Городские депутаты не хотят делиться властью

Дата публикации: 17 сентября 2014

Омскому горсовету категорически не нравится идея президента ПУТИНА о реформировании муниципальной власти в крупных городах

На минувшей неделе, 10 сентября, народные избранники направили обращение в адрес рабочей группы Законодательного собрания Омской области, которая рассматривала вопрос о необходимости изменений в структуре муниципальной власти города Омска. В мае вступил в силу закон, корректирующий федеральное законодательство о местном самоуправлении, и теперь от областных депутатов зависит очень многое. В том числе возможность разделить омский муниципальный округ на пять самостоятельных муниципальных районов. Напуганные перспективой потери кресел в горсовете, народные избранники теперь нижайше просят областных коллег существующую систему власти не трогать. Мол, зачем нам перемены, когда у нас и так все очень хорошо?  

Взять все и поделить!

Федеральным законом № 136-ФЗ, вступившим в силу 27 мая 2014 года, внесены, напомним,  корректировки в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (№ 131-ФЗ) в части изменения территориальных основ местного самоуправления (введены новые виды муниципальных образований – городской округ с внутригородским делением, внутригородской район). Также были внесены изменения в систему формирования органов местного самоуправления и расширены полномочия субъектов Федерации по правовому регулированию местного самоуправления. Реализация этих законодательных инноваций может повлечь за собой изменение всей системы местного самоуправления в городе Омске, то есть преобразование городского округа город Омск в другой вид муниципального образования.

В соответствии со статьей 4 нового закона в течение шести месяцев со дня его вступления в силу должны быть приняты законы субъектов РФ, определяющие порядок избрания и полномочия глав муниципальных образований. То есть до 27 ноября 2014 года должен быть принят закон Омской области о порядке избрания и полномочиях глав всех муниципальных образований Омской области, в том числе и мэра города Омска. Областные законодатели могут легко изменить установленный сейчас в Омске способ избрания главы муниципального образования (прямые выборы) и принять вариант, при котором избранный глава муниципального образования возглавляет только представительный орган местного самоуправления (горсовет), а городскую администрацию возглавляет назначенный горсоветом глава администрации (сити-менеджер).

Заксобрание наделено и правом преобразования Омска в городской округ с внутригородским делением. Сейчас Омск – городской округ, состоящий из пяти административных округов, в каждом из которых имеются окружные администрации (территориальные подразделения администрации города Омска). В случае если областное Заксобрание примет решение о преобразовании городского округа город Омск в городской округ с внутригородским делением (ГОВГД), в случае наделения Омска статусом ГОВГД в городе будет сформирована двухуровневая система местного самоуправления. Если преобразование произойдет на базе уже существующих административных округов (как предполагалось), то в Омске плюсом в Омскому городскому совету будут действовать еще пять районных советов, а помимо мэра Омска нужно будет избирать пять глав районных муниципалитетов, у каждого из которых будет своя районная администрация и свой районный бюджет (плюс общий бюджет для города Омска).

Кстати, если областные депутаты примут решение о необходимости преобразования Омска в другой вид муниципального образования, то нужно будет не только сформировать новые муниципальные образования в границах города Омска, но и делить городскую собственность между ними. Ко всему прочему эти изменения потянут за собой досрочное прекращение полномочий мэра Омска Вячеслава ДВОРАКОВСКОГО и депутатов Омского городского совета. Понадобятся, естественно, и новые местные выборы.

Ломать – не строить

Не удивительно, что большинство депутатов горсовета испугалось таких масштабных преобразований, в ходе которых они легко могут расстаться со своими депутатскими креслами.

– Мы не можем предложить не реформировать местное самоуправление в городе Омске, но можем предложить сохранить существующую модель, – считает один из инициаторов обращения к областному Заксобранию, единоросс и вице-спикер горсовета Василий МАМОНТОВ.

Впрочем идея обратиться к областным депутатам понравилась не всем. По словам депутата-справедливоросса Игоря АНТРОПЕНКО, рабочая группа Заксобрания уже завершила свою работу, сформулировав свои рекомендации, и обращение к ней будет таким же бессмысленным, как крик опоздавшего пассажира в спину ушедшей электрички. Смутил Игоря АНТРОПЕНКО и слишком топорный и прямолинейный текст документа. 

– Обращение содержит весьма спорные императивные утверждения. Например, что реформировать местное самоуправление нельзя. При этом нам предлагается проголосовать за такую вот формулировку: «Сложившаяся в настоящее время система местного самоуправления позволяет наиболее полно и эффективно решать вопросы местного значения, развивать город Омск». Скажите, пожалуйста, а как существующая система позволяет нам развивать наш город? – прямо спросил Игорь АНТРОПЕНКО.

На что, впрочем, получил такой же прямой ответ от Василия МАМОНТОВА: нормально, мол, позволяет. Город поэтому развивается динамично. И не нужен, мол, Омску никакой  сити-менеджер. Народ, мол, будет возмущаться. Да и вообще эффективность института сити-менеджеров в городах-миллионниках еще не доказана. Тот же Екатеринбург попробовал и опять вернулся к прямым выборам мэра.  

— Вы только представьте, как мы будем депутатов избирать на пять округов, как мы будем делить бюджет на пять округов, как мы будем увеличивать аппарат чиновников в окружных администрациях, — продолжал запугивать коллег будущим апокалипсисом Василий МАМОНТОВ. — Зачем ломать то, что уже настроено и хорошо работает? Каждый из нас работает с населением в своем округе. Мэр тоже регулярно выезжает и встречается с населением. Я не вижу никаких преимуществ для людей, если у них появится еще один глава самоуправления. Регион у нас дотационный. Большая часть муниципальных образований — дотационная. Как будет наполнять свой бюджет тот же Кировский округ, если там преимущественно спальные районы?       

Претензии к документу, сочиненному под руководством Василия МАМОНТОВА, были даже у коллег по фракции. Депутату-единороссу Андрею НИКИТИНУ, например, не хватило в обращении к Заксобранию мнения омичей. Мол, мы подготовили бумагу от имени горсовета, где рекламируем мэра и выражаем фактически мнение депутатов. А мнение населения либо не учтено совсем, либо неявно выражено. НИКИТИНА поддержал депутат Вячеслав ВАСИЛЬЕВ, посетовавший, что горожан не спросили даже формально, хотя для того, чтобы организовать какие-нибудь элементарные публичные слушания, времени было вполне  достаточно.   

– Взять и быстренько сломать существующую систему – много ума не надо, – глубокомысленно заявил депутат Виталий ПУТИНЦЕВ. – Мы, если помните, этим занимаемся почти сто лет, с 1917 года, и все еще не можем никак остановиться. Есть регионы, в которых подобные изменения уже приняты. Давайте не будем торопиться, подождем и посмотрим, как там будут развиваться события.  

А итог невольно подвел депутат Сергей ДРОЗДОВ, заявивший, что для города вообще не важно, как устроено и действует местное самоуправление, все зависит, мол, от человека, который этим самоуправлением рулит.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2014/sentyabr/-35/gorodskie-deputaty-ne-hotyat-delitsya-vlastyu