Все рубрики
В Омске пятница, 19 Апреля
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 94,0922    € 100,5316

Сможет ли омская инициатива повести за собой?

24 июня 2015 16:30
1
3267

Размышления по итогам всероссийского «Форума социальных инноваций регионов»

При общей положительной динамике форума звучала и тревога, что бизнес в любой момент может уйти из сферы социального обслуживания либо начнет повышать тарифы, а муниципальные власти окажутся в заложниках. Не на пустом же месте эти опасения? Значит, при всех успехах и достижениях что-то очень важное остается не решенным. ЧТО?

С точки зрения Общественной проектной мастерской "Ноев ковчег", которую я представляла, на форуме проявилось ключевое ограничение для работы бизнеса  в социальной сфере – это принципиальная разнонаправленность интересов и действий двух сфер – коммерческой и административной. 

Столкновение интересов

Что важнее: как бизнесу зарабатывать в социальных проектах или как привлечь деньги бизнеса для решения социальных проблем?» Вроде бы понятно, что вопросы нераздельны. Но пока сложилось понимание, что это не так. Власть считает, что бизнес обязан  быть социально ответственным. Бизнес тоже считает. Деньги.

Административные умы искренне задаются вопросом – зачем нужен негосударственный сектор, если нет существенной экономии бюджета? И не понимают, что тарифы невозможно делать одинаковыми там, где различны структура и размеры затрат. 

Бизнес искренне не понимает, что экономический язык цифр и личной выгоды – это как иностранный язык для других сфер деятельности, и что в социальном секторе зарабатывается больше репутация, чем прибыль. 

Разнонаправленность интересов

Административная сфера представлена исполнительной властью, принцип действия которой – принуждение в целях выполнения поступающих свыше распоряжений. Рожденное в связи с этим понятие «социальное предпринимательство» как бы подменяет смыслы собственно предпринимательства и благотворительности. Благотворительность возможна как однократное действие: либо под влиянием совести человека, либо под внешним давлением, когда социальная ответственность связана с историей жизни (например, бывшие учителя, ныне бизнесмены, помогают «своим» школам), либо как вынужденная мера для получения каких-либо преференций. 

В коммерческой сфере, которую представляет деловое сообщество, принципиальная возможность действия строится на коммерческой выгоде. Бизнес способен активно и самостоятельно двигаться только туда, где возможен постоянный доход, и не готов к одноразовой логике «вложил деньги – получил компенсацию». Поэтому бизнес крайне осторожен:  какой для него смысл в том, чтобы проявить социальную ответственность один раз по полному циклу, а потом банкротить компанию?

Ключевая разница между этими двумя сферами заключена в самом типе действия. Например, если в оказании социальных услуг задействован только госсектор, логика такая — деньги должно распределить, освоить, использовать, т.е. качественно утилизировать. Но деньги при этом заканчиваются. Значит, надо ждать новых субсидий.  Если же вовлечен бизнес, то у него «в крови» не  утилизация, а стремление вложить деньги, чтобы их количество прирастало – совсем другая схема!

Естественно, что каждый сторона  "удерживает" собственные цели, но никто реально не может —  не "не хочет", а именно не может (!) — удержать внимание одновременно на обоих полюсах. Как следствие, существующие проекты – разовые и случайные –  построены на договоренностях конкретных людей. И при смене должностных лиц проекты либо закрываются, либо стороны вынуждены передоговариваться. Системы массового участия бизнеса в решении социальных задач на таких условиях не построишь. Поэтому, несмотря на большое количество представленных на форуме положительных примеров, взаимодействие по  сути своей недостаточно эффективно. Вот всего несколько иллюстраций из множества:

• Никита ИСАЕВ, директор Института актуальной экономики, обратил внимание  аудитории на актуальные проблемы  бизнеса на примере ситуации с отменой электричек, к которой привела существующая тарификационная политика.  Очевидно, бизнес не может рассчитывать на  перспективы стабильного сотрудничества в рамках ГЧП. 

• Алексей СИДНЕВ, председатель правления НП «Мир старшего поколения», прямо на пленарном заседании форума попросил право  при всех вручить министрам пакет инициатив.  Почему он это не сделал в  рабочих режимах?  Может, есть отрицательный опыт и недоверие, что будет услышан? 

• Алексей МАВРИН, председатель совета директоров ООО "Социальный гериатрический центр "Опека комфорт", отметил, что работает как частный бизнес с 2008 г., а с государственными услугами столкнулся в 2014 году, но выстроить нормальное взаимодействие все еще не удается.

• Юлия НОВИКОВА,   начальник  департамента Смоленской области по социальному развитию, поделилась, что в целях сохранения рабочих мест для социальных работников, департаментом были созданы негосударственные структуры. Вышли на аукцион. В ходе него по существующим нормам  вынуждены были снизить расценки. Выиграли. Но при этом 90% затрат – это зарплата, которую теперь вынуждены снижать, либо сокращать штат, либо уменьшать нагрузку на всех понемногу.  А это уже влечет риски по качеству и количеству услуг, заявленных к исполнению.  Очевидны законодательные ограничения в  реальном экономическом пространстве.

• Ольга БАТАЛИНА, председатель Комитета Государственной думы по труду, социальной политике и делам ветеранов: «442-ФЗ передает субсидию на тех же условиях, что и нам. Услуги оказываются по тем же тарифам, что оказываем и мы. Налог на прибыль обнулен. Какие еще тепличные условия надо создать для того, чтобы у нас негосударственный сектор начал появляться?» 

Со-направление  интересов

Очевидно, что каждая из сторон внутри своей сферы научилась получать результаты и достигать определенного баланса. Но когда бизнес пытается включиться во взаимодействие с властью, все рушится. Нет пока инструментов для работы с инициативой. Нашей стране еще предстоит нарабатывать такой опыт.

Государство в сегодняшней ситуации может выделить сравнительно небольшие деньги на социальную сферу, а у бизнеса есть объективная необходимость зарабатывать пусть небольшой доход, но регулярно и по долговременным правилам игры. Это способ совместного  выживания, сохраняя при этом профессионалов, рабочие места и т.д. Социальное предпринимательство – хороший вариант, если в первую очередь найти механизмы снижения затрат. Например, за счет массового привлечения волонтеров, т.е. не на благих намерениях конкретных  людей, а на системных правилах, когда, например, при поступлении в вузы абитуриентам с волонтерским стажем в соответствующей отрасли начисляются дополнительные баллы. 

Или инфраструктура. Размеры  вложений в нее, как правило, запредельны для одного проекта. Но за счет создания сетевых проектов можно совместно финансировать инфраструктуру и пользоваться ею как общим разделяемым ресурсом. Не садик, например, а сеть садиков. Сеть пансионатов для пожилых,  сеть столовых социального питания и т. п. А чтобы создавать сети на фоне экономического кризиса, нужны ассоциации, т. е. такие структуры, куда входили бы социальные предприниматели – каждый со своим садиком, например. И ответственность за решение социальной задачи лежала бы не на отдельном бизнесмене, а на бизнес-объединении, что существенно снижает риски отказов от работы. Россия всегда жила в складчину и процветала!

Реализация интересов

Итак, значимая  общая проблема  – разнонаправленность интересов административной и коммерческой сферы. И вариант ее решения: собрать их через посредника –  сферу общественных отношений. 

Практическим инструментом может быть формат проектных клубов, в которые входят носители социально значимых проектов со своей командой. На базе клубов  можно организовывать реальные, а не сценарные (панельные) дискуссии для разворачивания совместной работы в долгосрочной перспективе. В результате могут появиться бизнес- ассоциации, отвечающие за реализацию пакетных проектов по направлениям социальной работы: работа с инвалидами и стариками, адаптация социально-рисковых групп, помощь в трудных жизненных ситуациях, защита материнства и детства, работа с малообеспеченностью, занятость детей и подростков и т. д. Но, в отличие от существующей ситуации, в основание будет заложен общий вектор интересов, принципиально согласованный и скоординированный.

Практическая реализация возможна в экспериментальном режиме на территории Омской области в течение заданного срока, по окончании которого можно было бы сравнить омские результаты с другими регионами. Естественно, будут возникать сложности, придется их решать, договариваться, искать новые способы, пробовать и так и этак. За это время в реальном деле будут подготовлены люди, способные понимать, разграничивать и со-направлять интересы и действия разных сторон. Будут построены и апробированы эффективные алгоритмы взаимодействия, которые можно оформлять законодательно на региональном уровне. 

И теперь,  как обычно, ОПМ «Ноев ковчег» обращается к другим общественным деловым и отраслевым  организациям: либо поддержать наши инициативы, либо выдвинуть свои, чтобы можно было начать работу в сравнительном формате. И далее по наилучшим результатам можно будет тиражировать омский опыт в другие регионы, в том числе на коммерческой основе.

Омские интересы 

Исторический факт: первый в России форум социальных предпринимателей прошел в Омске в июле 2011 года. Действующий тогда губернатор Омской области Л.К. ПОЛЕЖАЕВ в  приветственной речи к его  участникам подчеркнул: «… Все отчетливее формируется понимание того, что обладание и управление капиталом связано с огромной социальной ответственностью и является особым видом служения отечеству». Он выразил надежду, что «…форум станет отличной площадкой для …выработки путей повышения роли социальных предпринимателей, способных выдвигать и реализовывать инновационные идеи для решения социально-экономических проблем регионов». Преемственность социальной политики правительства Омской области была обеспечена позицией В.И. НАЗАРОВА, когда он как губернатор области  в декабре 2013 года обозначил приоритетные точки роста региона и выразил мнение о возможности развивать Омск как социальную столицу России. Развитие этой идеи привело к тому, что сегодня на федеральном уровне Омск признан регионом с самой высокой социальной активностью.

Столичность – это особая характеристика территории, где формируются значимые опережающие образцы. И если говорить об Омске как о социальной столице, то нам видится, что Омск накануне своего 300-летия именно в социальной сфере сможет выполнить первопроходческую функцию. Если мы успеваем первыми  сформировать и оформить адекватные правила игры на пространстве социального предпринимательства,  то уже на следующем форуме наш губернатор сможет выступить с соответствующими инициативами по разработке и внедрению новых экономически выгодных и социально-инновационных технологий. Тогда за счет опережающего решения актуальных для всех проблем внимание всей страны будет  обращено к Омску. А это создает возможность для нового витка развития  нашего региона уже  во всероссийском масштабе.

Автор: Ирина РУДЕНКО, организационный координатор ОПМ «Ноев ковчег»

Консультант: Сергей ГАНЧАРУК, содержательный координатор ОПМ «Ноев ковчег»

Города разные – ситуации похожи

Наталья ЛИХОВЕЦКАЯ, участница форума, управляющий парком аттракционов «HAPPYLON Jungle Park», г. Сургут

– Индустрия современных детских развлечений  и семейного отдыха – это огромный спектр услуг, в том числе и развивающего характера. Мы готовы были помогать решать задачи  дополнительного образования  в нашим городе. НО! Придумав кучу бесплатных мероприятий, начали ходить по кругу: департамент образования, школы, садики, родительские собрания, совещания и т.д.  Слова-то говорятся правильные: интересно, напишите, отправьте, мы подумаем… Попытались официально войти в реестр госуслуг для организации летнего лагеря дневного пребывания детей – опять замкнутый круг: департамент, Роспотребнадзор, инспекции, проверки… С точки зрения бизнеса – абсурд! Он же на месте не стоит! Пока ты заходишь на 20-й круг с властью, то, что ты придумал, уже не актуально, надо думать что-то новое и начинать все с начала...

Надежда КАРЕВА, инициатор и  руководитель благотворительного проекта «Зеленая суббота» (восстановление  Кадетского сквера, 2013 – 2015 гг.), г. Омск

– Два года назад мы с моим коллективом решили сделать что-то хорошее для города, устав от того, что Омск считают помойкой, и многие хотят уехать. Оказалось, что самое сложное – это найти место под сквер. Было немало совещаний с директорами разных департаментов, место не давали, на многочисленные письма отвечали неохотно. Конечно, на встречах говорится о полной готовности помочь и как это классно, но на реальное письмо или просьбу – реакции нет… Потом начались перипетии с прессой, администрацией, милицией, прокуратурой… Притом что мы тратили свои личные средства. Сформировали фонд, провели восстановительные работы,  сделали открытие и передали все на баланс города. В течение года дважды проводили там субботники. В итоге – сквер не ухожен, логотипы и любые обозначения фонда «Зеленая суббота»  закрашены либо стерты, в прессе от защитников "зелени" вышло около 10 статей, что я там организовываю бизнес и зарабатываю деньги. В общем меня это мероприятие умотало, и энтузиазм поубавился. На содержание сквера нужны постоянные средства и отсутствие сопротивления от местных жителей, кадетов и администрации, пока этого нет. С тем же рвением продолжать работу по сбору средств в данный момент не представляется возможным, я сама и ресурсы исчерпаны, может, когда-то я к этому вернусь.

Комментарии
Павел Бережнов 7 августа 2015 в 23:24:
Проблема изложена довольно подробно и ясно. С существованием таковой согласен и сам ее переживал. Но вот практический инструмент описан довольно сжато, не понятно, что заложено в понятие «проектного клуба» и почему он должен привести к появлению «бизнес- ассоциации» и как договариваться бизнесу с властью. Остается только поверить опыту авторов статьи и начать пробовать.
Показать все комментарии (1)

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.