Дмитрий ПЕРЕДЕЛЬСКИЙ: «Мы теряем местное самоуправление»

Дата публикации: 18 марта 2015

— В декабре 2013 года мы стали инициаторами проведения референдума по восьми городским проблемам, что для многих, особенно для чиновников, стало неожиданностью. Я бы даже сказал, что местные власти растерялись.

И депутаты горсовета, и чиновники администрации хором говорили, что референдум – это важно, но несвоевременно, да и вопросы наши не являются вопросами местного значения. Нам вменили в вину то, что мы, омичи, пытаемся вынести на общегородское обсуждение судьбу последних коммунальных сетей, строительство экологически опасных объектов, структуру органов местного самоуправления. Мы тогда, напомню, подавали иски в омские суды, но суды приняли сторону горсовета и мэрии. При этом в апелляционной инстанции принципиальной была поддержка нашей инициативной группы со стороны представителя областной прокуратуры Елены ЛИПИНСКОЙ. Нас поддержала Общественная палата Омской области.

В августе 2014 года инициативных групп по проведению референдумов было уже 15. Наша первая попытка провести референдум и ее агрессивное подавление вызвали волну протеста среди общественников. И они предложили свои вопросы для референдумов. Мы рассчитывали переломить ситуацию в решении вопросов, которые перешли в разряд застарелых городских проблем. Излишне говорить, что все иски мы проиграли, а решения судами были вынесены как под копирку.

Прошел год. И 9 декабря 2014 года Конституционный суд вынес определение по жалобе первой инициативной группы. Мы оспаривали конституционность статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», закрепляющей перечень вопросов местного значения городского округа. Мы считаем, что данная статья противоречит статьям 1 (часть 1), 3 (часть 2), 12, 32 (части 1 и 2), 130, 131 и 132 (часть 1) Конституции РФ, поскольку не предусматривает в этом перечне вопросов, относящихся к компетенции местного самоуправления, вопроса об определении структуры органов местного самоуправления и тем самым препятствует гражданам в самостоятельном определении структуры органов местного самоуправления через местный референдум. Но Конституционный суд решил иначе. Невозможность проведения референдума по вопросу определения структуры органов местного самоуправления Конституционный суд объяснил тем, что в перечне компетенций местного самоуправления в 131-ФЗ отсутствует право определять структуру местных органов власти. Ссылаясь на систему «действующего правового регулирования», Конституционный суд заключает, что этот вопрос может быть решен только представительным органом муниципального образования, а никак не жителями на референдуме. То есть Конституционный суд фактически повторил позицию омских судов, не видя самого факта нарушения Конституции, а именно пункта 2 статьи 130, который гласит: «Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления».

Это решение Конституционного суда в декабре буквально взорвало ленты информагентств и сайты общественных организаций. Более 200 публикаций показали факт интереса российского общественного мнения к омским инициативам.

Но сегодня в Омске принципиальным является даже не это решение. В городе происходят гораздо более важные события, которые являются следствием волны референдумов прошлого года.

Судя по последней информации из СМИ, прямых выборов мэра нас хотят лишить. Мы теряем местное самоуправление, и мнение омичей снова никого не интересует. Хотя еще недавно мэр ДВОРАКОВСКИЙ говорил, что нужно спросить жителей о том, какая форма местного самоуправления должна быть в Омске.

В 2014 году стало известно о том, что через железнодорожные пути на перекрестке улиц 15-я Рабочая и Хабаровская будет построен путепровод. А 12 марта этого года комитет по вопросам градостроительства, архитектуры и землепользования горсовета рекомендовал все муниципальные парки Омска отнести к зоне, в которой будет запрещено строительство. Эти требования были сформулированы инициативной группой старшего преподавателя ОмГТУ Игоря ФЕДОРОВА.

В конце февраля 2015 года с подачи депутата Виталия ПУТИНЦЕВА горсовет принял к рассмотрению вопрос о публикации поименных результатов голосования. Это был один из двух вопросов референдума группы председателя комиссии Общественной палаты Омской области Александра МИНЖУРЕНКО.

А вот ситуация с Омскэлектро вызывает серьезные опасения. Почти миллиард долгов перед «МРСК Сибири» ставит нас в зависимость от красноярцев, и в какой-то момент мы можем узнать о том, что лишились электросетевых линий и подстанций. Реальность этой угрозы и ее последствия, уверен, понимают все должностные лица города и области. Понимали это и инициаторы референдума, которые выносили вопрос о муниципальных электро- и теплосетях на омский референдум в 2014 году. По запросу депутата Госдумы от Омской области Олега ДЕНИСЕНКО будет проведена прокурорская проверка в отношении лиц, которые довели ОАО «Омскэлектро» до финансового коллапса. А чиновникам давно уже нужно было перестать келейно, за закрытыми дверями обсуждать судьбу предприятия, от которого зависит жизнеобеспечение Омска.

Дмитрий ПЕРЕДЕЛЬСКИЙ



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2015/mart/-10/dmitriy-peredelskiy-