Денис ДЕНЕЖКИН: «За 5-7 лет мы планируем увеличить площадь теплиц на 20 га и построить еще один распределительный центр на 20 тысяч тонн»

Дата публикации: 10 декабря 2014

Обозреватель «КВ» Николай ГОРНОВ встретился с бывшим первым заместителем министра экономики Омской области 4 декабря. В этот день агрохолдинг «Дружино» был зарегистрирован как юридическое лицо, и в этот же день Денис ДЕНЕЖКИН его возглавил. Агрохолдинг объединит под своим началом давно и успешно работающее ООО «Теплично-парниковый комбинат «Агрокультура», недавно созданное ООО «АгроЦентр «Дружино», а также будущие агропищевые активы, где бенефициаром будет омский предприниматель Владимир СЕДЕЛЬНИКОВ. Денис ДЕНЕЖКИН родился и вырос в деревне, аграрное производство он знает не понаслышке, а финансовое образование, по его мнению, нисколько не помещает, когда он будет помогать омским фермерам правильно торговать овощами.

– Денис Викторович, в чем вы видите свою задачу?

– Моя задача — создать на базе действующих активов современный агрохолдинг, который станет консолидирующим звеном для регионального рынка продовольствия. На мой взгляд, проект очень важен, поскольку позволит более интенсивно развиваться целому направлению в аграрном производстве.

– Сегодня у агрохолдинга есть теплицы и агрологистический комплекс...

– Совершенно верно, правда, распределительный центр еще в стадии пусконаладки. В 2015 году мы планируем пристроить к нему большое овощехранилище на 10 тысяч тонн. По результатам исследования, которое в прошлом году провела корпорация развития Омской области, в Омске, как и во всей России, наблюдается потребление овощей и фруктов на 20-30 процентов ниже научно обоснованной нормы. Сегодня в Омске эксплуатируется всего 10 гектаров теплиц круглогодичного использования, из них 6 га — это теплицы ТПК «Агрокультура». А по расчетам экспертов, в регионе теплицы должны занимать не менее 25-30 га. В общем, нам есть куда расти.

– Будете расширять теплицы?

– В 2015 году у нас запланировано строительство еще одной очереди теплиц — порядка 5 га. А в более долгосрочной перспективе – на пять-семь лет – мы планируем увеличить площадь теплиц на 20 га и построить еще один распределительный центр на 20 тысяч тонн хранения овощей. У нас сейчас большая часть продукции реализуется на территории Омской области, а есть еще возможность выхода на рынки других регионов – в Тюменскую область, ХМАО, ЯНАО и так далее.

– В Тюмени, насколько я знаю, тоже весьма активно развивается производство овощей закрытого грунта...

– У них себестоимость несколько другая. А мы в текущих ценовых условиях можем даже в Казахстан поставлять овощи. По цене наша продукция вполне конкурентоспособна.

– Сколько времени вам потребуется, чтобы построить теплицы на площади в 5 га?

– Теплицы строятся по голландской технологии из быстровозводимых конструкций, и если начнем строить в апреле, то в ноябре уже можно будет снимать первый урожай.

– Каковы затраты на реализацию проекта?

– Один гектар теплиц – это приблизительно 150 млн рублей.

– Если вы хотите добавить еще 20 га теплиц, то вам необходимо...

– Три миллиарда рублей.

– Это будут заемные деньги?

– Конечно. Проект такого масштаба невозможно реализовать только на собственные средства. И здесь очень кстати приходится государственная поддержка овощеводства – как в части субсидий на оплату процентов по кредитам, так и частичное покрытие капитальных расходов инвесторов.

– А где возникает трение, когда поставщики овощей пытаются напрямую взаимодействовать с ритейлерами?

– У торговых сетей есть определенные требования, в результате чего отбраковка идет очень большая. Условно говоря, из тонны картофеля для реализации в сетях пригодно не больше 500 килограммов. Остальное не проходит по форме, размеру и так далее. Это хороший картофель, его можно употреблять в пищу, его можно переработать, но он имеет нетоварный вид, поэтому для продажи в сетях не годится. А фермеры, которые выращивают овощи, об этих требованиях ничего не знают, как правило. И наша задача сегодня – отработать эту связку. Чтобы овощи без задержек проходили по цепочке от поля до тарелки. Когда я работал еще в минэкономики и мы вели переговоры с сетевиками по поводу снижения доли импорта в омских магазинах, то их основное пожелание, чтобы появился на рынке овощей кто-нибудь, кто будет гарантировать качество продукции сельхозтоваропроизводителей и возьмет на себя все риски. Ритейл на себя эти риски брать не готов.

– На словах все хорошо. А как будет выглядеть эта логистическая цепочка в реальности?

– Давайте посмотрим, что мы имеем сейчас. Условный фермер в Омском районе засеивает поле морковью, получает урожай, складирует морковь в мешки, а потом сидит и ждет, когда она вырастет в цене. В январе приезжают оптовики из Азербайджана и покупают у него всю морковь оптом. И все довольны. Вот только омской морковки на прилавках нет. А идеальная цепочка, на мой взгляд, должна выглядеть так. Мы объясняем фермерам, какой морковь должна быть, чтобы она продавалась в сетях, и с теми, кто согласен поставлять именно такую морковь, мы заключаем долгосрочные контракты, обеспечивая их элитными семенами и оборотными средствами. И не так, что скупаем потом весь урожай по дешевке, а фиксируем цену от рынка.

– Агрохолдинг «Дружино» планирует скупать овощи у фермеров, а потом продавать их под своим брендом? Или ваша схема предполагает получение товара на реализацию?

– Часть мы будем приобретать, часть – брать на реализацию. Но мы при этом понимаем, что получим качественный продукт, где отбраковка будет уже не 50%, а минимальная, ну а фермер понимает, что получит качественную услугу по хранению, а реализация у него пойдет по рыночной цене. Условно говоря, в октябре фермер может продать килограмм моркови за 8 рублей, а в ноябре уже за 15 рублей. Зачем ему всю морковь продавать нам по 8 рублей? Ему гораздо выгоднее заплатить определенную сумму за хранение, а потом реализовать морковь в ноябре – декабре – январе.

– Реализовать он сможет сам? Или должен будет вам отдать свою продукцию на реализацию?

– Это не важно. Производитель может отдать на реализацию нам или другим игрокам на этом рынке. В данном случае мы ему оказываем лишь услугу по хранению, как элеваторы на рынке зерновых.

– Где в этой схеме ваша прибыль?

– Перед нами не стоит задача получить большую прибыль от простой купли-продажи овощей. Мы хотим выстроить долгосрочное сотрудничество с поставщиками. Я всегда удивлялся, когда перекупщики, скупая ту же морковь по 5 рублей, а потом реализуя ее по 30 рублей, получают шестикратный «подъем» и всю маржу забирают себе. Это неправильно. Должны учитываться интересы всех участников рынка. В том числе покупателей. А основная прибыль холдинга предполагается за счет переработки овощей. Это добавленная стоимость, новые переделы. И здесь будет реализован поэтапный вход в рынок. Мы не будем, условно говоря, строить большие заводы. Мы для начала сделаем маленький цех, отработаем технологию, и если его продукция будет пользоваться спросом, то расширим производство.

– Переработка – это все же отдаленная перспектива. А что сегодня? У вас есть хотя бы предварительные договоренности с сетями?

– Договоренность есть со всеми крупными игроками на рынке ритейла, как российскими, так и иностранными. Фактически наши овощи уже присутствуют практически во всех омских сетях. Если мы обеспечим качество, с нами будут работать в существенно больших объемах. Кроме того, мы сейчас начинаем активно заниматься ребрендингом розничной сети «Агрокультуры», которую будем развивать под брендом «Дружино», который за последние месяцы уже стал узнаваем для омичей.

– У «Агрокультуры» я видел небольшие киоски. Формат сети останется таким же?

– Нет, это будут мини-магазины в нескольких вариантах размещения.

– Зачем нужна своя сеть, если через один только «Ашан» можно продать овощей намного больше?

– В собственной сети рентабельность всегда выше, естественно. Но здесь главное даже не в зарабатывании денег. Собственная сеть — это и самый короткий путь к потребителю, и продвижение бренда, и качественная обратная связь. Только в собственной сети можно получить оперативную реакцию потребителей на новые виды продукции.

– Тогда это должна быть сеть, как минимум, из 50 мини-магазинов...

– Вы назвали как раз ту цифру, на которую мы примерно ориентируемся. И не обязательно это должны быть только наши собственные павильоны. Вполне возможно, что под нашим брендом будут торговать на своих площадках наши партнеры, а мы получим эффект за счет расширения сбыта распределительного центра.

– С какими овощами вам интересно работать?

– Со всеми, которые производят фермеры в Омской области. Максимальный акцент, понятно, на самых распространенных — огурец, томаты, картофель, морковь, свекла, капуста, лук, кабачок, баклажан.

– Вы планируете построить овощехранилише на 10 тысяч тонн, а потом — еще на 20 тысяч тонн. Какой вообще объем хранения нужно обеспечить, чтобы не пропадали овощи, выращенные в регионе?

– Общая потребность в хороших хранилищах для региона – примерно 50 тысяч тонн. При наличии еще и перехватывающих хранилищ в районах области, этого хватит, чтобы сохранить, как минимум, половину урожая овощей. Наша задача, еще раз повторю, не захватить весь рынок овощей в регионе. Мы будем предлагать сервис, которого на сегодняшний день практически нет. Зачем каждому производителю картофеля ставить линию по сортировке и упаковке, зачем каждому пытаться работать напрямую с сетями, если можно все эти задачи передоверить нам, а самим сконцентрироваться на выращивании качественной продукции?

– Как повлияют на цену того же картофеля в магазинах все эти логистические и маркетинговые услуги, которые будет предлагать ваш агрохолдинг? Не получится ли так, что потребителю цена на полке покажется слишком высокой, и он решит взять польский замороженный картофель фри?

– Я так не думаю. Во-первых, когда мы начнем работать, то наш замороженный картофель фри будет еще дешевле, чем польский. Во-вторых, удорожание сортированного и фасованного картофеля будет не в разы, а на несколько десятков процентов. Наш картофель не должен стоить даже вдвое дороже. Соответственно, мы будем стремиться к дальнейшей минимизации затрат при сохранении качества. Рецепт тут прост – чем больше объемы переработки, тем дешевле конечная продукция.

– Когда этот ваш проект по цивилизованной торговле овощами выйдет на рентабельность?

– Уже с января мы запустим всю цепочку потребкооперации, о которой я рассказывал, к осени построим в срок овощехранилище, и к концу года, когда появится новый урожай, агрологистический центр будет работать уже вполне рентабельно.

– Вы же по образованию финансист. Почему вдруг пошли в сельское хозяйство?

– Вы знаете, за время работы в правительстве у меня сложилось понимание, что основным драйвером развития нашего региона может и должен быть агропищевой сектор экономики. Именно в этом направлении у Омской области есть очень хороший потенциал, и проект, реализуемый СЕДЕЛЬНИКОВЫМ Владимиром Лукьяновичем, является, мой взгляд, одним из наиболее перспективных и реалистичных. А для экономиста здесь прекрасная возможность реализовать себя в разных задачах – постановка финансового планирования в холдинге, структурирование и реализация инвестиционных проектов, организация работы большого коллектива и многое другое. Немаловажно и разделяемое собственником стремление сделать холдинг образцовым по ведению агробизнеса и эффективности работы – для управленца это крайне значимо, и мы будем стремиться, чтобы на уровне страны этот проект стал примером для подражания.

– Госуправление вы оставили сознательно? Или не сработались с министром?

– За несколько лет мне довелось пройти практически всю цепочку административной работы в регионе — от заместителя руководителя департамента до первого заместителя министра. Определенный период пришлось исполнять и обязанности министра. Государственное управление, к сожалению, во многом нацелено на процесс, а я всегда тяготел к работе проектного менеджера. Мне интересен конечный результат и возможность реализовать сложные проекты. С ТРЕТЬЯКОВЫМ Александром Георгиевичем, как и с остальными членами правительства региона, у меня сложились очень хорошие деловые взаимоотношения – в этом плане уходить из госслужбы было достаточно тяжелым решением, и я до сих пор частый гость в министерстве экономики, стараюсь помогать коллегам по ранее начатым проектам.

– А в других регионах есть холдинги, которые работают по такой же схеме?

– Крупные агрохолдинги есть, конечно, в Подмосковье, в Белгородской области и в других аграрных регионах. Развито по всей стране и производство овощей закрытого грунта. Но чтобы охватить полностью всю цепочку «от поля до тарелки» – такого на самом деле нет нигде. Если нам удастся реализовать наш проект полностью, как он задуман, то это будет прорыв.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2014/dekabr/-47/denis-denezhkin-