Все рубрики
В Омске пятница, 29 Марта
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 92,2628    € 99,7057

Патовая ситуация в Омске: город не спешит межевать землю, область не идет на компромисс в вопросах строительства линейных объектов

3 августа 2016 11:28
0
2542

Страдают в итоге ресурсоснабжающие организации, которым в этих условиях сложно инвестировать в строительство сетей

21 июля губернатор Омской области Виктор НАЗАРОВ провел заседание межотраслевого совета потребителей по вопросам деятельности субъектов естественных монополий. Речь шла об исполнении ресурсоснабжающими предприятиями региона инвестиционных программ за 2015 год. Руководители предприятий рассказали в том числе и о проблемах, с которыми они сталкиваются в ходе освоения инвестиционных средств.

Омскэнерго должно определиться, покупает ли кабель, до 8 августа

Замгендиректора – директор филиала ПАО «МРСК Сибири» — «Омскэнерго» Сергей МОДЕНОВ напомнил, что инвестпрограмма по филиалу на 2015 год была утверждена региональной РЭК в сентябре 2014 года, а в феврале 2015 года полномочия по утверждению и корректировке инвестпрограмм сетевых предприятий, входящих в группу компаний по управлению Единой национальной электрической сетью, были переданы в Минэнерго РФ. Министерство, проведя анализ финансово-экономического состояния Омскэнерго, скорректировало объем инвестпрограммы, сократив ее с 779 млн рублей до 229 млн рублей.

Как пояснил МОДЕНОВ, такое решение Минэнерго обосновало тем, что тарифы по предприятию были сформулированы некорректно: так, плановая мощность потребления была предусмотрена на уровне 864 мегаватт, что на 16% выше, чем в среднем за последние три года, а цена на покупку электроэнергии в целях компенсации потерь складывалась значительно выше, чем было предусмотрено тарифом.

Но по факту, по словам МОДЕНОВА, инвестпрограмму предприятие все же выполнило не на 229 млн рублей, а на 309 млн рублей, то есть исполнение составило 135%. Кроме того, на 149 млн рублей было построено сетей для льготной категории потребителей, также за счет платы за подключение и прочих источников выполнены мероприятия на 46 млн рублей. В итоге в целом за 2015 год инвестиционные расходы филиала составили 504 млн рублей.

Филиалом за год построено 247,5 км линий электропередачи при плане 83,3 км и введено 41,6 мегавольт-ампер трансформаторной мощности при плане 9,3 мегавольт-ампер. Проведен второй этап реконструкции подстанции Северо-Западная (окончены работы будут в 2016 году), завершен второй этап реконструкции подстанции «Барановская», работы на которой сегодня уже закончены, продолжилось строительство объектов электроснабжения для Красногорского гидроузла. Кроме того, работы велись в 17 муниципальных районах на 25 площадках, шла модернизация систем учета электроэнергии, в рамках которой смонтировано 5329 точек учета. Наконец, за счет средств заявителей велось строительство сетей для электроснабжения ЖК «Прибрежный», ЖК «Серебряный берег», а также жилого дома по улице 9-я Северная.

При этом, как выяснил у МОДЕНОВА губернатор, окончательного решения по инвестпрограмме предприятия на следующий период пока нет – документ в процессе корректировки. Вопрос, как выяснилось, в том, что по сей день не понятно, закладывать ли предприятию в программу расходы на приобретение у АО «Омскэлектро» кабельной линии, проходящей под руслом Иртыша.

— Буквально вчера в МРСК Сибири направлено письмо за подписью замминистра энергетики РФ КРАВЧЕНКО с предложением до 8 августа принять консолидированное решение по выкупу кабельной линии между подстанциями «Фрунзенская» и «Прибрежная», — сообщил МОДЕНОВ и попросил главу региона дать соответствующие поручения подчиненным. «Надо решать, или мы идем по пути выкупа, или нам нужны замещающие мероприятия в инвестпрограмме, они у нас есть, но нам, безусловно, надо их успеть провести», — пояснил МОДЕНОВ. Виктор НАЗАРОВ с докладчиком согласился, заявив, что поручение минстрою дано, с мэром переговоры прошли, но какое решение будет принято к 8 августа, так и осталось непонятным.

Главный финансист Омска Инна ПАРЫГИНА, представлявшая интересы города, поинтересовалась, почему Омскэнерго предпочитает тратить деньги на приобретение электрооборудования и спецтехники в ущерб мероприятиям по реконструкции линий электропередачи.«В отчете вы пишете, что не выполнили реконструкцию по причине дефицита бюджета, из-за неплатежей потребителей, так почему при этом перерасходовали средства на оборудование и технику?» — высказала недоумение ПАРЫГИНА. По ее словам, на реконструкцию подстанций «Омская» и «Кировская» предприятие заложило в программе 580 тысяч рублей, но так и не выполнило эти работы.

МОДЕНОВ, впрочем, дал безапелляционный ответ:

— 229 млн рублей, которые Минэнерго оставило в нашей инвестпрограмме — это амортизация, средства, которые направляются на обновление основных фондов. Новое строительство и реконструкция – это как раз те объекты, на которые Минэнерго средства и не рассматривало. И мы как раз самостоятельно изыскивали средства, чтобы еще все-таки и проводить реконструкцию.

Омскэлектро не может ввести в эксплуатацию построенные объекты

Гендиректор АО «Омскэлектро» Манвел МАЖОНЦ сообщил, что приказом РЭК Омской области утверждена инвестпрограмма предприятия на 2015-2019 годы общим объемом 715 млн рублей, из них 138 млн рублей предполагалось к освоению в 2015 году. Из этой суммы на мероприятия по техническому перевооружению и реконструкции приходилось почти 34 млн рублей, а по факту было освоено 35,6 млн, то есть степень освоения составила 104,7%. По направлению «Новое строительство» планировалось освоить почти 104 млн рублей, но освоено в итоге немногим более 91 млн рублей. Недоосвоение, впрочем, по словам МАЖОНЦА, связано не с чем иным как с экономией средств по итогам конкурсных процедур – более 10 млн рублей.

В итоге за год выполнены следующие работы: реконструкция воздушных линий 0,4 кВ протяженностью 5,3 км стоимостью 3 млн рублей, смонтирован 31 вакуумный выключатель взамен устаревших вакуумных выключателей на сумму 8,6 млн рублей, заменены 59 силовых трансформаторов и реконструированы трансформаторные подстанции и распределительные пункты на сумму 24 млн рублей, установлены пункты учета электроэнергии и приборы учета на границах ответственности в точках перетока со смежными сетевыми организациями на сумму 4,8 млн рублей. Кроме того, построена блочная подстанция за 6 млн рублей, сети в районе 3-го переулка Островского на 41,8 млн рублей, сети в районе улицы Молодова на 27,3 млн рублей и так далее. Наконец, на 2,5 млн рублей проведены проектные работы.

— Проблемы следующие: есть объекты, которые нами за истекший период построены, деньги освоены, но их не удалось ввести в эксплуатацию, потому что очень сложная ситуация с оформлением земли и получением разрешений на строительство, — сообщил МАЖОНЦ, — Это сети по улице Молодова (до сих пор нет разрешения), а также нет разрешения на построенные сети в микрорайоне Рябиновка. Я думаю, что это проблема не только Омскэлектро, но и всех сетевых организаций.

По его словам, разрешения на строительство объектов предприятие не может получить, потому как не может предоставить проекты планировок и проекты межевания земельных участков.

— Вы же сами можете отмежеваться, не обязательно ждать бюджетных средств, — прокомментировал зампред правительства Станислав ГРЕБЕНЩИКОВ.

— Это большие деньги – от 100 млн рублей, если говорить о межевании в районе улицы Молодова только, мы их не потянем, и РЭК у нас эти деньги не примет, — пояснил гендректор Омскэлектро. -Это патовая ситуация. Мы ждем, когда город проведет межевание этого района.

— Мы недавно собирались по этому поводу, — откликнулась Инна ПАРЫГИНА, — Отсутствие проектов планировки и проектов межевания не является препятствием для получения разрешения на строительство, если пойти по примеру многих других субъектов РФ. Так сделано в Ленинградской области, в Московской области и во многих других: приказом минстроя устанавливается, что строительство линейных объектов не является строительством объектов капитального строительства, а значит и не требует разрешения. Это значительно облегчило бы ситуацию и сократило бы и срок получения разрешения, и срок самого строительства.

Со стороны минстроя ей возразили: такой приказ будет противоречить требованиям федерального законодательства, да и Росреестр категорически отказывается регистрировать объекты, которые построены без разрешений.

— Мы проработали с Росреестром, Росреестр как раз будет регистрировать, — уверяла ПАРЫГИНА.

— Вы опять нам про белого бычка, — раздраженно ответил ГРЕБЕНЩИКОВ. — Не проще заниматься проектами планировки и межевания? И все нормально будет.

— Мы занимаемся, — ответила главный финансист Омска, — хотя, как известно, суммы, требуемые на приведение в порядок градостроительной документации, в бюджете в полном объеме не предусмотрены и заложить их возможным не представляется.

На потенциальный ресурс в сфере энергетики указал член совета, председатель Омского союза потребителей «Щит» Евгений РАБИНОВИЧ, напомнивший, что многие производственные предприятия по-прежнему резервируют за собой серьезные энергомощности, тогда как расходуют гораздо меньше. «Эта проблема есть как у Омскэлектро, так и у Омскэнерго, — согласился МАЖОНЦ. — Но инструментов очень мало. Пожалуй, есть только возможность как-то заставить платить серьезные деньги за эти выделенные, но неиспользуемые мощности. Пока вопрос этот не решается».

Член совета, гендиректор НПО «Мир» Александр БЕЛЯЕВ, подводя итоги обсуждения, заявил, что пока в Омской области не будет собственной энергосбытовой организации, объемы инвестпрограмм энергетиков существенно нарастить не удастся.

— Как бывший энергетик, я анализирую ситуацию в Омскэлектро и в Омскэнерго и вижу, что и суммы небольшие, и финансов, как правило, нет. Наше предприятие работает по электронергетике в Казахстане, Киргизстане, Татарстане, они небогатые, но у них инвестпрограммы в разы больше, потому что у них свой энергосбыт. Пока этот вопрос – о возврате энергосбытового направления в Омск – не будет решен, финансовые и инвестиционные проблемы тоже не решить, — считает БЕЛЯЕВ.

Еще одна проблема, как подчеркнули члены совета, в том, что в регионе нет схемы развития электроэнергетики. В итоге застройщики и сетевые предприятия не могут синхронизировать свои действия. «Весь вопрос в том, что у нас в Генплане города не очень корректно сформулированы объекты, отсюда вся пляска идет. Есть участки земли, конкретики по ним нет, что мы будем там ставить — энергозатратное производство или харчевню. И город, конечно, должен, как и любое муниципальное поселение, иметь план развития всех видов ресурсов», — опять кивнул на городские власти ГРЕБЕНЩИКОВ. Тем не менее члены совета решили по итогам заседания рекомендовать минстрою схему и программу развития электроэнергетики утвердить. Соответствующее поручение глава региона дал главе минстроя Александру БИРЮКОВУ. Срок — до 1 ноября текущего года.

«Электротехническому комплексу» не засчитали проектные работы

И. о. директора ОАО «Электротехнический комплекс» Анна ДОЛГУШИНА рассказала о реализации инвестпрограммы предприятия на общую сумму немногим более 18 млн рублей. Из этой суммы 13,2 млн рублей предполагалось потратить на создание систем противоаварийной и режимной автоматики на трех подстанциях, и почти 4,9 млн рублей было запланировано на создание систем телемеханики и связи. В итоге ОАО «ЭТК» освоило программу только на сумму 15,9 млн рублей, а РЭК приняла расходы и вовсе только на 15,5 млн рублей, отказавшись зачесть средства, потраченные на проектные работы по телемеханизации, выполненные в более раннем периоде. Неисполнение программы на сумму 2,5 млн рублей, как пояснила ДОЛГУШИНА, связано с тем, что данных средств не хватило на приобретение оборудования для реконструкции подстанции ВОС в полном объеме, и деньги будут направлены на эти цели в следующем периоде.

У ОАО «Омск-пригород» зреют проблемы с обновлением подвижного состава

Генеральный директор ОАО «Омск-пригород» Галина МАРТЫНОВСКАЯ рассказала, что инвестпрограмма предприятия в 2015 году предусматривала капитальные вложения в размере почти 30 млн рублей, в том числе на реконструкцию административного здания 19,1 млн рублей, на установку подъемника лифтового типа на крытом пешеходном переходе пригородного железнодорожного вокзала – 7,8 млн рублей, на приобретение терминала по продаже билетов – 290 тысяч рублей, на приобретение рентгенотелевизионного интроскопа – 2,3 млн рублей, на строительство павильона для размещения этого интроскопа – 214 тысяч и на арочные металлодетекторы – 224 тысячи рублей.

Фактическое освоение программы составило 27 млн 129 тысяч рублей, или 90% от плана, но при этом основная доля средств – 26,4 млн рублей – пошла именно на реконструкцию здания. На подъемник вместо запланированных 7,8 млн в 2015 году было потрачено только около 750 тысяч, по факту же он был установлен только в 2016 году из-за затянувшихся конкурсных процедур. Что касается средств досмотра, их пока не приобретали из-за затянувшейся реконструкции крытого пешеходного перехода. Помимо того, изменились требования федерального законодательства о транспортной безопасности, и планы по установке данного оборудования, по словам МАРТЫНОВСКОЙ, вероятно, придется корректировать.

Основная проблема, по ее словам, заключается в том, что тарифы предприятия вообще не предусматривают инвестиционной составляющей:

— Расчет экономически обоснованных затрат на услуги в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении производится в соответствии с федеральной методикой, которая не включает инвестиционную составляющую. Поэтому все инвестиции ОАО «Омск-пригород» осуществляет за счет собственных средств – амортизационных отчислений, — пояснила МАРТЫНОВСКАЯ. — В обозримом будущем это приведет к проблеме с обновлением подвижного состава.

По ее словам, в 2018 году предприятию придется списать 4 электропоезда, из них три собственных и один арендованный у «Моторвагонного депо Омск». В связи с этим возникнет дефицит как минимум в две единицы.

Между тем, как добавила МАРТЫНОВСКАЯ, федеральная концепция развития пригородных пассажирских перевозок предусматривает закрепление инвестсоставляющей в тарифе. Остается только добиться внесения соответствующих изменений в методику расчета тарифа.

Добавим, что по итогам заседания губернатор Омской области поручил региональному минпрому и РЭК Омской области помочь ОАО «Омск-пригород» разработать предложения по изменению этой методики. Срок дан до 1 ноября текущего года, и как только документ будет готов, его направят в ФСТ России.

Земля под аварийными коллекторами ОмскВодоканала не оформлена

Поддержать Манвела МАЖОНЦА и Инну ПАРЫГИНУ и убедить областное правительство в необходимости смягчить требования к процедурам строительства линейных объектов попытался гендиректор ОАО «ОмскВодоканал» Сергей ШЕЛЕСТ.

Но сначала он рассказал об итогах исполнения инвестпрограммы за 2015 год. Программа, напомним, в июле 2015 года была пересмотрена в сторону увеличения на 425 млн рублей за счет собственных средств предприятия. За год ОАО реконструировало ряд объектов, в том числе магистральные коллекторы, канализационные и водопроводные насосные станции. Сейчас, как сообщил Сергей ШЕЛЕСТ, разработана инвестпрограмма предприятия на 2016-2019 годы, объем ее составит более 2,1 млрд рублей, в том числе по объектам водоснабжения 892 млн рублей, по объектам водоотведения – 1 млрд 228 млн рублей.

— По итогам выполнения программы за первое полугодие 2016 года можно сделать вывод о том, что состояние коммунальной инфраструктуры города требует дополнительных капиталовложений. В настоящее время мы проводим работу по определению наиболее критичных объектов, расчеты сметной стоимости, осуществляем поиск дополнительных источников финансирования, в том числе и внетарифных. Результаты представим в администрацию в виде предложений по корректировке инвестпрограммы, — рассказал Сергей Николаевич.

В заключение гендиректор ОмскВодоканала попросил членов совета вернуться к вопросу о том, чтобы все же позаимствовать в других регионах практику по упрощению процедур строительства линейных объектов. «Может быть, рабочую группу создать, если Виктор Иванович сочтет возможным, — предложил ШЕЛЕСТ. — Во всех регионах присутствия ГК «РОСВОДОКАНАЛ» в том или ином объеме такие изменения приняты, например в Оренбурге. Упрощение процедур строительства позволит сократить сроки выполнения работ, что резко снизит риски застройщиков и ресурсоснабжающих организаций и улучшит инвестклимат в регионе».

Виктор НАЗАРОВ в итоге промолчал, а Станислав ГРЕБЕНЩИКОВ вновь высказался резко против:

— Представьте себе, одни положили кабель без согласования, другие тут же водопровод закопали, поперек канализацию, а там еще и газовики пришли, и все это в хаотичном состоянии. Что будет-то в итоге? Не в разрешениях дело, а земля долго оформляется, вот в чем главный вопрос.

Между тем, по словам Сергея ШЕЛЕСТА, и при проведении реконструкции объектов необходимы все те же документы, что и при новом строительстве. «Все наши аварийные коллекторы большого диаметра идут по территории где-то детсадов, где-то школ, где-то дачных участков. На них есть свидетельства, но совершенно не оформлена земля. Если никакое решение не примем, перспективы по реконструкции вообще не будет», — предупредил он.

В результате глава региона все же согласился с тем, что вопросом надо заняться, и пообещал разобраться, что можно сделать, чтобы «сдвинуть вопрос с места». В перечень поручений по итогам совета, впрочем, в этой части рекомендации даны лишь администрации города Омска. Мэру города Омска Вячеславу ДВОРАКОВСКОМУ губернатор настоятельно рекомендует обеспечить разработку и утверждение градостроительной документации, а также разработку программы по выявлению бесхозяйных объектов и принятию их в муниципальную собственность. 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.