Олег ОСИНСКИЙ: «Пассажир, который проезжает 5-6 остановок, дотирует пассажира, который едет 20-30 остановок»

Дата публикации: 13 ноября 2013

Мэрия Омска все-таки пойдет на непопулярные меры и повысит цену на проезд в муниципальном транспорте, не обращая внимания на протесты общественников. Цены на проезд в муниципальном транспорте возрастут с 1 января 2014 года. Вероятнее всего до 20 рублей. Об этом рассказал на пресс-конференции, состоявшейся в понедельник,  директор департамента транспорта Олег ОСИНСКИЙ. По его словам, повышение неизбежно. Наиболее интересные моменты из пресс-конференции главы городского департамента транспорта записал обозреватель «КВ» Николай ГОРНОВ.  

О причинах роста тарифа

Причины повышения тарифа за проезд просты и лежат на поверхности. Ежегодно растут цены на энергоносители, запасные части, коммунальные услуги. Плюс ко всему бюджет города Омска в 2014 году не будет компенсировать разницу между ценой за проезд и тарифом, утвержденным РЭК Омской области. В 2012 году на компенсацию этой разницы в бюджете было заложено 609 млн рублей,  в 2013 году — 247 млн рублей, а в 2014 году — ноль рублей. Поэтому в 2012 году муниципальный транспорт перевозил пассажиров за 11 рублей, а в 2013 году — за 16 рублей.

Говорить о конкретной цифре тарифа на 2014 год пока рано, РЭК будет принимать тарифное решение в конце ноября. Да и город сегодня пытается изыскать средства на дотацию пассажирских перевозок. Осенью 2013 года нам удалось найти 47 млн рублей, и тариф остался на уровне 16 рублей. Хотя на сегодняшний день себестоимость перевозки одного пассажира уже выше 18 рублей. К концу года себестоимость будет около 19 рублей. К концу следующего — более 20 рублей. Муниципальные ПАТП просят утвердить тариф на уровне 23-25 рублей, но в этом тарифе, как я уже неоднократно пояснял, заложены и повышение зарплат, которая составляет на сегодняшний день в среднем 17 тысяч рублей, и затраты на приобретение нового подвижного состава. 

О затратах транспортников

Мы провели оптимизацию своей структуры, что позволило нам сэкономить почти рубль в тарифе, и эта работа продолжается. Мы обмениваемся данными с администрациями других городов, и я могу сегодня сказать, что омский пассажирский транспорт — один из самых экономных в стране. Сегодня в структуре себестоимости одной поездки пассажира в муниципальном транспорте 55% — заработная плата, еще 30% — топливо. Можно не поднимать тариф, можно его даже уменьшить, но все это повлияет в конце концов на качество услуги.

Не будем лукавить, сегодня после 22 часов автобусов муниципальных практически нет на маршрутах. Водителям и кондукторам после 22 часов нужно платить вдвое больше, чем в дневные часы. А салон автобуса почти пуст в вечерние часы. Можете подсчитать сами, сколько нужно перевезти пассажиров, чтобы окупалась работа автобуса в вечерние часы, если его стоимость сегодня составляет примерно 850 рублей в час. Аналогичная ситуация у частных перевозчиков. Если вечером пассажиров мало — их нет на маршрутах. Они тоже считают свои деньги. С начала года топливо подорожало на 7,6%, на 7% — шины, на 12% — коммунальные услуги.

О зарплатах транспортников

Водитель у нас сегодня получает в среднем 24 тысячи рублей, кондуктор — 11-12 тысяч рублей. Зарплата директора ПАТП — чуть больше 34 тысяч рублей. Но есть и премии, конечно. И доплаты они получают, если, например, пользуются личным автомобилем. В среднем у них месячный доход в районе 44-45 тысяч рублей.

О маршрутной сети Омска

Мы все заложники нашего города, у которого самая протяженная маршрутная сеть в стране. У нас средняя протяженность маршрута — 19,8 километра. Есть маршруты, у которых и под 30 километров протяженность. На таких маршрутах вся экономика трещит по швам. У нас сегодня порядка 35% маршрутов убыточные в силу именно большой протяженности.  Фактически тот пассажир, который проезжает 5-6 остановок, дотирует пассажира, который едет 20-30 остановок. Мы не можем, к сожалению, разрубить город на две-три части и сделать пересадочные узлы, как сделали во многих городах. В соседнем Новосибирске, например, существуют тарифные участки.

Свою маршрутную сеть мы, конечно, будем тоже оптимизировать. С января откажемся от всех пригородных перевозок, которые относятся к Омскому району. До этого уже отказались от Ростовки и Богословки, а теперь закрываем маршруты в Лузино, Гауфхутор, Горячий Ключ, совхоз Новоомский и во многие другие пригородные населенные пункты, куда возили людей много лет. Понятно, что в этих поселениях живут практически горожане, но все же наши автобусы должны работать только на городских маршрутах. А пригородные маршруты выставит областной минтранс на торги, и перевозками на этих маршрутах будут заниматься те перевозчики, кто выиграет аукционы. Возможно, это будет Омскоблавтотранс, возможно — частные перевозчики.  

О письмах омичей президенту

Я думаю, что предотвратить повышение стоимости проезда невозможно. Можно попытаться найти деньги на компенсацию тарифной разницы. Если президент нашей страны нам в этом поможет — будет очень хорошо. Может быть, президент нас услышит и в будущем году бюджет города будет совершенно другим.

О больших частных автобусах

К сожалению, процесс приобретения автобусов большой вместимости частными перевозчиками происходит медленно. Сегодня на маршрутах работают только 13 автобусов, из которых три автобуса НефАЗ купила компания «Омские автобусы», а 10 машин ЛиАЗ приобрела компания «Стэнли». Все они сегодня отданы в аренду муниципальным предприятиям и работают с нашими гаражными номерами. К автобусу большой вместимости нужны другие подходы. И обслуживание у него совершенно другое. Это не «газель», которую можно во дворе отремонтировать.  

О дефиците водителей маршруток

Дефицит водительского состава катастрофический. Есть предприниматели, у которых абсолютно новые машины стоят, ни разу не выезжали на маршрут, потому что нет водителей. И дефицит не только в Омске, аналогичная ситуация во всех регионах. По большому счету предприниматели даже повлиять на своих водителей не могут. Раньше они их выгоняли, а сейчас водитель может просто бросить ключи и устроиться на работу к другому.

О дорожной ситуации

На самом деле наши мероприятия по повышению пропускной способности улиц результативны. Пропускная способность улиц до сентября росла. И это не наша статистика, это аналитика сервиса «Яндекс.Пробки», с которым мы активно сотрудничаем. На сегодняшний день ситуация пока лучше прошлогодней. Но количество автомобилей все равно увеличивается, никуда от этого не деться, и все резервы мы скоро исчерпаем. Я думаю, это произойдет уже в следующем году.

О выделении полос под автобусы

Со следующего года мы обязательно начнем выделять полосы под общественный транспорт в тех местах, где максимальные пробки. В центре города — точно. В этом году на проспекте Маркса мы не выделили полосы только по одной причине — из-за строительства подземного пешеходного перехода.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2013/noyabr/43/66454