Все рубрики
В Омске среда, 19 Декабря
В Омске:
-8
Пробки: 5 баллов
Курсы ЦБ: $ 66,7454    € 75,7761

Павел КРУЧИНСКИЙ: «Любой сотрудник муниципалитета — как белка в колесе – постоянно нацелен на какую-то внутреннюю работу, а на внешнюю среду уже не хватает ни времени, ни энергии»

25 декабря 2013 10:32
0
3054

 

Директор департамента экономической политики администрации города Омска Павел КРУЧИНСКИЙ подал в отставку. Произошло это на следующий день после того, как первым вице-мэром, курирующим этот департамент, стал Александр ПОПОВЦЕВ, и через день после того, как мэр Вячеслав ДВОРАКОВСКИЙ заявил на пленарном заседании горсовета, что «руководителю департамента городской экономической политики, который провел полгода в Москве, практически ничего не удалось сдвинуть». Сразу же после отставки Павел КРУЧИНСКИЙ дал большое интервью обозревателю «Коммерческих вестей» Льву АБАЛКИНУ.

– Павел Николаевич, когда вы подали заявление об отставке?
– В пятницу, 20 декабря.

– Причины?
– Причин достаточно много. Такое решение назревало. Было внутреннее недовольство и от результатов работы, и от системы, в которой сложно реализовать проекты, направленные на развитие города. Но, наверное, последней каплей стали слова мэра Омска в отношении работы департамента экономической политики на городском совете 18 декабря.

– Заявление об отставке подписано мэром?
– Да.

– Какой-то разговор с ним был по этому поводу?
– Мы коротко переговорили в понедельник, уже после отставки.

– А с ПОПОВЦЕВЫМ разговор какой-то был, он же курирует с прошлого четверга ваш департамент?
– С первым заместителем мэра у нас состоялось знакомство, я представил ему руководящий состав департамента. Мы подробно рассказали о работе каждого управления, основные и текущие вопросы, проблемы. Пообщались. Потом у нас было два достаточно длинных и содержательных персональных разговора в отношении перспектив, видения, в том числе я изложил ему свою точку зрения и после того, как подал заявление на увольнение. Он внимательно меня выслушал, отнесся с пониманием. В общем-то, знакомство состоялось.

– Не сожалеете о прошедшем годе во власти?
– Я общаюсь с другими территориями, у меня есть друзья, которые в Новосибирске из бизнеса ушли во власть и там нашли себя в более длительных периодах работы. Наверное, культура муниципалитетов в разных городах разная. У нас она такая. Мне было непросто в течение этого года. Но сожаления нет: я осознанно шел туда и осознанно выхожу, поскольку понимаю дальнейшую перспективу движения.

– Чем вы были в последнее время недовольны? У департамента были четко определенные задачи, к которым вы двигались? Или не двигались?
– Когда я пришел на эту должность, у меня было определенное представление о работе муниципалитета, о том, что мэрии нужно более активно взаимодействовать с предпринимателями, с общественными организациями... Была некая иллюзия, что там действительно можно сделать больше. Я заходил с позиции общественника, для того, чтобы оказать какое-то посильное максимальное содействие в сфере экономики города. Мои ожидания, откровенно говоря, не оправдались.

– Вы думали, что все зависит от конкретного человека, а те, кто там ранее работал, делают явно что-то не то, но если на их место придет человек, который понимает, как правильно, все коренным образом изменится. Выяснилось, что это не так?
– Да. Муниципальная кухня – это очень серьезный, сложный организм. И в силу разных причин – регламентов, всевозможных циркуляров, ограничений законодательства, которые несет 131 закон, – эта машина работает большей частью не вовне, а на саму себя – на функционирование, выполнение текущих задач. Любой сотрудник муниципалитета – как белка в колесе – постоянно нацелен на какую-то внутреннюю работу, а на внешнюю среду уже не хватает ни времени, ни энергии. Департамент экономической политики был далеко не самым худшим подразделением. В администрации один из самых страшных грехов – просрочка документов. В ДЭП документооборот был неплохо поставлен и ранее, но мы этот процесс вывели немножко на другой уровень. Мне пришлось на начальном этапе достаточно принципиально корректировать работу сотрудников департамента, так как ранее большая часть ответов на обращения граждан были формальными отписками. Простой пример. Обращается женщина, недовольная работой кафе на первом этаже. Можно просто формально отписаться, что вопрос находится вне зоны наших полномочий. Но это не решает проблему, не устраняет напряжение между жителем города и владельцем кафе. Отправили наших сотрудников на место, они провели разъяснительную беседу с руководством кафе. Женщине объяснили схему действий на случай, если шум повторится: куда нужно и можно обратиться. Были и другие результаты, о которых можно сказать.

– Какие?
– Нам удалось убедить мэра, чтобы появилось управление по промышленности, инновациям и предпринимательству. Это решение оказалось своевременным, потому что с промышленниками никто особо в последнее время не работал, хотя еще в советские времена они активно участвовали в социальной жизни Омска. После приватизации или интеграции в вертикальные холдинги их роль уменьшилась, работа с ним велась неактивно, при этом любой руководитель предприятия понимает, что в этом городе живут его рабочие, для них важно его состояние: качество дорог, детских садов и школ, благоустройства и так далее. Благодаря системной работе с промышленными предприятиями нам удается находить взаимоприемлемые решения. Например, НПО «Иртыш» принимает финансовое участие в ремонте одного из детских садов, а предприятие «Винпром» строит на паях с администрацией дорогу на прилегающей территории. И таких примеров уже довольно много. Также мы начали активно взаимодействовать с вузами. В частности, есть договоренность о встречах руководителей промышленных предприятий города и предпринимателей со студентами. Учащиеся смогут получить бесценный опыт, узнать о состоянии дел на предприятиях, о том, на какую специализацию им ориентироваться в процессе обучения. Для закрепления знаний мы договорились о прохождении студенческих практик на предприятиях города. Надеюсь, работу и с промышленными предприятия, и с вузами продолжит новый руководитель департамента уже в следующем году.

– Но, наверное, основная задача, изначально поставленная перед департаментом, была иная – отследить процессы в экономике, по возможности их направить так, чтобы город от этой категории больше получил налогов.
– Безусловно, одна из главных задач, которые поставил перед нами мэр, – чтобы мы, постоянно взаимодействуя с бизнесом, дали результат в виде налоговых отчислений. Тот же центр поддержки предпринимательства при департаменте осуществил около трех тысяч консультаций и помог зарегистрировать несколько сотен предпринимателей – тех, кто начинал или думал начать свой бизнес, а мы их немножко подтолкнули. Это даст не сиюминутный, но долгосрочный эффект: рабочие места, налоги, новые услуги жителям города.

– Что еще удалось сделать за год работы?
– Я начал работать 17 октября прошлого года. За это время нам удалось выстроить отношения с федеральным Центром, с министерствами в части реализации постановления № 2040 о подготовке к 300-летию Омска.

– Но говорят, на федеральном уровне муниципалитеты в упор не видят.
– Когда мы в первый раз приехали в прошлом году в Федеральное дорожное агентство, нам прямо сказали: вы кто такие, мы с городами вообще не должны общаться. Мы говорили в ответ, что у нас есть сложности с получением денег на дороги и наши действия – не через голову регионального правительства, а согласованы с ним. Скажу сразу: недоверие к Омску, по моим личным ощущениям, было очень большим. В силу имевшего место раньше противостояния губернии и мэрии там вообще не хотели с муниципалитетом общаться. Но нам удалось вернуть это доверие. Мы постарались максимально подготовить все пакеты документов, необходимых для защиты проекта, согласовали свои действия с региональным минстроем. В результате 29 декабря прошлого года город получил на дорожное хозяйство 650 млн. С федеральным Центром можно и нужно работать. Понятно, там нас не ждут с распростертыми объятиями. Но если свои действия согласовывать с региональным правительством и вести деловую и последовательную работу, то это можно делать. К сожалению, в текущем году не все проекты удалось защитить на федеральном уровне. Но давайте не будем наивными: нельзя получить все и сразу. Главное, чтобы и дальше ДЭП, мэрия и областное правительство действовали сообща.

– Некоторые предприниматели отмечают как успех городских властей идею энергосервисных контрактов. Расскажите об этом подробнее.
– Идея энергосервисного контракта заключается в том, чтобы, не тратя бюджетные деньги, привлечь специализированные компании, которые могли бы улучшить тепло– и энергосберегающие характеристики школ, детских садов, уличного освещения и т.д. Контракты долгосрочные, экономия становится постоянной. У нас более 360 объектов, входящих в «детскую инфраструктуру», если снизить в них потери тепла и электроэнергии, экономия может достигать сотен миллионов бюджетных денег. Я считаю, что нам удалось достаточно серьезно продвинуться по энергосервису. Мы сейчас подводим итоги конкурса на энергосервисные контракты по семи школам. По этой теме Омск считается пилотной территорией в России, надеюсь, что мы не только сможем снизить нагрузку на бюджет, но и стать ориентиром для многих других российских городов. Также хочу отметить из текущей, но непростой работы деятельность департамента по потребительскому рынку – подписаны соглашения с Омским и Азовским районами. Сейчас готовятся с другими.

– Какие соглашения?
– О том, чтобы на рынках была напрямую продукция от сельхозтоваропроизводителей. Здесь мы работаем совместно с минсельхозом.

– С вашим участием были закрыты эти многочисленные социальные ярмарки «Омские продукты — омичам» с торговлей по выходным?
– Мы были инициаторами, чтобы часть этих площадок закрыть, так как выявили, что более 90% участников этих площадок – перекупщики. И учитывая, что обеспечить должный контроль за качеством продуктов на этих площадках невозможно – там нет лаборатории сертифицированной, ветеринарного надзора, мы переформатировали их, переведя весь этот поток на существующие рынки, расширив там количество мест для них на льготных условиях. Однако в дальнейшем необходим постоянный контроль за этой сферой: стоит только выпустить ситуацию из виду, торговые места снова достанутся посредникам, это убьет идею – минимальная торговая надбавка и максимальная выгода для покупателей и производителей.

– Что осложняет работу сотрудников мэрии, почему они не добиваются большего результата?
– В первую очередь из-за огромного потока документов. Любой чиновник мэрии вынужден работать с десятками и сотнями документов в день. На то, чтобы реализовать какие-то проекты, у людей не остается ни сил, ни времени. Пытаться расширить штат – не выход, новые сотрудники также попадают в бюрократическую трясину. В тех городах, где осуществляются какие-то интересные городские проекты, при муниципалитетах обязательно есть специальная структура, которая этими проектами занимается, продвигает их. Есть и другая проблема: Омск, на мой взгляд, стал заложником гигантомании. Гидроузел, аэропорт, метро – это колоссальные по затратам средств и сил проекты. Их реализация маячит где-то там, в далекой перспективе, но городу нужно улучшать инфраструктуру, среду обитания горожан уже сейчас, сегодня. Это не значит, что большие стройки нужно бросить, хотя относительно их целесообразности у экспертного и профессионального сообщества есть много вопросов. Это значит, что параллельно с ними необходимо запускать менее масштабные, но необходимые в краткосрочной перспективе проекты. В условиях дефицита средств в городском бюджете эти проекты должны вызывать интерес и желание участвовать у бизнеса, общественных организаций, даже у простых горожан.

– Это вы задачи для преемника составляете?
– Нет, скорее для себя. Это то, что невозможно реализовать в должности директора департамента, но стоит попытаться в рамках отдельной площадки, на которой можно запускать значимые для города проекты.

– Что это за площадка, в какой форме она будет существовать?
– Надеюсь, что это будет агентство городского развития. Форма его должна быть оптимальной и эффективной, она не должна создавать нагрузки на бюджет города, но и полностью отстраненной от мэрии эта структура не может оказаться. Скорее всего, это будет акционерное общество, подконтрольное области и городу. Форма ОАО позволит сделать его деятельность прозрачной для горожан и партнеров, участие области необходимо, чтобы обеспечить агентству выход на федеральный и международный уровень.

– Какие проекты могут войти в сферу интересов такого агентства?
– Самые разные. Главное – городу нужны перемены. Он должен становиться удобным для жителей, должен чаще вызывать позитивные эмоции, стать комфортным, безопасным, интересным для собственных жителей. Отсюда главное условие деятельности агентства: проекты должны приносить пусть и небольшую, но очень конкретную пользу горожанам. Несколько примеров. В Томске местным агентством городского развития в этом году был реализован проект по строительству современных остановочных павильонов без использования бюджетных средств. Они красивые, стильные, эстетичные, вызывают положительные эмоции у горожан. Или вот проект, который получил старт в Самаре, под названием «БилдингСад». Речь идет о встроенно-пристроенных помещениях в новых домах, где в относительно небольших помещениях организуются помещения для детских дошкольных групп – 25-30 человек. Делается без прямого финансового участия бюджета города. Проект позволяет снять проблему нехватки детских садов. В Казани было реализовано множество подобных проектов – порядка 25. Сейчас Москва озадачена тем, чтобы каждый «общественный» квадратный метр работал на горожан. Например, мы все слышали про парк Горького, который сегодня является территорией, где молодежь с удовольствием проводит время. Его создали с подачи руководства города, но конкретным содержанием его наполнял уже бизнес и общественность, которым дали «зеленый свет».
Если обратиться к конкретным проблемам нашего города, можно начать с Омской крепости. Есть много идей, как сделать эту территорию максимально полезной для горожан. Важно здесь опереться не только на общественную инициативу, но и на профессионалов. Есть выходы на лучших экспертов, которые готовы разработать для нас решения, основанные на уже существующей практике и учитывающие омскую специфику. Однако реализация таких проектов – это вопрос политической воли местных властей и профессионального поведения общественников. Омск, я считаю, тоже к этому готов. Например, при департаменте мы организовали экспертный совет из неравнодушных к городским проблемам предпринимателей, которые предлагали много интересных идей, была организована молодежная площадка в виде агентства городского развития. Мне эта тема интересна, и я вижу, что в эту сторону я мог бы двигаться.

– А не должны эти проекты реализовываться за счет бюджета?
– Бессмысленно об этом рассуждать при такой низкой бюджетной обеспеченности в городе. Мы хотим красивую лавочку во дворе? Можно ждать ее от муниципалитета 10 лет, можно сделать самим завтра. Что лучше? На мой взгляд, второй вариант более перспективен.

– Что должно быть сделано в первую очередь?
– Я бы разделил работу по нескольким направлениям. Нам необходимо и дальше активно поддерживать развитие местного малого и среднего бизнеса. Это позволит сделать рынок труда гибким, менее зависимым от состояния крупных предприятий, а инвестиционный климат благоприятным. Высокое качество профессионального образования – это активная работа с вузами и среднеспециальными образовательными учреждениями, необходимо запускать новые проекты по их взаимодействию с предприятиями города, чтобы студенты были уверены в своем будущем, чтобы они оставались в городе, не уезжали. И, наконец, развитие современных технологий. Я верю, что Омск имеет достаточный потенциал – и в вузах, и в промышленных предприятиях, чтобы стать одним из высокотехнологичных российских центров. Сейчас сложно сказать, что может стать спусковым крючком для этого процесса, но у нас особого выбора нет – в современном мире только высокие технологии позволяют городам расти и развиваться.
Как сказал в своем послании президент России, нас ждут непростые времена. Но я надеюсь, нам удастся, объединив усилия всех уровней власти, общественности, бизнеса, активных горожан, не просто пережить эти времена, а сделать наш город лучше. Я верю в это, я верю в свой город и в его жителей.

Комментарии через Фейсбук

Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.