ЭРЛИХ заподозрил «Омский бекон» и «Компур» в ценовом сговоре

Дата публикации: 14 мая 2014

Мясопереработчики подобные заявления считают "спекуляцией на чувствах селян" и в росте цен видят объективные причины

Шестого мая 2014 года министр сельского хозяйства и продовольствия Омской области Виталий ЭРЛИХ обратился с официальным письмом в Управление Федеральной антимонопольной службы по Омской области с просьбой отреагировать на повышение отпускных цен на продукцию мясоперерабатывающих предприятий. Министерство обратило внимание на резкий рост цен на мясо в канун майских праздников. 

Свинина в дефиците

В письме руководителю Омского УФАС Сергею СУМЕНКОВУ Виталий ЭРЛИХ сообщает, что в его министерство поступают обращения от юридических и физических лиц, осуществляющих закуп и реализацию мяса, о недобросовестных действиях мясоперерабатывающих предприятий региона при формировании отпускных цен на мясо.
«По оперативной информации у крупнейших производителей мяса (ОАО «Омский бекон», г. Калачинск, ЗАО МПК «Компур», ООО «Агрокомплекс «Ударный», ЗАО «Титан-Агро») отмечается значительный рост цен на производимую продукцию, что вызывает рост потребительских цен и может негативно отразиться на социальной ситуации в регионе. В настоящее время отпускная цена мяса у мясоперерабатывающих предприятий составляет до 170 рублей за килограмм и за последнею неделю выросла на 5-10 рублей», — продолжает ЭРЛИХ в письме. В заключение министр просит СУМЕНКОВА принять необходимые меры реагирования в сложившейся ситуации.
За комментариями «КВ» обратились к представителям перерабатывающей отрасли. Сергей ГОЛОВАЧЕВ, руководитель агрокомплекса «Ударный», в числе прочих попавший под подозрение минсельхоза, удивляется поздней реакции чиновников: по его наблюдениям, повышение цен на мясо началось еще примерно с 10 марта 2014 года. При этом ГОЛОВАЧЕВ уверен, что причина вовсе не в действиях омских переработчиков — рост цены на мясо, и прежде всего на свинину, тенденция общероссийская. «Минсельхоз, конечно, должен был среагировать, но все, в том числе и ЭРЛИХ, понимают, что такая ситуация по всей стране. И начался этот рост цен еще с того момента, как ограничили ввоз сырья из-за рубежа. Сегодня, по данным официальной статистики, в России производится только 72% свинины от общего объема потребления. А я думаю, что эта цифра даже завышена и в России производится немногим более половины от потребляемого объема. С тех пор как подпитка с зарубежных рынков прекратилась, цены и пошли вверх», — поясняет Сергей ГОЛОВАЧЕВ. 
Председатель совета директоров ЗАО «Мясоперерабатывающий концерн "Компур" Димитрий ГАЛАВАНОВ о том, что его предприятие наряду с другими подозревают в ценовом сговоре, узнал от обозревателя "КВ" и был весьма удивлен этой инициативой минсельхоза. Он уверен, что идея с проведением антимонопольной проверки в этом случае лишь попытка "перевалить с больной головы на здоровую":
— Цены меняют никак не переработчики, мы сами оказались в такой ситуации, когда вынуждены закупать мясо дороже, и это объясняется рядом объективных причин. И эту ситуацию минсельхоз должен был предусмотреть заранее, а не пытаться сейчас прикрыть себя. 
Основная причина подорожания мяса, как уверяет вслед за ГОЛОВАЧЕВЫМ ГАЛАВАНОВ, — дефицит сырья в связи с сокращением ввоза из Европы и Америки, с ростом цен на зерно, с отсутствием поставок из западных регионов РФ, где свиноводы вырезали практически все поголовье, с сезонным повышением цен, в конце концов. "За неделю цена выросла практически на 30 рублей, сейчас цена на свинину, по которой мы закупаем, составляет 181 рубль, в Центральной России она вообще за 200 рублей перевалила. Это серьезно, если учесть, что в себестоимости 80-90% составляет сырье. Мы не успеваем менять так быстро ценники на колбасу, как растет в цене сырье", — сетует Димитрий Русланович. 

Кому мешает техрегламент? 

Рост потребительских цен на мясо региональный минсельхоз связывает в том числе с вступлением в силу с 1 мая текущего года технического регламента «О безопасности мяса и мясной продукции». Напомним, что этот регламент был утвержден Комиссией Таможенного союза еще в октябре 2013 года в целях создания единых требований для государств – членов Евразийского экономического сообщества — России, Казахстана и Белоруссии.
Основная проблема, которая возникла с введением техрегламента, по выводам регионального минсельхоза, — введение новых требований к процессу убоя. С 1 мая мясо крестьянского забоя не может поступать в продажу и переработку, а может использоваться только для личного потребления. В передаче «Диалог с губернатором» 6 мая глава региона Виктор НАЗАРОВ сообщил, что в восьми районах Омской области вообще нет специализированных пунктов забоя, и в связи с этим он инициировал обращение в Минсельхоз РФ и к первому зампреду Правительства РФ Игорю ШУВАЛОВУ с просьбой предложить Евразийской экономической комиссии отсрочить требования нового техрегламента, установив переходный период сроком на два года.
Копии этих обращений НАЗАРОВА имеются в редакции «КВ». В них губернатор утверждает, что вступление в силу технического регламента ведет к повышению издержек производителей продукции, росту потребительских цен и снижению конкурентоспособности участников рынка. По мнению областных властей регионам необходимо дополнительное время на организацию необходимой инфраструктуры. Отметим, что ранее Виталий ЭРЛИХ заявлял, что строительство одного пункта убоя обойдется минимум в 2 млн рублей. 

«В связи с этим прошу Вас внести в Евразийскую экономическую комиссию предложение о введении в Технический регламент Таможенного союза «О безопасности мяса и мясной продукции» переходного периода не менее двух лет в отношении реализации (оборота) мяса, полученного в личных подсобных хозяйствах граждан», — обращается НАЗАРОВ к Игорю ШУВАЛОВУ (который, помимо прочего, является представителем РФ в Совете Евразийской экономической комиссии) и министру сельского хозяйства РФ Николаю ФЕДОРОВУ. 
В свою очередь переработчики, с которыми побеседовали "КВ", смысла в попытках отсрочить техрегламент на два года, не видят. 
Сергей ГОЛОВАЧЕВ с мнением о том, что введение техрегламента тоже повлияло на цены и усилило негативные ожидания участников рынка, согласен. «Конечно, сейчас логистические цепочки, выстроенные предпринимателями с частными подворьями, прервались, но я уверен, они восстановятся за месяц-два, будут найдены способы обойтись без подворного забоя. Нашего предприятия же это не коснулось — мы не закупаем свинину у населения, а выращиваем собственное поголовье», — отмечает ГОЛОВАЧЕВ.
Не работает со свининой крестьянского забоя и "Компур"."Мы перерабатываем ежедневно 700-800 голов, закупаем у трех поставщиков, в которых полностью уверены, — "РУСКОМ-Агро", "Титан-Агро" и КФХ Люфт. Да, техрегламент сейчас поставил в сложное положение тех представителей малого бизнеса, которые скупали свинину у селян и продавали. Сами селяне при этом не особо пострадали, ведь уже давно мало кто забивает на продажу самостоятельно, в основном сдают живым весом. И я уже семь месяцев назад говорил в минсельхозе, что нужно готовиться к введению регламента. Вовремя не занялись проблемой, а сейчас пытаются спекулировать на чувствах селян: это, мол, переработчики виноваты. А надо было просто полгода назад включить мозг, и принять осмысленные, правильные решения", — рассказывает ГАЛАВАНОВ. 
Производственные мощности концерна "Компур", по его словам, позволяют переработать гораздо большее количество свинины, чем перерабатывается сейчас. "Если где-то возникли проблемы с забоем, обратятся к нам — мы приедем, заберем, у нас есть и технические возможности, и логистику мы можем организовать. Сейчас и предприниматели, и чиновники должны направить усилия на то, чтобы отработать новые цепочки от производителя к потребителю. Там, где цепочки рвутся ввиду серьезных расстояний, целесообразно потратить бюджетные средства и построить пункты убоя, в остальных случаях выстроить логистику", — продолжает ГАЛАВАНОВ. 
Переработчики подтверждают информацию и о том, что напряженная ситуация на мясном рынке складывается именно в районах. "Мы сейчас пытаемся помочь. Так, ко мне с этими вопросами обратился глава Шербакульского района, его волнение в этой ситуации понятно. На днях будем встречаться с директорами хозяйств из этого района, искать решения. Сегодня разговаривал с предпринимателем из райцентра — у нее два магазина и небольшой производственной цех. Договорились, что мы обеспечим ей поставку сырья", — рассказывает ГАЛАВАНОВ. 
В свою очередь, Омское УФАС, как подтвердил в разговоре с "КВ" заместитель руководителя ведомства Вадим КАБАНЕНКО, приступило к проведению соответствующих проверок. По словам КАБАНЕНКО, за день до обращения ЭРЛИХА в УФАС также поступила жалоба от индивидуального предпринимателя на тех же крупных переработчиков. Предприниматель полагает, что последние подняли закупочную цену на мясо, тем самым обеспечив себе преимущество в конкурентной борьбе.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2014/may/-17/erlih-zapodozril-omskiy-bekon-i-kompur-v-tsenovom-sgovore