Омские предприниматели нацелены на Тюменскую область и Казахстан,

Дата публикации: 22 января 2014

а основными своими проблемами считают неэффективный налоговый режим и нехватку оборотных средств

 

В октябре — ноябре 2013 года по заказу Омского регионального Фонда поддержки  и развития малого предпринимательства специалистами ООО «ГЭПИЦентр-2» было проведено исследование по изучению экспортного потенциала малого и среднего бизнеса Омской области. «КВ» внимательно изучили результаты этого исследования и отметили ряд любопытных моментов.

Треть предпринимателей заинтересованы в экспорте

В ходе исследования были опрошены представители 500 предприятий, 400 из которых расположены на территории Омска, остальные — в районах Омской области. При этом 350 предприятий из 500 заняты в производственной сфере, остальные — в сфере услуг. Участниками опроса выступили руководители предприятий и уполномоченные ими для участия в исследовании должностные лица, а также индивидуальные предприниматели.

60% участников опроса отметили, что их предприятия заинтересованы в первую очередь  в продвижении своей продукции на рынки других регионов России. 26,4% опрошенных заявили, что одинаково заинтересованы в продвижении своей продукции в регионы РФ и на рынки других стран. 7% сообщили, что приоритетным для них является именно международное сотрудничество. Таким образом, более трети предприятий из всей выборки оказались экспортоориентированными.

К перспективным в планах на 2014 год партнерам из числа регионов России омские предприниматели, согласно исследованию, отнесли Тюменскую область (упомянули 19,4% опрошенных), Новосибирскую область (16%), Ханты-Мансийский АО (10%), Москву (9,2%), Свердловскую область и Сибирский ФО в целом (по 7,2%) и так далее.

Среди перспективных стран-партнеров ожидаемо лидирует Казахстан — его упомянули 22,2% опрошенных. Далее следуют в порядке убывания Китай, Турция, Белоруссия, Таиланд, Украина, Египет, Узбекистан, Германия и так далее.  

8,8% предпринимателей не имеют никаких проблем

Любопытны результаты опроса о состоянии бизнеса в регионе и проблемах, существующих у предпринимателей. Активный рост в развитии малого и среднего бизнеса отметили 8,6% опрошенных. 12,8% уверены, что состояние бизнеса в Омской области стабильно. 41% опрошенных отметили спад активности в развитии этого сектора экономики, а 24,4% указали, что в малом и среднем бизнесе идет сокращение.

Основной проблемой, с которой предприниматели сталкивались в течение последнего года, по результатам опроса является неэффективность налогового режима для малого и среднего бизнеса. О наличии такой проблемы упомянули 27,6% респондентов. Кроме того, предприниматели сетуют на недостаточность оборотных средств (24,8%), большое количество отчетной документации (24,2%), недостаточность государственной и муниципальной поддержки (24%) и неплатежи со стороны контрагентов (23%). Далее следуют жалобы на отсутствие кадров, низкий спрос на продукцию, износ оборудования,  сложности с привлечением инвестиций и кредитных средств и прочее. Коррупция за последний год мешала развитию бизнеса лишь по мнению 8,8% опрошенных. А еще 8,8% респондентов оказались оптимистами — они заявили, что вообще никаких затруднений за последний год не испытывали.

Бизнесу нужны субсидии и льготы

О том, что в 2012 году Россия вступила в ВТО, информированы более половины респондентов. При этом участники исследования прогнозируют скорее негативные последствия вступления России в ВТО для ее экономики. Тем не менее 84% пока не заметили никаких связанных с этим фактом изменений в развитии своего бизнеса — ни положительных, ни отрицательных.

Почти 66% участников опроса заявили, что не имеют опыта реализации инвестиционных проектов и не планируют таким опытом обзаводиться в ближайшие два-три года. 17,6% респондентов намереваются произвести в ближайшее время капитальные вложения, а 14,4% опрошенных указали, что в настоящее время как раз осуществляют инвестиции в бизнес. При этом большая часть тех, кто инвестиции уже осуществляет или планирует, в поиске инвесторов заинтересованы. Лишь 24,2% респондентов, имеющих инвестиционные проекты, сообщили, что уже определились с источниками финансирования.

Участникам исследования было предложено перечислить те меры государственной поддержки, которые позитивно бы сказались на развитии инвестиционной деятельности. Оказалось, что наиболее востребованной формой поддержки являются субсидии для возмещения затрат на создание и модернизацию производства (указали 36,8% респондентов). На втором месте — расширение налоговых льгот (27%), на третьем — кадровое обеспечение инвестиционного процесса.

20% опрошенных обращались в Фонд

Одна из задач, которые ставил Фонд перед социологами, заключалась в том, чтобы определить, насколько предприниматели информированы о тех мерах государственной поддержки экспорта, которые реализуются в регионе.

Выяснилось, что почти 20% опрошенных обращались в Омский региональный Фонд поддержки и развития малого предпринимательства по тем или иным вопросам. Еще 45,8% знают о Фонде, но обращаться в эту организацию им пока не приходилось. Лишь 27,6% впервые услышали о  Фонде во время опроса. Отметим, что наибольший уровень информированности о работе Фонда зафиксирован среди предпринимателей из районов Омской области. Деятельностью Фонда при этом удовлетворены 27,6% опрошенных. Лишь 7,6% участников опроса ответили, что их что-то не устраивает в работе организации.

Уровень информированности о деятельности Центра поддержки экспорта, созданного на базе Фонда в конце 2012 года, и о деятельности Евро Инфо Корреспондентского Центра — Омская область несколько ниже. Более всего известен из числа организаций, ориентированных на оказание государственной поддержки экспортоориентированным предприятиям, как отмечено в аналитическом отчете по результатам исследования, именно Фонд, и с ним предприниматели ассоциируют Центр поддержки экспорта и ЕИКЦ — Омская область. Впрочем, это и логично, если учесть, что две последние организации работают в составе Фонда и деятельность их нацелена на решение общих задач.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2014/yanvar/-2/omskie-predprinimateli-natseleny-na-tyumenskuyu-oblast-i-kazahstan