Александр ЮРЕВИЧ: «Изменение ситуации на рынке сделало наши разработки конкурентоспособнее по отношению к западным»

Дата публикации: 14 октября 2015

Одним из первых резидентов Омского регионального парка информационных технологий стало ООО «Навигационные системы-Сервис». О возможностях компании, о тех системах мониторинга и контроля, разработкой и внедрением которых она занимается, обозревателю «КВ» Ольге УМОВОЙ рассказал генеральный директор ООО «Навигационные системы-Сервис» Александр ЮРЕВИЧ.

Александр Александрович, что сегодня представляет собой ваша компания? Сколько человек работает здесь, каковы основные направления?

– Компания входит в холдинг под общим названием «Навигационные системы», который занимается различными направлениями в сфере информационных технологий. На данный момент у нас порядка 50 человек работают в штате, и в зависимости от тех задач, которые перед нами встают, мы привлекаем время от времени дополнительных специалистов. Одно из важнейших направлений – разработка программного обеспечения. У нас есть собственный штат программистов, которые за время существования компании – с 1998 года – разработали интеллектуальную систему мониторинга АРГО. В настоящее время система АРГО работает более чем в 60 регионах и 200 городах РФ, востребована и в странах ближнего зарубежья. Основа этой системы мониторинга – ГИС-система собственной разработки, и уже сейчас эта наша система в рамках программы импортозамещения в крупных компаниях рассматривается вместо западных аналогов.

В каких отраслях используется система АРГО?

– Комплексные системы АРГО могут применяться в самых разных отраслях: для мониторинга транспорта, мониторинга судов, для мониторинга в сфере теплообеспечения и энергоэффективности. В числе наших клиентов МВД РФ, МЧС РФ, ОАО «Газпром», ОАО «Иртышское пароходство» и так далее. В системе АРГО в режиме реального времени мы получаем информацию об объекте на фоне многослойной электронной карты местности. Мы видим на карте, например, где объект находится, куда он движется, сколько топлива расходует, что везет, каков режим труда и отдыха и так далее, в зависимости от потребностей клиента. Допустим, у речных судов огромные расходы топлива, и мы решаем эту проблему, обеспечивая дистанционный автоматический контроль за судами и судовыми механизмами: контроль маршрута, расход топлива, работа двигателей, количество оборотов гребного вала и т.п., тем самым снижая потребления топлива в частности и повышая эффективность работы судовой команды в целом. Основные заказчики здесь – частные клиенты, например, из Тюмени, Ханты-Мансийска, где развито судоходство.

Какие каналы связи вы используете при этом?

– Мы используем различные типы связи: GSM, спутниковую, радиосвязь. Наши системы работают на базе спутниковых технологий GPS и ГЛОНАСС. Система полученные данные обрабатывает, анализирует и выдает итоговую информацию, предоставляя возможность решить задачи заказчика. Например, у Водоканала возникает необходимость снизить затраты на транспорт и увидеть, какие виды транспорта и в какое время прибывают на устранение аварийной ситуации, в какие сроки она в итоге устраняется и так далее. Наша система позволяет решить эту задачу и повысить эффективность работы предприятия.

Установкой ГЛОНАСС на транспорт тоже занимаетесь?

– Да, причем наше ключевое отличие здесь в том, мы ГЛОНАСС устанавливаем на программную платформу собственной разработки. И картографическое обеспечение тоже наше. Наша система востребована у большого количества заказчиков по всей стране, в том числе в Омске, Новосибирске, на Дальнем Востоке, в Якутии. Разумеется, ситуация на этом рынке меняется в соответствии с изменениями федерального законодательства. Когда федеральный закон обязал обеспечить системой ГЛОНАСС пассажирский транспорт, этим больше всего и занимались.

Ваши клиенты видят экономический эффект от установки ГЛОНАСС на транспорте?

– Если говорить о государственных заказчиках, безусловно, да – эти клиенты, установив однажды программу, занимаются ею, развивают, получая ощутимый экономический эффект. Коммерческих заказчиков же условно можно поделить на две части. Первая часть на самом деле заинтересована в повышении эффективности, и есть огромное количество примеров в нашей практике, когда коммерческий заказчик уже в первый год применения данных технологий на транспорте достигал экономии до 20-25%. Есть и другая часть – это клиенты, которые устанавливают оборудование только в рамках соблюдения требований федерального законодательства. Чуть законодатель вожжи отпустил – и оборудование снимают. Многое здесь зависит от собственника, от того, заинтересован ли он в эффективной работе своей компании, в ее развитии и росте.

Правильно ли я поняла, что вашу ГИС-систему вы не только применяете в системах мониторинга, но и предлагаете как самостоятельный продукт?

– Мы долгое время свою ГИС-систему как отдельный продукт, просто как карту, на которую можно наносить объекты, привязанные к местности, не рассматривали. Но некоторое время назад выйти на этот рынок нам помогли наши московские партнеры, с которыми мы достаточно давно работаем, это группа компаний «Астерос». Тогда мы приняли участие в одном крупном конкурсе, где основным конкурентом выступала западная система, и возможно, именно на волне импортозамещения было принято решение о внедрении нашей разработки. И сейчас на нашу ГИС-систему появился устойчивый спрос, но пока в основном в центральной части России. Но большая часть наших проектов по-прежнему относится к внедрению систем мониторинга и аналитики.

Представитель ГК «Астерос» на открытии ИТ-парка заявил о компании «Навигационные системы-Сервис» как об основном партнере на территории Омской области.

– Действительно, у нас с ГК «Астерос» давние партнерские отношения, и сейчас есть ряд совместных проектов, находящихся в стадии разработки. Более подробно пока – до запуска этих проектов – рассказать не могу.

– В связи с чем решили войти в число резидентов ИТ-парка? Какие задачи будет выполнять ваш офис там?

– В ИТ-парке у нас будет фронт-офис. Основной офис в Омске у нас уже есть, а также есть представительство и сервисный центр в Новосибирске, представительства в Абакане, в Якутии и в Москве. Омский ИТ-парк мы рассматриваем прежде всего как точку взаимодействия с передовыми омскими ИТ-компаниями. Ведь занимаясь интеграцией различных систем, время от времени мы приходим к выводу, что объять необъятное невозможно, и к работе на своих объектах привлекаем партнеров. Кроме того, для любого программиста, как для человека творческого, очень важна среда, общение, какие-то новые проекты, мысли. В этом плане ИТ-парк для нас – возможность для сотрудников нашей компании выйти из своего круга общения, расширить профессиональные контакты.

Как на вашей компании отражается существующая экономическая ситуация?

– Есть и положительные, и отрицательные моменты. Проекты в рамках госзаказа либо корректируются в сторону уменьшения, либо откладываются вовсе. Но есть и моменты, которые вселяют позитив. Так, изменение ситуации на рынке, изменение курса доллара сделало наши разработки конкурентоспособнее по отношению к западным. Многие заказчики ищут способы сэкономить, повысить собственную эффективность, обращаясь в итоге к нам. В этой части, таким образом, идет заметный прирост.  



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2015/oktyabr/-39/aleksandr-yurevich-