Леонид КОСЫХ: «По большому счету, мы конкурируем со всеми производителями, в том числе с мировыми брендами – Coca-Cola и Pepsi-Cola»

Дата публикации: 07 декабря 2016

В продолжение совместного проекта «Коммерческих вестей» и регионального Министерства промышленности, транспорта и инновационных технологий – предприятие, более сорока лет выпускающее продукцию под знаменитым брендом, созвучным с городом.

О том, как удалось сохранить любимую омичами минералку, о легендарной сверхглубокой скважине, об ассортиментном портфеле, о новых направлениях бизнеса, стабильном коллективе и социальной ответственности обозреватель «КВ» Николай ГОРНОВ побеседовал с директором завода Леонидом КОСЫХ.

– Леонид Геннадьевич, завод был построен позже, чем пробурена скважина с минеральной водой?

– Завод работает с 1973 года. Скважину разведочную геологи пробурили в 1963 году. Тогда в Омской области искали нефть, в том числе в самом Омске. Разведочных скважин вдоль Иртыша пробурили много. Наша – 1506 метров. В районе Омска они все были примерно этой глубины – от 1200 до 1600 метров, а чем дальше на север, тем глубже. Нефть не нашли нигде, зато везде нашли минеральную воду. Естественно, разную по составу, по содержанию солей и микроэлементов. Вода нашего месторождения хлоридно-натриевая, она оказалась по составу очень похожей на воду «Ессентуки № 17».

– В Госплане решили, что если есть на месте, то зачем везти в Сибирь воду из Ессентуков?

– Вполне возможно, что руководствовались такой логикой. И когда провели исследования, то по результатам приняли решение построить завод. В непосредственной близости от скважины.

– Какая проектная мощность была у завода изначально? И работал ли он на полную мощность?

– Изначальная проектная мощность – 23 млн стеклянных пол-литровых бутылок в год. На проектную мощность предприятие вышло далеко не сразу, это произошло, насколько я помню, в 1987 году. Оборудование в тот период было уже старым.

– В каком году вы перешли на выпуск продукции в ПЭТ-таре?

– В 1996 году. Оборудование у нас было не самое новое, мы тогда сделали апгрейд «стеклянной» линии.

– Не хватало денег?

– Завод в советское время был планово-убыточным. С нас прибыль никто не спрашивал. Мы за выпуск каждой бутылки минеральной воды получали дотацию от государства. А в 90-х все кардинально изменилось. Надо было учиться жить самостоятельно, получать прибыль. За это непростое время, кстати, коллектив сплотился, многие проработали на предприятии более 30-35 лет.

– Сколько человек на заводе работают?

– По штатному расписанию примерно 100 человек. На летний период принимаем людей дополнительно, так как очень высокая сезонность в работе и по выпуску готовой продукции доходит до 60–70%.

– Как у вас с зарплатой? В городе, по данным статистики, средняя уже превысила 28 тысяч рублей.

– В среднюю по городу мы укладываемся. У нас даже повыше на 15%. Но самое главное – регулярно два раза в месяц и без задержек.

– Завод – это скважина, цех розлива и склад?

– Не совсем так. У нас два цеха розлива, в которых установлены четыре линии. Плюс купажное отделение для сладкой воды, отделение водоподготовки, компрессорный цех, углекислотный участок, аттестованная лаборатория и холодильный цех, минеральная вода поступает из скважины теплой, температура у нее 37 градусов, а воду нужно охлаждать перед газированием, иначе она не примет углекислоту.

– Мне казалось, что раньше вы еще производили заготовки для ПЭТ-тары?

– Нет, преформы и углекислоту мы покупали и сейчас покупаем у компании «Мегапласт-Иртыш». Это наш партнер, надежный поставщик, у него крупное производство и большой ассортимент продукции, которую он продает по всей России, а также в странах ближнего зарубежья.

– Растут у вас объемы производства?

– Объемы производства колеблются год от года. В сравнении с прошлым годом, например, мы по объему приросли на 10%. Выручило жаркое лето. Особенно август и сентябрь были аномально хорошими. Выручка в последние годы растет, хотя и провалы тоже бывают.

– Можете озвучить выручку за последние три года?

– В 2016 году ожидаем порядка 193 млн рублей. В 2015 году было 183 млн рублей. В 2014 году – 162 млн рублей.

– С какого момента завод минеральной воды перестал быть убыточным?

– Сразу, как только мы перестали быть государственным предприятием.

– За счет чего появилась прибыль? Потому что цена на минеральную воду стала рыночной?

– Наверное, поэтому, да. Хотя «Омская-1» и была, и остается на сегодняшний день недорогой продукцией в своей рыночной нише. Очень высокая конкуренция не дает нам повышать цену.

– Раньше вы поставляли продукцию на всю Сибирь?

– От Урала до Красноярска. За пределами Омской области мы продавали более 60% от всего объема производства. Много поставляли на Алтай, в Кемеровскую, Новосибирскую области. За год обрабатывали нашим небольшим коллективом более 400 вагонов. Сегодня поставляем продукцию в Тюмень, ХМАО, ЯНАО, Томск, Северный Казахстан, часть Новосибирской области, которая ближе к Омску, иногда на Алтай.

– Скважина у предприятия в собственности?

– Да, мы ее выкупили. Она была на балансе ПО «Полет», а когда часть имущества этого предприятия реализовывали за долги, мы поучаствовали в аукционе. Скважина была тогда не очень в хорошем состоянии, на ее содержание у завода элементарно не хватало средств.

– Скважина – она есть и все или требуются регулярные финансовые вложения?

– Вложения требуются, конечно. Скважину нужно поддерживать в хорошем техническом и санитарном состоянии, надзорный орган регулярно нас проверяет на этот счет. У нас есть даже свой аттестованный специалист гидрогеолог.

– А сколько воды ежесуточно поступает из скважины? Не иссякнет ваш источник?

– Дебит суточный – порядка 300 кубов. Что касается запасов, то мы проводили исследования, конечно. Пока защитили запасы до 2025 года, а ближе к этому сроку закажем новые исследования.

– За 43 года «Омская-1» не менялась по минерализации и составу?

– Чем хороша наша минеральная вода, что она хорошо защищена от поверхностных вод за счет большой глубины, поэтому поступает все эти годы из скважины стабильного качества и постоянного химического состава. Контроль у нас строгий. Ежедневный мониторинг ведет наша аттестованная лаборатория, и еще мы ежегодно делаем полный химический анализ воды в Российском научном центре восстановительной медицины и курортологии.

– Когда конкуренция на рынке стала высокой?

– Сразу стала высокой, как только экономика в стране перешла, как принято было говорить, на рыночные рельсы. И сразу чуть ли не в каждом городе и поселке стали разливать минеральную воду и газированные напитки. Только ленивый ничего не разливал.

– Потому что технология понятная?

– И стоимость оборудования не такая высокая, как в других отраслях, и выбор его в то время появился. Это ведь не автомобильный завод и даже не мясокомбинат. А сегодня конкуренция еще выше. Рынок меняется. Во-первых, под влиянием крупного ритейла. Если раньше полки в омских магазинах заполняли сибирские производители, то сети везут продукцию отовсюду. Во-вторых, построено много очень крупных заводов с высокоскоростными линиями розлива, с большой производительностью. Соответственно, у них более низкая себестоимость продукции по сравнению с нашей. Но и мы не стоим на месте, естественно, предпринимаем определенные шаги. Мы обновляли производство, расширяли ассортимент. Стали выпускать сладкие газированные напитки, холодные чаи, квасные напитки, освоили производство бутилированной питьевой воды в различной таре. Постоянно следим, что нового в мире происходит, участвуем в конкурсах, в выставках получаем заслуженные награды. Не для того чтобы поместить на этикетку еще одну медаль или значок, а для собственной уверенности, что мы в тренде, как говорится, чтобы лишний раз подтвердить высокое качество выпускаемой продукции.

– А что нового происходит на рынке?

– Дизайн, упаковка меняется, новые вкусы появляются, функциональные напитки стали пользоваться спросом. Правда, когда начинаешь выяснять, сколько реально продается той или иной новой продукции, то оказывается, что покупатель консервативен. 80% объемов – это хорошо всем знакомые и любимые лимонады, дюшесы, тархуны и так далее. А все остальное – доли процентов. На уровне погрешности. Но за рынком все равно надо следить.

– Освоение новой продукции – это ведь дорогостоящее мероприятие...

– Дорогостоящее. И далеко не всегда оправданное. Бывает, что запустили, подсчитали, прослезились. Доработали, а продажи все равно не идут. Тогда приходится закрывать проект.

– У Омска есть какие-то особенности? Чем-то предпочтения омичей отличаются от предпочтений жителей Новосибирска, Тюмени, Екатеринбурга, Челябинска, Москвы?

– Глобализация, скажем так, стирает границы между локальными рынками. Единственная, на мой взгляд, отличительная особенность омского рынка – низкая покупательная способность населения. По доходам мы отстаем от всех городов, которые вы перечислили. И за последние два года покупательная способность снизилась еще. Люди опять переходят на более дешевые продукты питания.

– Давно хотел спросить про вашу слабоминерализованную воду «Аляска», у которой минерализация до 2 граммов на литр. Есть успехи по продвижению этого бренда?

– «Аляска» в последние три года показывает очень хороший результат по объемам продаж. Это наш самый динамично развивающийся бренд. Продажи «Аляски» ежегодно растут на 50-60%.

– Другой же скважины у вас нет, откуда идет слабоминерализованная вода?

– Есть. Для производства «Аляски» мы берем воду из той же скважины, откуда «Омская-1», а потом снижаем минерализацию, разбавляя ее подготовленной артезианской водой из другой скважины в пропорции 1/3.

– А «Вундервелле» – это дополнительно очищенная иртышская вода?

– Да, это очищенная вода из мунициального источника, мы ничего не скрываем. Много споров было на тему использования питьевой воды из поверхностных источников, мое мнение – иртышская вода уникальна и по химическому составу, и по вкусу. Всем нравится, кто приезжает в Омск из других регионов.

– Больше всего спорят о системах очистки...

– Мы не используем фильтры с процессом обратного осмоса. Если иртышская вода изначально хорошего качества, то обратный осмос и не нужен. У нас очень хорошая семиступенчатая система очистки, которая позволяет сохранять всю естественную минерализацию природной воды.

– Кого вы считаете своими основными конкурентами?

– По большому счету, мы конкурируем со всеми производителями, в том числе с мировыми брендами – Coca-Cola, Pepsi-Cola, но прямые наши конкуренты – местные производители. Естественно, конкурируем с производителем минеральной воды «Карачинская».

– Сколько видов продукции в вашем ассортиментном портфеле?

– Более 20 наименований. Это только ассортимент по вкусам. Плюс к этому разные виды упаковки.

– Какой продукции вы выпускаете больше – минеральной, питьевой или сладкой воды?

– Объемы у нас примерно паритетные – по одной трети.

– Все локальные производители продуктов питания жалуются, что невозможно попасть в сети. «Омская-1» есть во всех гипермаркетах и супермаркетах...

– Во всех. Мы со всеми сетями договариваемся, хотя условия, конечно, у них очень жесткие. И по ритмичности поставок, и по срокам, и по расчетам, и по качеству упаковки. Да, бывает, что спорим. Но все равно в итоге находим компромисс. Зато если уж договорился с крупными участниками рынка – присутствуешь практически везде.

– Если вернуться к оборудованию. Вы с какой периодичностью инвестируете деньги в обновление основных средств? Раз в три года или реже?

– Не думаю, что кто-то обновляет оборудование раз в три года. Линии розлива десятилетиями работают. Сегодня можно приобрести, например, европейские линии розлива 80-х годов, бывшие в употреблении, которые прошли обновление и капитальный ремонт. У нас одной линии и трех лет еще нет. Остальные постарше, но они тоже в хорошем техническом состоянии. А ежегодно мы направляем деньги на приобретение автотранспорта, техники для склада. Используем, конечно, и лизинговые схемы.

– На сколько лет вперед заглядываете в своих планах?

– Минимум на 3 года.

– Чего хотите в долгосрочной перспективе? О чем думаете?

– Желаний много. Хотелось бы раздвинуть, конечно, границы продаж своей продукции. У наших брендов «Аляска» и «Вундервелле», я считаю, есть потенциал и очень хорошие перспективы. Да и у сладкой воды тоже. Будем работать и над ассортиментом. Так или иначе, но со временем экономика страны улучшится, благосостояние людей опять начнет расти, люди захотят, вполне возможно, покупать премиальную продукцию.

– В стеклянную бутылку не планируете разливать?

– Если будет экономическая целесообразность, то почему бы и нет. Все будет зависеть от того, куда двинется рынок. Но я не исключаю, что мы вернемся к стеклу.

– У завода обширная социальная программа, участвуете в городских программах, много оказываете спонсорской помощи. Зачем вам это нужно?

– Потому что это среда, в которой мы живем. Ну а как? В жизни не так много радостей. Вот мы и хотим, чтобы хотя бы вокруг нас было красиво. Летом вокруг нашего завода все клумбы в цветах. Наше предприятие ежегодно принимает участие в конкурсах по благоустройству «Флора». Но без благотворительности нельзя, уже многие годы мы помогаем Всероссийскому обществу инвалидов, Омскому областному специализированному центру параолимпийской подготовки, Общественной организации ветеранов войны, труда, вооруженных сил, поддерживаем региональный спорт – соревнования Центра подготовки олимпийского резерва по художественной гимнастике, игры флорбольной команды САМСОНОВА, мероприятия Омского областного общественного фонда поддержки детского и массового спорта.

– Спасибо вам, Леонид Геннадьевич, что нашли время пообщаться с «КВ». Желаем успехов вашему предприятию.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2016/dekabr/47/87847