Дорога, которой не повезло

Дата публикации: 22 октября 2014

Ответственность за подъезд к Черноглазовскому элеватору и поселку с населением 300 человек с себя сняли и региональные власти,  и районные

В ноябре 2013 года в «Коммерческих вестях» вышла статья о забытой властями дороге, ведущей к ХПП «Черноглазовский». Год спустя обозреватель «КВ» снова отправился на предприятие и убедился, что про дорогу за это время ровным счетом никто так и не вспомнил.  

Предыстория

Напомним, что речь идет о небольшом отрезке пути в Таврическом районе от автомобильной дороги Тихвинка-Новоуральское-Пристанское до Черноглазовского элеватора. Протяженность этой дороги составляет всего 4,7 км, но преодолеть это расстояние за рулем осмелится далеко не каждый: участок не ремонтировался с советских времен. Дорожное покрытие изрыто ямами, а местами и вовсе отсутствует. Доехать до расположенной по пути к элеватору деревни Черноглазовки еще худо-бедно можно, а оставшиеся до элеватора 1,5 километра пути – сплошное бездорожье. В июне текущего года состояние дороги обследовало УГАДН по Омской области и установило, что «покрытие проезжей части на отдельных участках автодороги полностью разрушено и выявленные дефекты указывают на разрушения не только дорожной одежды, но и земляного полотна». Между тем там находятся не только два крупных предприятия – Черноглазовские мельницы и Черноглазовский элеватор, но и деревня под названием Станция Жатва с населением под три сотни человек.

В упомянутой статье мы пытались выяснить, по чьей вине дорога протяжен-

ностью 4,7 км, по которой каждый день проходят фуры, груженные зерном и мукой, по которой до жителей деревни добирается скорая помощь, по которой дети каждый день ездят в школу, оказалась полностью заброшенной.

Выяснилось, что в 2001 году дорога передана из хозяйственного ведения Омскавтодора в Управление дорожного хозяйства Омской области, которое приняло ее в оперативное управление и получило соответствующее свидетельство о государственной регистрации права лишь в 2007 году. На это и ссылалась в ответе руководству элеватора районная администрация:  дорога находится в собственности Омской области и ремонтировать мы ее не должны. Но региональный минстрой тогда заявил, что подъезд к ХПП «Черноглазовский» не включен в перечень дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения (точнее, он странным образом исчез из перечня в 2009 году, когда была выпущена новая редакция), а потому дорожная деятельность из средств областного бюджета в отношении этой дороги осуществляться не может. «В настоящее время рассматривается возможность принятия дороги в собственность Таврического района», – отвечал в 2013 году минстрой на запрос предприятия.

Наше дело – сторона

Дороги вскоре передали в ведение только что созданного регионального минтранса, но формулировки в ответах чиновников остались все те же.  «По информации администрации Таврического района, вопрос о принятии этого имущества в муниципальную собственность планируется к рассмотрению депутатами на ближайшей сессии (в мае текущего года) Совета Таврического муниципального района», – отвечает на письмо руководителя Черноглазовского элеватора Виктора СУГОНЯКА министр Олег ИЛЮШИН в мае 2014 года.

Но вопрос этот рассматривать, судя по всему, никто и не собирался. В целом получается, что у объекта есть  собственник в лице Управления дорожного хозяйства, а содержать его некому. И ситуацию можно бы было спустить на тормозах, если бы дорога вела только к одному элеватору. Впрочем жители станции Жатва нерадивости властей давно не удивляются. Со времен развала СССР и до последнего времени этого поселка юридически вообще не существовало – он не был зарегистрирован как населенный пункт. В Таврическом районе поселок так и называли – Черноглазовский ХПП. Но

люди, в нем проживающие, не могли ни оформить свои дома и земельные участки в собственность, ни зарегистрироваться по месту жительства. В 2013 году предприятию удалось добиться того, чтобы поселок зарегистрировали – так он и стал в итоге станцией Жатва.

В конце 2013 года Арбитражный суд Омской области, рассмотрев иск ОАО «Черноглазовский элеватор», отказал предприятию в признании незаконным бездействия региональных минтранса и дорожного управления. Обоснование этого решения выглядит следующим образом: ответчики бездействовали не просто так, а потому что не могли ремонтировать дорогу, не входящую в перечень, а значит, права истца, вынужденного пользоваться «убитой» дорогой, нарушены не по их вине. Предприятие попыталось оспорить это решение, а к проблеме подключились жители поселка. Они обратились в прокуратуру с жалобой на бездействие должностных лиц. В письме жители сообщают, что ни профильное министерство, ни Управление дорожного хозяйства Омской области не исполняют обязанности, возложенные на них федеральным законодательством. «Эта дорога связывает поселок Черноглазовка и станцию Жатва с дорогой, ведущей в другие населенные пункты: Тихвинку, Новоуральское, Пристанское. Эксплуатация дороги необходима для жизнеобеспечения этих поселков, по этой дороге школьный автобус перевозит учащихся в школу, добирается скорая помощь, жители передвигаются по ней на личном транспорте и пешком, привозят продукты», – рассказывается в жалобе. Далее жители просят органы прокуратуры побудить региональные власти соблюдать законодательство в этой части и включить дорогу в перечень. Прокурор Таврического района  Алесандр СТУПНИК это коллективное обращение оперативно рассмотрел и даже отписал ответ, для жителей, впрочем, бесполезный. Он лишь сообщил, что предприятие «Черноглазовский элеватор» судится сейчас по этому поводу, вот и ждите.

Восьмой арбитражный апелляционный суд в апреле 2014 года оставил вышеупомянутое решение омского арбитража в силе, заявив, что согласие Таврического района принять дорогу в собственность муниципалитета получено, и дело с концом. А то, что такого согласия нет ни на словах, ни на бумаге по сей день, никого не волнует. Надежды руководства предприятия и жителей станции Жатва на ФАС Западно-Сибирского округа тоже не оправдались: в июле текущего года и кассационная инстанция засилила решение омского арбитража.

Предприятию в этой ситуации ничего не оставалось делать, как обратиться с иском к администрации Таврического района и потребовать принятия дороги в муниципальную собственность. Районная администрация и привлеченное в качестве третьего лица региональное минимущество в суде в голос заявили: предприятие этого требовать не вправе, так как права его поведением администрации не нарушены. Представитель минимущества и вовсе заявил, что требовать принять дорогу в муниципальную собственность может только нынешний собственник – Омская область.

И здесь позиции властей разошлись – минимущество утверждало, что собственником такое требование выдвигалось, районная администрация уверяла, что никто и не предлагал. Более того, представитель района еще и заявил, что субъект не может навязать муниципалитету дорогу в таком состоянии, а должен сначала ее отремонтировать. Круг, таким образом, замкнулся. Суд не нашел возможности в рамках закона разрубить этот узел, и назначить виновных тоже не решился и в требованиях «Черноглазовскому элеватору» отказал.

«Нужно волевое решение»

Ситуация, по словам Виктора СУГОНЯКА, в данный момент заведена в тупик. Администрация района разбитую дорогу принимать в собственность не намерена, региональные власти тоже хорошо защищены от каких-либо притязаний: в перечень ведь дорога не включена, а значит, ремонтировать они ее не должны. «Кто нам теперь скажет, как найти выход из ситуации? Все инстанции мы обошли, все суды прошли, но решение так никто принять и не отважился. Все кивают друг на друга, а дело стоит на месте не первый десяток лет. И в этой ситуации самое неприятное – как относятся наши власти к местным жителям, которым, по большому счету, на юридические формулировки наплевать, ведь они каждый день рискуют, отправляя своих детей в школу по этой дороге, от которой осталось одно название», — говорит обозревателю «КВ» Виктор СУГОНЯК.

С началом зимы хлопот у руководителя Черноглазовского элеватора существенно прибавится: дорогу к элеватору ведь не только не ремонтируют, ее даже от снега не чистит никто, кроме предприятия. А еще предприятие отапливает поселок Станция Жатва силами собственной котельной и содержит местный водопровод, баню, организует уличное освещение и так далее. Так что в этой ситуации упорное нежелание властей ремонтировать дорогу – лишь одна грань проблемы, но самая острая. Ведь без нормальной дороги деятельность предприятия, не просто далеко известного за пределами региона, но и жизненно важного для целого поселка, невозможна. Мощность Черноглазовского элеватора – 68 тысяч тонн, производительность мукомольного направления – 80 тысяч тонн продукции в год. Это огромный объем автомобильных перевозок, и для партнеров предприятия эта дорога – серьезная проблема. Но самое страшное – страдают местные жители, каждый день подвергаются риску дети. «Я прошу считать эти мои слова открытым обращением к губернатору Омской области, к прокурору Омской области, к профильным министерствам и ведомствам. Это просьба от лица всего нашего коллектива и от имени жителей Станции Жатва. Очевидно, что от ответственности за эту дорогу увернулись все – и район, и региональный минтранс. Нужно волевое решение власти, нужна четкая позиция надзорных органов. Далее так продолжаться не может», – заключил руководитель ОАО «Черноглазовский элеватор» Виктор СУГОНЯК. За развитием событий продолжат следить «КВ».



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2014/oktyabr/-40/doroga-kotoroy-ne-povezlo