Все рубрики
В Омске суббота, 20 Апреля
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 93,4409    € 99,5797

Игорь ЖУРИКОВ: «Неинформирование об отсутствии рабочих мест вредит в первую очередь целям статистики, а не правам безработных»

27 апреля 2016 12:09
0
3931

Правомерны ли требования ГУ государственной службы занятости населения Омской области, особенно в части информирования об отсутствии вакантных рабочих мест?

Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакансиях, в т. ч. рабочих местах для инвалидов, согласно ч. 3 ст. 25 ФЗ №1032-1 «О занятости населения в РФ» от 19.04.1991 г. Но представление информации об отсутствии вакансий в ч. 3 ст. 25 данного закона не предусмотрено.

Есть примеры, когда суды указывали, что ч. 3 ст. 25 закона не предусматривает обязанности информирования об отсутствии свободных мест (есть обязанность информирования только в случае наличия свободных мест): кассационное определение Псковского областного суда от 24.05.2011 по делу N 33-651, постановление Тамбовского областного суда от 16 октября 2012 г. по делу N 4-а-222, апелляционное определение Рязанского областного суда от 30.07.2014 по делу N 33-1452.

            В апелляционном определении Липецкого областного суда от 21.01.2015 по делу N 33-86/2015 сказано по этому поводу очень точно: неинформирование об отсутствии вакантных рабочих мест само по себе не нарушает прав безработных на защиту от безработицы, поскольку такая информация не влияет на осведомленность безработных о предложении на рынке труда. Но, к сожалению, есть и негативные примеры, и число таких судебных актов в последнее время только растет, например: постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 11.11.2009 по делу N А32-10586/2009-59/184-110АЖ, постановление Волгоградского областного суда от 27 октября 2014 г. по делу N 7а-986/2014, постановление Самарского областного суда от 30.11.2015 по делу N 4а-679/2015 и иные судебные акты.

            Тут суды указывают, что норма ч. 3 ст. 25 ФЗ «О занятости населения в РФ» предусматривает, что работодатель обязан представлять информацию в органы службы занятости населения о наличии либо отсутствии вакантных рабочих мест в целях осуществления должного анализа ситуации на рынке труда. Иногда идет ссылка на то, что для выполнения целей службы занятости создана федеральная государственная информационно-аналитическая система Общероссийская база вакансий «Работа в России», которая в соответствии с ч. 4 ст. 16.2 ФЗ «О занятости населения в РФ» фактически обязывает работодателей представлять в органы службы занятости информацию о наличии или об отсутствии свободных вакансий. Потому что формирование сведений об отсутствии свободных мест возможно только за счет соответствующих сведений от работодателей.

            Кроме того, существует еще и Постановление Президиума ВАС РФ от 27.09.2011 N 4908/11, в котором указано, что работодатель не обязан представлять в центры занятости информацию об отсутствии у него вакантных мест только в случае, если данная обязанность не предусмотрена местным нормативно-правовым актом. В случае если местными органами исполнительной власти приняты приказы, прямо предусматривающие такую обязанность, избежать ответственности за неисполнение такой обязанности уже не удастся (об этом, например, апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 06.10.2015 N 33-17848/2015 по делу N 2-2939/2015, апелляционное определение Волгоградского областного суда от 24.04.2014 по делу N 33-4383/2014 и иные судебные акты).

            В Омской области приказом ГУ службы занятости населения Омской области от 27.08.2015 г. № 37-п утвержден Порядок представления работодателями информации о свободных рабочих местах и вакантных должностях. В пункте 2 этого документа прямо указано, что под информацией о вакансиях понимается информация обо всех имеющихся у работодателя рабочих местах и вакантных должностях либо об их отсутствии. Административная ответственность за непредоставление информации применяется по ст. 19.7 КоАП РФ – штраф гражданину до 300 руб., должностному лицу – до 500 руб., юрлицу – до 5000 руб. Хотя в этой статье КоАП РФ указано, что она карает за непредставление сведений в сфере государственного или муниципального финансового контроля, но так уж сложилась судебная практика.

            Правда, есть один нюанс, который хорошо бы учесть бдительным госорганам. В приказе об утверждении порядка представления работодателями информации о свободных рабочих местах и вакантных должностях (от 27.08.2015 г. № 37-п) службе занятости Омской области предписано обеспечить еще и своевременное информирование работодателей. Служба занятости сделала это путем размещения информации на собственном сайте (интерактивный портал ГУ государственной службы занятости населения Омской области). Увы, на этот портал многие не заходят и не знают, соответственно, о наличии у них обязанности представлять сведения об отсутствии вакансий. Понятно, что незнание закона не избавляет от ответственности, однако при таких способах оповещения не знать закон немудрено. Поэтому стоит все-таки учесть общегосударственную тенденцию и при первом выявлении нарушения ограничиваться предупреждением работодателя, потому что благоприятный деловой климат создается именно таким образом – осмысленным и дружелюбным правоприменением. С осознанием того, что неинформирование об отсутствии рабочих мест вредит в первую очередь именно целям статистики, а не правам безработных.

 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.