Рожденные в 1990-х

Дата публикации: 28 октября 2015

На прошлой неделе в Омске открылся Х Международный фестиваль "Молодые театры России"

С 2002 года фестиваль проводится на базе Омского драматического "Пятого театра". Учредителями также являются правительство Омской области и региональное министерство культуры. Нынешний фестиваль оказался особенным. Во-первых, потому что это юбилейный фестиваль в юбилейный год («Пятый театр» празднует свое 25-летие). А еще – потому что это первый фестиваль, проходящий без его инициатора и идейного вдохновителя, бессменного директора «Пятого театра» Александры ЮРКОВОЙ. Ею еще была составлена афиша.

– Много лет назад один человек придумал такую историю, я имею в виду фестиваль, – сказал на открытии новый директор «Пятого театра», в недавнем прошлом его главный режиссер Никита ГРИНШПУН. – Я сегодня весь день ходил и рассуждал: вот режиссер придумывает спектакль, и через некоторое время начинают шиться костюмы, строиться декорации. Его идея обрастает чем-то материальным, потом приходят зрители и смотрят. И вот то, что тринадцать лет назад придумала Александра Илларионовна, сегодня является предметом моей режиссерской зависти. Человека, к сожалению, уже нет с нами, но его идея живет, она по-прежнему собирает вокруг себя людей. Приезжают театры, и создается атмосфера общения, атмосфера дружеской конкуренции, атмосфера роста. Я очень благодарен Александре Илларионовне за это. Надеюсь, этот проект будет жить еще долгие годы.

Фестиваль «Молодые театры России» в свое время дал старт фестивальному движению в регионе. Ведь уже после него появились и «Академия», и фестиваль «В гостях у «Арлекина». «Молодые театры» открылись осенью 2002 года под тревожные новости, ежеминутно приходившие из захваченного центра «На Дубровке». Этот нерв, ощущение иллюзорности покоя (он, как известно, только снится) и чувство товарищеской сплоченности стали лейтмотивом фестиваля.

Участниками первых омских форумов были театры, рожденные в 1990-е годы. Возникшие на волне внезапной свободы, они противопоставили себя академическим махинам. Но государственной поддержки такие коллективы не имели, и становиться на ноги им никто не помогал. С ростками, пробивающимися сквозь асфальт, сравнила их критик Татьяна ТИХОНОВЕЦ. Фестиваль «Молодые театры России» назвали международным, и это казалось несколько парадоксальным. Но начали приезжать молодые коллективы из-за рубежа, и стало понятно, что им и российским коллегам есть чем поделиться – опытом выживания. Ведь за рубежом редкий театр не предоставлен сам себе.

Молодой театр – это театр не старше пятнадцати лет, решили тогда. И не заметили, как многие перешагнули двадцати – двадцатипятилетний рубеж. На юбилейном фестивале, помимо самого «Пятого театра», оказались еще такие же «долгожители»: московский «Театр Луны» (год создания -1992-й), московский театр «Школа современной пьесы» (1989), Новосибирский городской драматический театр под руководством Сергея АФАНАСЬЕВА (1988). Так каков же он – предельный возраст молодого театра, задумались на нынешнем форуме. И пришли к общему мнению, что молодым (то есть творчески растущим и подвижным) может считаться любой театр, в недрах которого рождается прогрессивная мысль и существует молодая игровая стихия. Вот и в «Школе современной пьесы» играют молодые актеры, не испорченные медиаизвестностью. Спектакль «Антракт» в «Театре Луны» поставлен молодым режиссером Натальей КОГУТ. Давний друг омского фестиваля Театр под руководством Сергея АФАНАСЬЕВА был и остается театром студийного типа.

Не претендуя на оригинальность, организаторы Х Международного фестиваля «Молодые театры России» посвятили его Году литературы, поэтому в афише преобладают постановки поэтических произведений и прозы. Хозяева фестиваля показали инсценировку романа Чингиза АЙТМАТОВА «Когда падают горы». В спектакле много пластических сцен и текста от автора. Спектакль «Вера Полозкова. Короткий метр» Театрального бюро МЕЛИКОВОЙ и МИХАЙЛОВСКОЙ (Москва) и вовсе возрождает чтецкий жанр, разбавленный аудиовизуальными инсталляциями. В постановке нет единого сюжета, ее составляют стихи известной поэтессы и блогера Веры ПОЛОЗКОВОЙ. В спектакле участвует самое большое количество популярных актеров: Алиса ГРЕБЕНЩИКОВА, Егор БАРИНОВ, экс-солист группы «Корни» Павел АРТЕМЬЕВ.

Руководитель театра «Школа современной пьесы» Иосиф РАЙХЕЛЬГАУЗ перенес на сцену смешную и грустную, милую сердцу каждого школьника повесть Михаила ХЕЙФИЦА «Спасти камер-юнкера Пушкина». Режиссер Анна МОРОЗОВА (Театр под руководством Сергея АФАНАСЬЕВА) в пятницу представит свою версию рассказа Михаила БУЛГАКОВА «Морфий». Есть в фестивальной афише и чистая драматургия: спектакль  Такого театра (Санкт-Петербург) «Иванов» по пьесе А. ЧЕХОВА, «Антракт» А.МАРДАНЯ в «Театре Луны», «Наташина мечта» Я.ПУЛИНОВИЧ в Северном драматическом театре имени М.А. УЛЬЯНОВА (Тара), «Ощущение бороды» К.ДРАГУНСКОЙ в Лицейском драматическом театре (Омск). Как можно заметить, география фестиваля в этом году не слишком широка: кроме столичных театров, присутствуют лишь омские коллективы и один театр из Новосибирска.

Фестиваль «Молодые театры России» завершится 31 октября. К этому времени жюри в составе театральных критиков Ольги ИГНАТЮК (Москва) и Татьяны ТИХОНОВЕЦ (Пермь), а также члена общественного совета по культуре при министерстве культуры Омской области Владимира КОПМАНА, должно определить лучший спектакль, лучшие актерские и режиссерские работы, лучшую сценографию. Возможны и специальные дипломы. Денежных вознаграждений, правда, не предполагается. По традиции на фестивале работает международная творческая лаборатория. На этот раз молодые режиссеры из Германии, Швейцарии и Санкт-Петербурга готовят эскизные работы по произведениям И.ТУРГЕНЕВА, Н.НЕКРАСОВА, Д.ХАРМСА.

Билеты на фестивальные спектакли давно раскуплены, но для особо настойчивых зрителей тут еще обещают найти места. В зале преобладает молодежь. И… «Все как будто бы начинается, значит, молодость не кончается. Ох, не старые мы, ох, не старые!».



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2015/oktyabr/-41/rozhdennye-v-1990-h