Виталий Володин, город Трир (ФРГ): О личном и публичном

Дата публикации: 14 августа 2013

Один мой знакомый фотограф, исколесив земной шар вдоль и поперек, решил составить классификацию народов мира по тому, насколько они доброжелательны к человеку с фотоаппаратом. Но, как признался, встал в тупик: оказалось, что никакой стройной системы не выходит. Ни государственное устройство, ни экономика, ни история не давали ответа на вопрос, почему скандинавы и малайцы, увидев наведенный на них объектив, улыбаются, а французы и нигерийцы закрывают лица и грозятся разбить камеру, а заодно и лицо ее владельцу.
Логичнее всего было бы объяснить такие противоречия особенностями национального понимания privacy – личного пространства, закрытого для вторжения извне. Мол, в одних культурах это пространство тщательно оберегается уже на дальних подступах, а в других люди считают, что скрывать от окружающих им нечего и незачем.

С другой стороны, с этим самым прайвеси тоже все непросто. Взять, к примеру, немцев, мировых чемпионов во всем, что касается неприкосновенности частной жизни. Когда несколько лет назад Google решил запустить в Германию свои машинки для съемки уличных панорам, компанию моментально затерроризировали судебными исками. Речь шла не только о том, чтобы замазывать на снимках лица людей и номера машин. Тысячи немцев потребовали, чтобы их дома были изъяты с карты совсем. Безовсякого рационального объяснения – просто потому, что это частная собственность и Privatsph?re – приватная сфера, которая не должна просачиваться в интернет никаким образом.

Однако если пройтись вечером по улицам какого-нибудь тихого немецкого городка, можно обнаружить, что те же самые закрытые от мира новых технологий бюргеры: а) не огораживаются заборами, б) не занавешивают окон, в) часто даже не запирают двери. В результате самую что ни на есть конфиденциальную жизнь любой прохожий имеет возможность наблюдать в таких подробностях, которые никакому Гуглю и не снились.
У нас, как известно, все ровно наоборот. Любая стройка, не важно, дачи или квартала уютных таунхаузов на европейский лад, начинается с возведения прочных и высоких заборов, надежно защищающих прайвеси обитателей от внимания чересчур любопытных соседей. Но чтобы узнать, что же такого интересного происходит в жизни за забором, нет никакой нужды искать стремянку или перископ. Достаточно заглянуть в фотоальбом хозяев дома, гордо предъявленный всему миру в Одноклассниках.

К слову, в рейтинге доброжелательности аборигенов к фотографам, составленном моим знакомым, Россия делила первое место с далекой Бразилией.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2013/08/30/_vitaliy_volodin___gorod_trir_frg_o_lichnom_i_publichnom