Частные компании разбирают шлаки как горячие пирожки

Дата публикации: 05 марта 2014

Услыхав, что в Омске скопилось больше 60 млн тонн золошлаковых отходов, они сильно удивились: на одних налогах на землю можно разориться.

 

 

Прошлой осенью мне довелось больше месяца провести в Израиле. Я побывал на земле обетованной впервые, поэтому пытался как можно больше запомнить и понять, как же там живется. Надеюсь, мои впечатления будут интересны и, возможно, полезны читателям «КВ».

 

(Начало в № 4 — 7)

А много ль корова дает молока?

Практически каждый день, будучи в Израиле, я покупал молоко. Наиболее популярно среди покупателей натуральное молоко, не предназначенное для длительного хранения, в литровых пакетах: 1-процентной жирности стоит 4 шекеля, 3-процентной – 5, 5. Молоко длительного хранения в пакетах с жирностью до 5% варьируется в цене от 7 до 12 шекелей. На самом деле не намного дороже, чем у нас. В магазинах больше всего молочных продуктов от компании Tnuva, которая занимает 70% молочного рынка страны. Еще четверть рынка контролируют компании "Штраус" и "Тара", а на остальных 14 молокопереработчиков приходится всего ничего.  В израильских супермаркетах очень широкий выбор — до 1400 наименований молочной продукции, причем преимущественно местных производителей. А для импортных молокопродуктов поставлены барьеры в виде неподъемных пошлин, достигающих 160 процентов.

Хотя на земле обетованной, в отличие от Индии, корова не считается священным животным, но поскольку иудеям запрещено есть свинину, разведение крупного рогатого скота здесь в приоритете. А что касается «нечистых» свиней, то их тоже разводят, во всяком случае, мне не раз приходилось покупать в израильских магазинах буженину кибуцную и прочие свиные мясопродукты. Согласно официальным данным, в 1945 году на территории, которую сегодня занимает Израиль, было всего 6 тысяч коров, в 1985-м — 66 тысяч,  а в 2013-м  - уже больше 130 тысяч. Было бы и больше, если бы не квоты.

 В отличие от России, где буренки в теплое время года питаются травой на полях и лугах, в Израиле, 69% территории которого занимают плоскогорья, пустыни и каменные плато, пасти коров особо негде. В одном из кибуцев мне довелось наблюдать, как содержат местных коров. На ферме, которая представляет из себя помещение без стен со специально спроектированными теневыми крышами, буренки содержатся без привязи, доение производится три раза в день. Через определенный промежуток времени  коровы принимают душ, что очень актуально в 40-градусную жару, после чего включают вентиляцию, чтобы обсохли.

Опять же в отличие от российских коров израильские гораздо меньше едят сено, потому что его просто негде заготавливать в больших количествах. А вот силосные ямы мне довелось увидеть, в них закладывают листья и стебли кукурузы и других культур. Местные  коровы вынуждены большую часть жизни находиться в коровниках, которые не чета нашим -  оснащены современными дренажными системами, отводящими коровью мочу и фекалии в специальные хранилища для переработки их в натуральные удобрения. В основном коров кормят комбикормами и кормосмесями, которые распределяют самоходные смесители-раздатчики кормов. Кормосмеси производят в специализированных центрах, а программное обеспечение позволяет рассчитать количество и состав кормов, необходимых для оптимального питания животных и экономической эффективности их кормления. На каждой корове закреплены электронные датчики, которые позволяют проводить индивидуальную подачу кормов, управляемую компьютером. Система дойки тоже компьютеризирована — благодаря датчикам контролируются характеристики доения каждой коровы, определяются интенсивность и продолжительность дойки автоматизированным доильным аппаратом. Результаты анализа контрольных доек рассылаются автоматически владельцам животных и вносятся в Национальную базу данных племенного учета Herdbook, которая охватывает более 90% популяции коровьего поголовья Израиля.

Благодаря столь высокотехнологичному подходу израильские коровы являются мировыми лидерами по надоям – в среднем каждая местная буренка дает около 13 тысяч литров молока в год. Ежегодно определяется пятерка самых продуктивных коров Израиля, к примеру, рекордсменка 2012 года дала  18,5 тысячи литров молока за год. Производство и переработку молока полностью контролирует Молочная палата, а консолидированным исполнительным органом является Ассоциация молочного животноводства Израиля. Молочная палата — частная организация, но в ее состав входят уполномоченные представители четырех министерств: сельского хозяйства и развития села, здравоохранения, финансов и промышленности. Именно Молочная палата устанавливает квоты на производство цельного молока и утверждает его базисную стоимость для реализации. Квотирование, с одной стороны, ограничивает рост хозяйств, но с другой — стабилизирует цены и объемы производства. В стоимость готовой молочной продукции заложены отчисления (около 10%) в специальный фонд развития отрасли, которым распоряжается так называемое Общество потребителей молока. Фонд финансирует целый ряд государственных и частных предприятий, участвующих в реализации единой в стране системы качества молока. Программа развития молочной продуктивности коров, обеспечивающая автоматизированное ведение племенного и зоотехнического учета, а также общее управление стадом, функционирует в Израиле более 13  лет. Воистину российским животноводам есть чему поучиться у израильских коллег.

А без воды – и ни туды и не сюды

С одной стороны, в Израиле нет крупных рек, а все небольшие речки, которые есть, уже к маю пересыхают, с другой — воды расходуется довольно много – по официальным данным, 2 млрд кубических метров в год, из них больше половины на сельское хозяйство. Правда, для населения действует двухступенчатый тариф: норматив потребления на одного человека составляет 2,5 кубометра в месяц, при его превышении стоимость возрастает в полтора раза. Правда, особенной экономии, бывая в гостях у израильтян, я не заметил: и моются в душе по несколько раз в день, и посуду моют под проточной водой. Но бывал я в основном у выходцев из России и стран СНГ, может, у коренных несколько иначе. Когда я наблюдал, как отдыхающие на пляже подолгу плещутся под душем, из которого бежит пресная вода, то регулярно задавался мыслью: а откуда она берется?

Еще больше вопросов возникало, когда мне случилось попасть в поля, где большая часть земель орошается, и для меня было странно видеть, как, используя капельное орошение, выращивают кукурузу, подсолнечник, хлопок, как к каждому плодовому и декоративному деревцу подведены шланги капельного орошения. В результате в кибуцах умудряются снимать по пять урожаев овощей в год или по четыре урожая картофеля. На каждом поле имеются водораспределительные коллекторы со счетчиками, позволяющие подавать воду в любое время и в нужных количествах. Все  системы орошения оборудованы автоматикой, начиная от простых и недорогих контроллеров и заканчивая сложными системами, управляемыми персональными компьютерами через  проводную или радиосвязь.  Израильский  кибуцник, сидя в знойный летний день в своем доме, может проконтролировать и скорректировать режим полива на поле или в теплице, которые порой находятся на расстоянии в несколько километров.  А во всех городах и поселках весь год цветут на улицах цветы и декоративные растения, даже в пустыне, потому что их регулярно поливают.

Как мне объяснили знакомые израильтяне, водоснабжение Израиля для бытовых и сельскохозяйственных нужд осуществляется через всеизраильский водовод, строительство которого было завершено в июне 1964 года. С той поры в каждой израильской квартире, в каждом, даже самом удаленном и маленьком поселке есть вода, которая поступает ежедневно и ежечасно, под  хорошим давлением и в необходимых количествах. Часть воды приходит во всеизраильский водопровод из озера Кинерет в северной его части. По трубе вода поступает на насосную станцию Сапир, расположенную возле Табхи. Станция перекачивает воду с 213 метров ниже уровня моря до высоты 44 метра выше уровня моря.  Всеизраильский водопровод состоит из трубопроводов, насосных станций, резервуаров, открытых каналов и туннелей. Общая длина его магистральных водоводов — около 130 км, пропускная способность — 72 тысячи кубометров воды в час. Однако из-за мощного водозабора уровень воды в озере Кинерет  уменьшается год от года, поэтому Управление водного хозяйства Израиля установило минимальный уровень воды в озере, при достижении которого из него уже нельзя выкачивать воду, чтобы не произошли необратимые гидрологические изменения.

Значительная часть пресной воды в Израиле добывается из подземных источников. Самый большой из них — так называемый прибрежный водоносный горизонт, простирающийся от берега Средиземного моря к подножию Иудейских гор. Из него ежегодно извлекается около 500 млн кубометров воды. В последние годы на земле обетованной строится все больше установок по опреснению морской воды. На заводе в Ашкелоне опресняется 100 млн кубометров воды в год, а согласно планам Управления водного хозяйства Израиля к 2020 году все установки будут опреснять 750 млн кубометров. Опресненная вода после дополнительной реминерализации тоже попадает непосредственно во всеизраильский водопровод. Кроме того, по всему Израилю построены коллекторы и резервуары для дождевых и паводковых вод, которые  используются для нужд  сельского хозяйства.

Если в Омске сточные воды после очистки сбрасываются в Иртыш и уплывают в Карское море, то в Израиле большая часть сточных вод собирается в резервуары, очищается и обеспечивает заметную долю в объемах потребления технической воды. В Израиле используется примерно 80% очищенных сточных вод на нужды сельского хозяйства и промышленности. Это не только лучший показатель в мире, это феноменальный показатель. Для сравнения, Испания, занимающая второе место, использует лишь 15%.  Вода с очистных сооружений больших городов применяется и в сельском хозяйстве.  Но такая вода идет на орошение только технических культур, например хлопка, так как израильское законодательство запрещает использовать очищенную воду для полива овощных и фруктовых плантаций.

Однако, несмотря на пропаганду бережного отношения к воде вкупе с внедрением водосберегающих технологий в промышленности и сельском хозяйстве, потребности в воде для расширения площадей орошаемого земледелия неуклонно растут. Поэтому рассматриваются несколько проектов по импорту пресной воды. Самый известный из них — покупка воды у Турции, которая еще в 80-х годах предложила построить Водовод мира для переброски стока рек Гейхан и Сейян в страны Ближнего Востока. Соглашение между Турцией и Израилем, предусматривающее поставку 50 млн кубометров воды в год, уже заключено, только вот когда оно воплотится в жизнь, никому неизвестно.  Израиль также договорился покупать воды Нила у Египта, но эта сделка требует одобрения других стран, имеющих доступ к Нильскому бассейну, в частности Судана, с которым у Египта заключено соглашение о квотах на использование нильской воды. Получить такое согласие в нынешних политических условиях будет очень непросто, поэтому в обозримом будущем Израилю придется обходиться собственными водными ресурсами.

Газификация и электрификация

Мне довелось побывать возле двух крупнейших ТЭС Израиля, на долю которых приходится свыше 40% всей вырабатываемой электроэнергии. Обе они расположены на берегу моря, их системы охлаждения используют морскую воду, от каждой протянулся в море 250-метровый причал, к которому швартуются корабли для разгрузки угля. Одну из них, ТЭС РУТЕНБЕРГ  возле Ашкелона, хоть и издали мне удалось рассмотреть подробно и получить консультации от энергетика Валерия СОСНИЦКОГО.   Назвали ее в честь инженера Пинхаса Рутенберга, который окончил Петербургский технологический университет, переселился из России на землю обетованную и по праву считается основателем израильской электроэнергетики. При поддержке министра колоний Великобритании Уинстона ЧЕРЧИЛЛЯ  Рутенберг  получил концессию на производство электроэнергии для электроснабжения Британской Палестины,  создал Палестинскую Электрическую Компанию, а в 1923 году построил первую гидроэлектростанцию.

С виду ТЭС Рутенберг больше всего напоминает омскую ТЭЦ-5, даже котлов для сжигания угля столько же. Она имеет установленную мощность 2250 МВт, потребляет 16 тысяч тонн угля в день и 330 тысяч тонн охлаждающей воды в час. В отличие от ТЭЦ-5 израильской ТЭС не надо попутно с выработкой электроэнергии отапливать близлежащие поселения. Хотя Рутенберг работает на черном, а не на буром угле, зольность у которого значительно выше, золошлаковые отходы тоже имеются — 1,2 млн тонн в год. До 1998 года золошлаковые отходы сбрасывались в море для укрепления берегов, но им нашли  полезное применение в промышленности и сельском хозяйстве. С тех пор частные компании разбирают отходы как горячие пирожки по мере появления. Когда я рассказал израильским бизнесменам, что в Омске на золоотвалах скопилось больше 60 млн тонн золошлаковых отходов, они сильно удивились: это же очень дорого-хранить столько отходов, на одних налогах на землю можно разориться. Но в Омском филиале ТГК-11 не слишком заморачиваются на этот счет, ведь любые расходы ложатся на плечи потребителей.

Вторая ТЭС - возле Хадеры, неподалеку от нее делал остановку наш туристический автобус,  носит название Orot Rabin, в отличие от Ашкелонской один ее котел работает на газе, но остальные все еще на угле. Газ пока привозной, его доставляют танкерами, но уже в этом году должен начать поступать израильский природный газ. 30 марта 2013 года министр энергетических и водных ресурсов Израиля Сильван ШАЛОМ назвал Днем израильской энергетической независимости – именно в этот день газовое  месторождение «Тамар» начало реально давать газ. Это произошло ровно четыре года спустя после начала первого бурения на расстоянии примерно 80 км от побережья Хайфы. Разработка второго  шельфового месторождения природного газа  «Левиафан» ведется ударными темпами, промышленная добыча газа должна начаться в 2016 году.

Кроме этих двух ТЭС, в Израиле работают еще 15 более мелких электростанций, управляет ими компания «Israel Electric Corporation Limited» ( «Хеврат ха-Хашмаль» на иврите), которая на 99,85% принадлежит государству.  Кроме получения электроэнергии за счет сжигания угля, мазута и газа в Израиле используются альтернативные источники энергии.  Израиль занимает первое  место в мире  по эксплуатации в домах и сооружениях солнечных бойлеров. Солнечные батареи устанавливаются прямо на крышах домов. При этом 90% горячей воды в стране подогревается этими же солнечными батареями. Излишки полученной таким образом электрической энергии отдаются в общую государственную сеть и оплачиваются государством. Таким образом, правительство заинтересовало израильтян устанавливать солнечные батареи и при этом экономить электрическую энергию.

 В Израиле в пустыне Негев  построена самая большая в мире солнечная батарея,  состоящая из тысячи зеркал. Уже многие годы Израиль не покупает электроэнергию, при этом часть выработанной электроэнергии продается Палестинской автономии, что порождает финансовые проблемы, долги потребителей Палестинской автономии тянутся годами и достигли 1 млрд шекелей. Заканчивая энергетическую тему, хочу заметить, что нигде в Израиле мне не пришлось увидеть низковольтных линий электропередачи, только высоковольтные. А электроэнергия в дома и сооружения подается исключительно по подземным кабелям. Не знаю, воруют ли на земле обетованной провода, как у нас, но из-под земли их извлечь гораздо сложнее.

Окончание следует.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2014/mart/-8/chastnye-kompanii-razbirayut-shlaki-kak-goryachie-pirozhki-