Андрей ПЛАТОНОВ: «Сегодня качество информации в кадастре недвижимости, скажем так, хорошее уже на 99%»

Дата публикации: 08 июля 2015

Изменения в Земельном кодексе РФ, внесенные Федеральным законом № 171-ФЗ и вступившие в силу с 1 марта 2015 года, существенно подкорректировали порядок формирования земельных участков и предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности. О сложностях, которые возникли у всех омских участников земельных отношений, о публичной кадастровой карте и задачах по повышению качества услуг в сфере кадастрового учета обозреватель «КВ» Николай ГОРНОВ расспросил на минувшей неделе руководителя регионального филиала ФКП Росреестра Андрея ПЛАТОНОВА.

– Андрей Николаевич, вся ли недвижимость, которая есть в Омской области, уже внесена в Государственный кадастр недвижимости?

– В настоящий момент объектов капитального строительства учтено 1,183 млн, это практически 99% всех объектов капитального строительства, имеющихся в регионе. По земельным участкам ситуация несколько другая. В государственном кадастре недвижимости содержатся сведения как о ранее учтенных земельных участках, так и участках, чьи владельцы обратились к нам за кадастровым учетом, представив необходимые для этого документы. В общем, в ГКН внесена 801 тысяча земельных участков. По нашим оценкам, это 70-80% всех земельных участков в Омской области.

– То есть у владельца индивидуального дома есть земля, на которой стоит этот дом. Человек имеет право оформить участок в собственность, но по каким-то причинам этого не делает...

– Совершенно верно. Если владелец дома захочет оформить землю в собственность или в аренду, то он должен пройти определенные процедуры, предусмотренные Земельным кодексом и Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», и тогда его собственность будет учтена. Но если не захочет – не будет оформлять. Это носит заявительный характер

– А муниципальные, областные и федеральные земли на территории Омска – они все есть в кадастре?

– Да, если вы имеете в виду земельные участки. Все учтены, все имеют необходимые характеристики – площади, местоположение, вид разрешенного использования и так далее. Не учтены так называемые неразграниченные земли. Они поэтому так и называются, что у них не определены границы и собственник.

– За оформленный в собственность земельный участок нужно платить налоги. Поэтому и не оформляют? Или просто процедура постановки на кадастровый учет слишком сложная?

– Сложность – это понятие относительное. Кто-то знает порядок, и оформление необходимых документов у него не займет много времени. Другому нужно все разъяснить, чтобы он понял, кому нужно написать заявление, в какую организацию обратиться, сколько времени необходимо на получение того или иного документа.

– Кто-нибудь проводит такой ликбез?

– По логике, такими вопросами – объяснять порядок оформления прав на земельные участки – должна заниматься местная администрация, поскольку подготовка документов, необходимых для оформления земельных участков, – это сфера ответственности муниципалитетов. Мы регулярно проводим семинары и лекции по вопросам земельных отношений, и в том числе кадастрового учета объектов недвижимости.

– Одно время много вопросов вызывало качество данных, которые вносились к ГКН. А как сейчас?

– В течение последних двух лет мы проводили работы по повышению качества сведений, внесенных в ГКН, верифицировали и гармонизировали данные, сверяли информацию по площадям и назначению объектов с данными управления Росреестра по Омской области и органами технической инвентаризации. Сегодня качество информации в кадастре, скажем так, хорошее уже на 99%.

– По поводу границ ранее учтенных земельных участков случаются споры?

– Землеустроительные работы проводились, к сожалению, не всегда качественно, и пересечение границ иногда бывает. Но таких случаев немного, к тому же все эти ошибки можно поправить. В сложных случаях, если люди не могут прийти к единому знаменателю, они идут в суд и решают, где эта граница между земельными участками будет проходить. В несложных случаях и в суд обращаться не требуется. Если спора между собственниками нет, а наложение участков произошло из-за ошибки землеустроительной организации, что вполне очевидно, то кадастровый инженер делает повторно межевание, и мы исправляем ошибку.

– Кадастровые инженеры уверяют, что с 1 марта, когда вступили в силу поправки в земельное законодательство, омичи не могут поставить на кадастровый учет вновь формируемые земельные участки, получая отказы из-за действующих проектов межевания, которые не соответствуют новым требованиям законодательства. Это действительно так?

– Да, проблема такая есть. Этот вопрос обсуждался на заседании комитета Омского городского совета по вопросам градостроительства, архитектуры и землепользования, которое состоялось 1 июля, и решение уже найдено, насколько я понимаю. Комитет поддержал предложение городской администрации о приостановлении действия утвержденных проектов межевания.

– Приостановлении всех 19 проектов?

– Нет, только шести проектов, где есть территории с индивидуальным жильем. По этим проектам больше всего и вопросов возникало. А в тот период, пока их действие будет приостановлено, граждане будут формировать земельные участки и ставить их на кадастровый учет так же, как и раньше, обращаясь за утверждением схемы в городской департамент имущественных отношений.

– Многие омичи не смогли после 1 марта поставить земельные участки на кадастровый учет?

– Какое именно количество граждан не смогли реализовать свое право – статистики такой у нас нет. Но кадастровые инженеры при встречах мне неоднократно высказывали, что заявители к ним обращались, но они всем были вынуждены отказывать.

– Виноват-то кто в этой ситуации? Почему вообще возникла такая проблема?

– Изменилось земельное законодательство. В новом законодательстве появилось требование, чтобы в проектах межевания были отражены границы существующих земельных участков, даже тех, которые еще не поставлены на кадастровый учет, и образование новых земельных участков должно осуществляться на их основе. Все новые проекты межевания, которые принимаются с 1 марта, уже должны отвечать новым требованиям.

– Старые проекты межевания можно доработать?

– Да, конечно. Если на них будут дополнительно отображены отсутствующие границы земельных участков, то после их утверждения по ним можно будет проводить кадастровые работы и ставить земельные участки на кадастровый учет.

– Публичная кадастровая карта – очень интересный и удобный информационный ресурс. Вот только информация в ней обновляется, на мой взгляд, не очень оперативно.

– Обновление публичной кадастровой карты – вне компетенции филиала. Мы ежедневно направляем сведения обо всех изменениях в ГКН в Центральный Аппарат ФГБУ «ФКП Росреестра». В принципе информация на публичной карте носит только общий справочный характер. Если нужны актуальные сведения из ГКН по какому-либо конкретному объекту недвижимости, мы по запросу выдадим кадастровые паспорта и выписки.

– У вас на сайте я видел список мероприятий по повышению качества и доступности услуг в сфере кадастрового учета. Что уже сделано в этом направлении и какие у вас планы на 2015 год?

– Чтобы наши услуги стали еще доступней, мы перешли на оказание услуг по кадастровому учету в электронном виде. Сейчас уже не нужно приходить лично в наши офисы и тратить время, чтобы внести изменения или поставить на кадастровый учет объект недвижимости. Все документы можно подавать в электронном виде через официальный сайт Росреестра. Также через сайт можно запросить и получить сведения из государственного кадастра недвижимости. В планах к концу 2015 года увеличить долю услуг, оказанных в электронном виде, до 50%.

– И какое сегодня количество заявителей уже пользуется услугами в электронной форме?

– Сегодня доля электронных услуг составляет порядка 30-40%, и мы работаем, чтобы таких обращений стало больше. Кадастровых инженеров убеждаем не отправлять граждан с документами к нам в офисы, а сдавать их в электронной форме через сайт Росреестра (www.rosreestr.ru).

– Сколько у вас офисов, кстати?

– Два в Омске и по одному в каждом муниципальном районе Омской области. Плюс документы можно подать в многофункциональных центрах по оказанию госуслуг, которые расположены и в Омске и в районах области.

– И очередей нет? Одно время, помнится, были...

– Сегодня уже практически нет очередей. С этой целью – ликвидации очередей – мы и ведем разъяснительную работу о возможности подачи документов в электронном виде и получения услуг дистанционно. Еще один способ побороть очереди – предварительная запись. Можно зайти на сайт Росреестра и выбрать удобное для себя время приема.

– Обязаны ли специалисты кадастровой палаты перепроверять работу кадастровых инженеров по формированию земельного участка?

– Согласно законодательству, кадастровые инженеры полностью несут ответственность за те сведения, которые содержатся в межевом плане. Мы не выезжаем на местность, не перепроверяем эти сведения.

– А если, например, кадастровый инженер намеренно или ненамеренно совершит ошибку в пользу собственника участка?

– Раньше была только административная ответственность, а сейчас федеральным законом введена и уголовная ответственность кадастровых инженеров за внесение заведомо ложных сведений, которые они вносят в межевой план и предоставляют в Федеральную кадастровую палату Росреестра.

– А много приходится исправлять кадастровых ошибок?

– Нет, ошибок на самом деле немного.

– К вам на личный прием с какими проблемами и жалобами приходят?

– С разными проблемами. И ко мне, и к начальникам отделов, и к моим заместителям. Нюансов много, приходится их объяснять и гражданам, и юридическим лицам. И те же кадастровые инженеры приходят. Мы не закрытая структура.

– Сколько кадастровая палата оказывает платных услуг и есть ли какой-то план по объему собираемых денег?

– Плана как такового нет, да и платных услуг у нас немного. Услуга по постановке на кадастровый учет для всех заявителей бесплатна. Плата взимается за предоставление сведений из ГКН, за выездной прием документов. Иногда мы проводим платные семинары и лекции.

– Сколько времени занимает получение сведений из ГКН и сколько стоит такая услуга?

– По времени получение сведений занимает три дня. Стоимость не высока – 150 рублей в электронном виде и 200 рублей «на бумаге». А с 1 июня появилась возможность приобрести за 200 рублей ключ доступа к нашей системе, после чего каждый запрос на получение тех или иных сведений из ГКН будет обходиться всего в один рубль.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2015/iyul/-25/andrey-platonov-