Омская мэрия готова слегка уступить в споре с перевозчиками

Дата публикации: 14 декабря 2016

Как выяснилось в суде, один из 27 маршрутов, из-за которых возникли споры, департамент транспорта уже передумал отменять. 

9 декабря продолжилось рассмотрение административных исков, поданных индивидуальными предпринимателями Владимиром ЗАНИНЫМ, Сергеем СИТНИКОВЫМ, Михаилом ФЕДОРОВЫМ, Еленой РОТАР и ООО «Город» к городскому департаменту транспорта и администрации города Омска. Предприниматели хотят частичной отмены разработанного департаментом транспорта документа планирования регулярных перевозок, которым предусмотрена с 1 января отмена маршрутов, на которых они работают. Предприниматели считают, что действия организатора перевозок в лице департамента транспорта незаконны, поскольку под предлогом ликвидации дублирования маршрутов городская власть собирается убрать автобусы малого класса, которые создают конкуренцию автобусам муниципальных предприятий.

Пассажирам будет плохо

Как уже сообщали «КВ», в ходе оптимизации маршрутной сети городские власти планируют закрыть 27 маршрутов, на которых работают порядка 500 единиц транспорта частных перевозчиков. Сокращение – это первый этап реформирования сложившейся неэффективной системы пассажирских перевозок в Омске, который должен завершиться до конца 2016 года. Второй этап (2017-2018 годы) – формирование оптимальной для города принципиально новой маршрутной сети, до разработки которой предстоит специальное обследование пассажиропотока. На третьем этапе (в 2019 году), как предусмотрено документом планирования, будут проводиться конкурсы по определению перевозчиков для работы на маршрутах новой маршрутной сети.  

По мнению предпринимателей, администрация города должна отменить пункт в приложении №1 к документу планирования, в котором перечислены ликвидируемые с января маршруты, поскольку у всех перевозчиков, обратившихся в суд с исками, на момент вступления в силу Федерального закона № 220-ФЗ были заключены договоры перевозок с департаментом транспорта города Омска, и разрывать эти договоры повода нет. Законодатель, по мнению истцов, не допускает возможность отмены или изменения маршрута в соответствии с документом планирования регулярных перевозок без добровольного согласия перевозчиков, а они отказываться не собираются.

Организатор перевозок, по мнению предпринимателей, противоречит не только федеральному законодательству, но и сам себе, поскольку документ планирования предусматривает сокращение дублирующих муниципальных маршрутов и исключение экономически неэффективных и невостребованных, но маршруты, на которых работают истцы, по их мнению, не являются неэффективными и невостребованными. Как раз наоборот – они приносят доход, и пассажиры охотно ими пользуются. И чтобы доказать нужность исключаемых маршрутов, ИП СИТНИКОВ настаивает на проведении судебной экспертизы силами специалистов Сибирской автомобильно-дорожной академии.   

Перевозчики нажимали в суде и на свою социальную роль. Как они считают, частичное совпадения схем движения автобусов по спорным маршрутам с другими маршрутами является не дублированием, а лишь частичным пересечением маршрутов и пассажиропотоков. И такое пересечение – это есть благо, поскольку перевозчики частные и муниципальные страхуют друг друга, и пассажиры не страдают от нехватки автобусов. А вот если спорные маршруты отменить, то пассажиры точно пострадают от снижения комфортности перемещения по городу, а водители сокращенных автобусов потеряют рабочие места.

Своего слова хозяин

Мэрия и департамент транспорта сначала придерживалась мнения, что спорить тут не о чем, все отменяемые маршруты дублирующие, к тому же все недовольные перевозчики уже не работают на спорных маршрутах, договоры с ними расторгнуты в одностороннем порядке, и решениями арбитражного суда (еще не вступившими в законную силу) у них изъяты выданные в апреле карты маршрутов.

– И выводы экспертов в данном случае не могут быть достоверными, обоснованными и объективными, поскольку сами перевозчики, когда говорят об обследовании пассажиропотока, не понимают, что это такое. Нормативного толкования этого термина нет, – заявила суду юрист департамента транспорта. – Решение об отмене маршрутов принималось, исходя из совокупности обстоятельств и многих задач, которые предстоит решить. В том числе дублирование маршрутов и избыточного количества транспортных средств на улицах города. Эксперты добавят еще одно субъективное суждение, которых и так много высказывается.

Но в ходе рассмотрения иска выяснилось, что не все так однозначно, и организатор перевозок уже скорректировал документ планирования. После принятия он менялся уже дважды – в сентябре и в ноябре. Причем постановлением администрации города, принятым в ноябре, скорректирован и список из 27 маршрутов, которые подлежат сокращению. Из списка вычеркнут маршрут № 47-н, а вместо него добавлен маршрут № 211.

– Департамент уведомил ИП ЗАНИНА, что маршрут № 47-н, на котором он работает, не будет сокращен с 1 января, но в последующем на этот маршрут будет объявлен конкурс, – рассказал суду представитель предпринимателя.– В настоящее время у нас нет оснований спорить по вопросу отмены маршрута, ИП ЗАНИН уже отсутствует в перечне сокращаемых маршрутов, но это свидетельствует о непоследовательности действий департамента транспорта. И перечень этот все-таки непродуманный, если за такой короткий промежуток времени уже понадобилась его корректировка.

Представитель ИП ФЕДОРОВА в свою очередь напомнил о публичных высказываниях руководителя департамента транспорта, в которых он заявил о необходимости дополнительного изучения вопроса о судьбе маршрута № 322. Глава дептранса не исключил, что этот маршрут будет оставлен.

– Может, мы тут вообще зря копья ломаем, и административный ответчик изменит свое решение, пока мы будем с ним спорить в суде, – подчеркнул юрист ИП ФЕДОРОВА.

Департамент транспорта не стал ничего отрицать, и даже наоборот – вселил легкую надежду. Мол, не зря же этот документ назван именно документом планирования, и все мероприятия, которые в нем содержатся, это не более, чем планы. А планам свойственно меняться, как и людям свойственно ошибаться.   

– Маршрут считается отмененным с того момента, когда он исключен из реестра муниципальных маршрутов, – напомнила представитель дептранса. – И пока этого факта нет, вопрос нужно ставить шире: зачем обжаловать документ, который планирует мероприятия. Решения-то по маршрутам еще нет. И мы это видим на примере маршрута № 47-н, когда он признан необходимым. Возможно, изменится решение и еще по шести маршрутам.

Рассмотрение административного иска продолжится 21 декабря. 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2016/dekabr/48/omskaya-meriya-gotova-slegka-ustupit-v-spore-s-perevozchikami