Книжный клуб: "Военный талант" Эрнста ЮНГЕРА

Дата публикации: 08 июля 2015

Робертсон ДЭВИС

Мантикора

Серия «Азбука-классика (pocket-book) — Классика XX века»

СПб.: Азбука,  М.: Азбука-Аттикус, 2013 год. – 320 стр.

Тираж 4 000 экз.

Разум и чувства

Любой теолог понимает мученичество, но ощущает огонь только мученик

Поддавшись аннотации, где сказано, что «Мантикора» получила высшую канадскую литературную награду и что она, хоть и является вторым романом трилогии, «представляет несомненный самостоятельный интерес», взялся за книгу и обжегся. Увы – роман малоинтересен. По сути, он представляет из себя историю детства и юности героя – преуспевающего и выпивающего канадского адвоката Дейви Стонтона, которую он рассказывает психоаналитику в Цюрихе. А женщина-врач интерпретирует все это в русле юнгианского инструментария: «Мы уже говорили о многих аспектах вашей внутренней жизни и определили их такими именами, как Тень, Анима и тому подобное. Но один из этих аспектов был явлен пока лишь в отрицательном качестве, а именно – тот человек, которого вы демонстрируете окружающему миру, человек, в чьем обличье предстаете в суде и перед вашими знакомыми.У него тоже есть имя. Мы зовем его Персона; у древних, как вам известно, это означало актерскую маску. Этот человек у жерла вулкана, суровый кудесник-адвокат, выхватывающий людей из смертельных жерновов, и есть ваша Персона. Вам, наверно, очень нравится играть эту роль… Мы все создаем свое внешнее «я», для предъявления миру, и некоторые постепенно привыкают к мысли, что они такие и есть. И вот мир населяется докторами, которые за стенами своего кабинета – пустое место, и судьями, которые – ничто вне зала суда, и бизнесменами, которые вянут от скуки, когда им приходится отойти от дел, и учителями, которые всю жизнь только учат. Вот почему они так жалко выглядят, если застать их без маски. Они жили главным образом в шкуре Персоны. Но вы не из этих глупцов, иначе бы не сидели здесь. Маска нужна каждому, а преднамеренными самозванцами являются только те, кто строит из себя человека, которому нечего скрывать». Умно, но скучно.

Впрочем, философско-магической «Дептфордской трилогией» ДЭВИС как раз и прославился. И второй роман – самый слабый в тройке. Он сколочен довольно крепко, и в нем нет ничего магического. Но на эту тему написано и поставлено множество более сильных произведений. Взять хотя бы «Фанни и Александр».

mif1959

Георгий МИЛЛЯР

Я – второй Раневская, или Й – третья буква.

М.: АСТ, 2015 год. – 224 стр.

Тираж 3 000 экз.

Алфавит от Бабы-яги

Звание народного артиста актер получил в 85 лет.

В кино характерный актер Георгий МИЛЛЯР (1903-1993) начинал с эпизодов. Первую большую роль – царя Гороха – он получил в киносказке Александра РОУ «По щучьему велению», которую снимали в 1938 году. Для режиссера это тоже был дебют. Картина имела большой успех. Простодушных в то время зрителей изумляли самодвигающаяся печка, пятящиеся задом гуси, говорящая щука. Режиссеру тут же заказали новую сказку, которая рассказывала бы о борьбе добра и зла. Так появилась «Василиса Перекрасная». На главную роль сказочного русского богатыря в новой киносказке режиссер Александр Роу пригласил красавца Сергея Столярова. Встал вопрос, кого «назначить» на роль Бабы-яги? МИЛЛЯР твердо сказал, что это не женская роль, и сам решил придумать образ зловредной Яги. «В Ялте я старушку увидел, – рассказывал Милляр. – Она пасла коз на Чайной горке. Это была старая гречанка, на спине – горб, нос крючком. Во взгляде – злость. Опирается на корявую палку. Ну чем не Баба-яга? А еще богатый материал мне дала соседка по моей коммуналке. Характер у нее был ужасный, склочница, ей надо было обязательно кого-нибудь поссорить». «Василиса Прекрасная» обрела массовый и кассовый успех, а впереди были съемки «Кощея Бессмертного». Надо отдать должное, и сам МИЛЛЯР был человеком, весьма острым на язык, называл себя «Стариком Похабычем», придумывал фривольные стишки и отпускал дерзкие реплики. Со временем на свет появился знаменитый «Алфавит Милляра» – с афоризмами и не вполне печатными выражениями. Например, милляровские афоризмы на букву «О». «Общественное мнение. Окружающим не важно, чтобы вы жили честно. Им хочется, чтобы вы жили скучно. Тогда общественное мнение будет удовлетворено». «Отсутствие криминала повод для всеобщего разочарования. Никому не прощается». «Одно из двух. Либо говорить о демократии, либо плевать на интересы зрителя». «Охлаждение земной коры. Холодная война, полемика и холодные костры для еретиков». «Одиночество суррогат свободы».

Е.К.

Джек МАКДЕВИТ

Военный талант

Серия «Звезды новой фантастики»

СПб.: Азбука, М.: Азбука-Аттикус, 2015 год. – 352 стр.

Тираж 3 000 экз.

Толпа – это демократия в самом чистом виде

Мерой цивилизации является мужество. Но не мужество ее солдат, а мужество свидетелей событий.

«История войны, которую вели земные колонии с «чужими», и величайшего полководца этой войны. История бесплодных побед, сокрушительных поражений, предательства и героизма. История, написанная как детектив, потому что «правда, дочь времени» и разрешить величайшую загадку этой войны удается лишь двести лет спустя», так гласит аннотация к роману. Это первый роман цикла о торговце антиквариатом Алексе Бенедикте. И действительно написан как умный детектив. А начинается он с загадочной гибели вместе с 2 600 попутчиками дяди главного героя, который отправился на край галактики на комфортабельном межзвездном лайнере, предусмотрительно оставив племяннику  послание  с пометкой «вскрыть только после моей  гибели».

Двести лет до расследования Бенедикта человечество было рассеяно по галактике, и каждая планетная система не чувствовала себя связанной с другими. Потребовалась кровопролитная война с «чужими», чтобы люди объединились. И в центре противостояния с могущественным врагом были братья  Кристофер  и Тариен Симы, бросившие, казалось бы, безнадежный вызов чужакам без всякой поддержки соплеменников.  Победившие и ставшие легендой. Главный герой романа, буквально по листочку, по свидетельству вытаскивающий истинную историю этой войны за освобождение, выясняет, что все было совсем не так, как считается: «Человека кормят сказками на протяжении всей его жизни, и он уходит из нее, уверенный, что знает о происходящем все, но в действительности он не знает ничего, за исключением тех событий, которые происходили на его глазах».  И не воинская отвага, не оружие стали дорогой к победе, а ложь во спасение, человеческие эмоции, на которых искусно  сыграл один из Симов. Он погиб и этим самым  победил: «Любопытно, что Сим, стоящий в одном ряду с августейшими особами – Александром,  Рэнсиблом  и  Черным  Джорджем, добился своей смертью того, чего не смог достичь  всеми блистательными военными кампаниями».  Но проблема в том, что Сим не погиб, и погибать даже не собирался.

mif1959

Эрнст ЮНГЕР

Семьдесят минуло: дневники. 1971-1980

М.: Ад Маргинем Пресс, 2015 год. – 736 стр.

Тираж 1 600 экз.

«Высокая цена»

Путешествуем вместе с немецким писателем

Очередной том дневниковых записей Эрнста ЮНГЕРА, человека необычной судьбы. Литератора. Энтомолога. Путешественника. Офицера вермахта, в Первую мировую войну награжденного за храбрость военным орденом  «Pour le M?rite» и ставшего последним из его кавалеров. Прожил 102 года. Объездил практически весь мир. Оставил огромное литературное наследие, будучи свидетелем и участником многих событий двадцатого века. Второй том дневников «Семьдесят минуло» Эрнста ЮНЕГРА (1895-1998) охватывает период жизни писателя с 1971-го по 1980 годы. Круг его путешествий сужается до стран Магриба (Тунис и Марокко), где он собирает впечатления для написания романа «Эвмесвиль», редких поездок в Африку и Шри-Ланку, а также в Грецию, Турцию и на Сицилию. Читать ЮНГЕРА стоит тем, кто много путешествовал: весьма интересно узнать, как воспринимал окружающее человек классической европейской культуры. Стоит читать и тому, кто не любит покидать порога своего дома, но склонен к продолжительным путешествиям вглубь себя. «ХЕППЕНХАЙМ. 22 апреля 1971 года. Утром отъезд. Из машины увидел, что к одному из прекрасных старых домов опять приложились киркой. Конструкция, уже лишенная кирпичей, еще раз явила взору строгие черты, возведенные столетия тому назад сельскими плотниками — руническое письмо. Снова и снова дилемма весенних поездок: если я не хочу мерзнуть на Средиземном море, то могу отправиться в дорогу лишь тогда, когда сад здесь начинает полностью расцветать. Царские рябчики вот-вот распустятся — много коричневато-красных и один желтый; я купил луковицу четырнадцать лет назад на набережной Сены у Вильморена. Она сохраняла верность саду, но всегда давала только один побег, тогда красные разрастались сильно. Уж торговцы-то знают, почему требуют за желтую луковицу высокую цену».

Е.К.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2015/iyul/-25/knizhnyy-klub