. То есть сокращение сроков обучения у нас идет индивидуально, в зависимости от компетенции, которую имеет тот или иной абитуриент. То же самое будет и при новом законе.
СТРУНИН. То есть, как я уже сказал, сокращенная форма заочного обучения уйдет, а просто заочная форма — полная программа и перевод на индивидуальный план обучения останутся.

СМИ. А что же теперь делать людям, которые хотя получить второе высшее образование?
ШАЛАЙ. Они смогут поступить к нам на первый курс либо на очное отделение, либо на заочное, а затем, в зависимости их компетенции, мы сможем их перевести сразу на второй или третий курс.
Александра ЧУЧАЛИНА. Спецификой нашего вуза является то, что у нас учится много спортсменов, среди которых спортсмены высокого класса, которые хотят получить второе высшее образование. Схема приема у нас такая же, как и в других вузах.
СМИ. Многие считают заочное образование пережитком прошлого...
ШАЛАЙ. Будте уверены, оно будет жить. С увеличением законодательных норм электронного и дистанционного образования оно будет только развиваться, другое дело, что разные специальности — с разным темпом. Уже есть целые электронные университеты, но это — экономика, право, информационные технологии. Конечно, на станках работать дистанционно не обучишь или на хореографов.
СТРУНИН. Кстати, заочное обучение хореографии есть.
СМИ. Каков спрос на заочное образование в ваших вузах?
СТРУНИН. У нас произошло уменьшение, по сравнению с прошлым годом, количества бюджетных мест на заочных формах обучения, причем на 30-35%. Спрос не скажу, что чересчур высокий. В 2012 году порядка 80 мест было бюджетных и 44 внебюджетных, то есть конкурс был полтора-два человека на место. Заочная сокращенная форма более востребована — в 2012 году на нее поступали 800 человек.
ШАЛАЙ. У нас тоже не очень большое количество бюджетных заочных мест — в прошлом году было 106, в этом — 102. Однако мы очень много принимаем на коммерческие места — в 2011 году приняли 1200 человек, в 2012 году — 1100 человек, в 2013 году — 1000. Через заочную форму мы пытаемся доставить образовательный процесс на места, заводы, промышленные компании.
Татьяна КОМЯКОВА. В этом году количество заочных мест в нашем вузе увеличилось за счет железнодорожных специальностей — стало 157, и конкурс на них был достаточно высокий — до 10 человек на место. В целом на заочное отделение мы принимаем порядка 1000 человек в год с учетом дистанционных образовательных технологий.
ЧУЧАЛИНА. Мы набираем около 500 человек в год на заочное отделение. Наиболее востребованная специальность «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья». В среднем конкурс 2 человека на место. Количество бюджетных мест сократилось, по сравнению с прошлыми годами.
Геннадий КОСЯКОВ. Как педагогическому вузу, нам традиционно дают места на заочной форме обучения, но в этом году их меньше на 30% — 139 мест, чем в прошлом году. На внебюджетной заочной форме — более 1000 мест, в прошлом году было на одно место больше. Активно развивается заочная внебюджетная магистратура — около 500 человек обучается.
СМИ. Насколько широко в ваших вузах применяются дистанционные формы обучения?
ШАЛАЙ. Есть перечень специальностей, где вообще нет заочной формы обучения, например, все ракетостроение, судостроение и т. п. В то же время есть специальности, где широко применяется он-лайн обучение через сеть Интернет — это позволяет дать заочное образование более высокого качества. Например, студенты получают в электронном виде лекции, кейсы с заданиями, вебинары и т. п.
СТРУНИН. Мы вообще производим набор отдельно на заочную форму обучения с использованием дистанционных образовательных технологий — 114 человек будет набрано в этом году. Причем, такие студенты обучаются не только вблизи Омска, но и на территории Якутии, Тувы, Калининграда, ХМАО, Казахстана. Зачеты и экзамены тоже будут приниматься дистанционно. Пока высшее профессиональное образование таким образом у нас можно получить только по экономическим специальностям, но уже в тадии запуска и юридические специальности. Кроме этого, есть еще и среднее профессиональное образование с использованием дистанционных технологий — около 500 студентов рассеяны по всей России и Северному Казахстану. 4 июля в Омске был замминистра образования Александр КЛИМОВ, который как раз возглавляет рабочую межведомственную группу по разработке программы федерального электронного университета, и опыт в этом отношении вузов Омской области, широко использующих эти технологии, очень пригодится. Например, уже организован региональный электронный университет.
ШАЛАЙ. Раньше использование таких технологий в процессе обучения в вузах было полуофициальным, но с 1 сентября 2013 года вступает в силу ФЗ, который полностью разрешает такую форму обучения и уравнивает ее с традиционной. Мы планируем в ближайшее время сделать семь программ обучения и выставить их в свободном доступе на межвузовский портал. У студентов будет свободный доступ ко всем преподавателями, к материалам и т. п. За работу с такими технологиями мы доплачиваем к зарплате преподавателям, так как это требует от них больших усилий. На создание контента у нас выделено для преподавателей 6 млн рублей — написание учебников, методичек и т. п.
КОМЯКОВА. У нас тоже широко используются дистанционные образовательные технологии в основном на железнодорожных специальностях — с их помощью обучаются студенты с Урала и со всего Сибирского региона. Такие технологии мы пока применяем только до третьего курса включительно, а для обучения на старших курсах, нужно приезжать непосредственно в омский вуз, так как специальности связаны с безопасностью железнодорожных перевозок и требуют серьезного контроля и внимания — студенты должны побывать на полигоне железнодорожной техники, выполнить ряд лабораторных работ.
КОСЯКОВ. Кроме всего прочего, мы обязаны обеспечить студентам доступ к электронным библиотекам вузов и внешних источников.
СТРУНИН. 4 июля мы презентовали замминистру программу регионального электронного университета и она была признана внятной, а затем войдет в состав программы будущего федерального регионального университета. До конца года у нас есть план мероприятий и первое среди них — это объединение библиотечных ресурсов. То есть каждому вузу необходимо иметь электронную библиотеку и затем мы их объединим. С 1 сентября следующего года мы постараемся запустить до 7 межвузовских образовательных программ, в которых уже пойдет реальный учебный процесс. Нужна серьезная работа по разработке нормативной локальной базы, которая необходима, например, для оценки труда преподавателей в их работе с электронными технологиями, для выплаты им зарплаты и т. п. Когда региональный электронный университет в декабре войдет в состав федеральной программы и станет правительственной программой, тогда можно будет рассчитывать на какую-либо финансовую поддержку со стороны федерального бюджета.
ШАЛАЙ. Конечно, мы хотим получить на это и федеральные деньги. Наш вуз около 20 млн рублей в год тратит и будет тратить на развитие данного направления.
СМИ. Какова стоимость обучения на заочке?
ШАЛАЙ. Ниже 13 тысяч рублей за семестр нельзя опускать стоимость — именно столько платит государство за обучение студентов на бюджетных местах. А выше уже можно, у нас, например, эта цифра доходит до 21 тысячи рублей за семестр в зависимости от популярности специальности. На заочке наш вуз в год зарабатывает 160 млн рублей — 60% только уходит на зарплату преподавателям, остальное — на выплату налогов и на развитие вуза. Не надо забывать, что государственные вузы — это не бизнес-структуры.
 

Комментарии
anfisa 18 января 2015 в 11:41:
Очень интересно, что-то подобное читала на http://www.exabait.ru/
Показать все комментарии (1)

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.