Юрий МИЛЕЩЕНКО: «Упразднение Росфиннадзора не кажется мне логичным. Думаю, жулики сейчас в ладоши хлопают»

Дата публикации: 17 февраля 2016

Указ об упразднении Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) президент подписал 2 февраля. Предполагается, что служба будет объединена с Федеральным казначейством, а функцию органов валютного контроля, выполняемую Росфиннадзором, получат Федеральная налоговая служба (ФНС) и Федеральная таможенная служба (ФТС). О причинах очередной реорганизации, о ее последствиях, а также о том, чем запомнится омичам Росфиннадзор, обозреватель «КВ» Николай ГОРНОВ поговорил с руководителем ТУ Росфиннадзора в Омской области Юрием МИЛЕЩЕНКО.

– Юрий Степанович, многие говорят, что решение о ликвидации Росфиннадзора путем передачи его функций Федеральному казначейству, ФТС и ФНС появилось как-то неожиданно...

– Для нас, честно говоря, появление этого указа тоже стало в значительной степени неожиданностью. Я бы даже сказал, что он был как гром среди ясного неба. Мы знали из СМИ, что в правительстве обсуждаются вопросы реорганизации контролирующих служб, озвучивались, насколько я помню, планы по объединению Роспотребнадзора и Россельхознадзора, функционал которых частично пересекается. Но упразднение Росфиннадзора не кажется мне логичным. Думаю, жулики сейчас в ладоши хлопают. Только за 2015 год в ходе проведения контрольных мероприятий по соблюдению бюджетного законодательства мы выявили нарушений бюджетного законодательства на сумму более 5 млрд рублей. На один рубль потраченных на нас средств мы возвращаем от 10 до 20 рублей в бюджет. По фактам выявленных нарушений в правоохранительные органы в прошлом году передано 88 материалов ревизий. По этим материалам правоохранительными органами возбуждено 6 уголовных дел, органами прокуратуры вынесено 23 представления. Это к вопросу об эффективности нашей службы.

– По поводу валютного контроля хотелось бы уточнить. Коллеги пишут, Росфиннадзор только назначает штрафы по протоколам, оформленным таможней. Мол, на протоколы ФТС приходится 95% проверок, а на материалы самого Росфиннадзора – только 4%.

– Дело в том, что за некоторое время до указа президента в некоторых СМИ появилась информация, в которой давалась не совсем объективная оценка нашей деятельности. Какие цели преследовались – я могу только догадываться. Но писали все что угодно. Во многих публикациях даже отсутствовала информация о том, что наш основной вид деятельности – осуществление полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере. Во многих публикациях был сделан упор на то, что служба занимается в основном тем, что выписывает штрафы после проверок налоговых и таможенных органов. Эта информация не соответствует действительности. Во-первых, обработка протоколов об административных правонарушениях, поступающих из таможенных и налоговых органов, требует, как правило, проведения дополнительных контрольных мероприятий. Во-вторых, если говорить конкретно о нашем управлении, то у нас работа с протоколами ФТС и ФНС занимает менее 10% от общего количества проверочных мероприятий. Основную долю проверок и вынесенных протоколов в сфере валютного законодательства составляют самостоятельные контрольные мероприятия, проводимые службой. Более того, в 2015 году территориальным управлением составлено протоколов за нарушения в сфере валютного законодательства на сумму более 30 млн рублей.

– Судя по тексту распоряжения федерального правительства, Росфиннадзор как таковой должен быть ликвидирован к 1 сентября 2016 года. Когда ваши сотрудники будут переведены в Федеральное казначейство?

Нам не все еще до конца понятно, кроме указа президента и распоряжения правительства № 153-р, мы других документов еще не имеем. Сегодня у нас больше вопросов, чем ответов. Какое количество сотрудников перейдет в Федеральное казначейство – пока не могу сказать. Сейчас этот вопрос решается. Думаю, что большая часть. Некоторые перейдут и в Федеральную налоговую службу. Мы с огромным уважением относимся к казначейству, мы прекрасно с ним взаимодействуем, но при объединении все равно будет усеченный вариант. Финансово-бюджетный надзор потеряет самостоятельность. И это удручает. Несмотря на то, что уровень оплаты труда у нас оставляет желать лучшего, мы смогли сохранить кадровый костяк управления. Люди понимали, что выполняют важную государственную задачу.

В Федеральном казначействе есть свои контрольные функции?

– У них есть предварительный контроль. А что происходит с бюджетными средствами дальше – этим вопросом и занимался Росфиннадзор. У нас в 1998 году было 106 человек. Мы тогда проверяли исполнение и областного бюджета, и городского бюджета. А сейчас расходование средств городского и областного бюджетов контролируют те же, кто ими распоряжается. Соответствующую имеем и реакцию на выявленные нарушения. В настоящее время у нас численность вдвое меньше. Когда наши специалисты вольются в структуру казначейства, я думаю, тоже будут сильные потери в численном составе, что может отрицательно сказаться на качестве контрольных функций.

– Не очень понятно, кто будет проводить проверки в тот период, когда происходит ликвидация Росфиннадзора...

– На этот вопрос указ президента дает нам такой ответ: необходимо сохранить непрерывность контрольно-надзорной деятельности. Работу мы сегодня не прекращаем. Как это будет происходить в дальнейшем – узнаем в ближайшее время, когда состоится коллегия Минфина. У нас утвержден план работы на 2016 год, но он верстался для территориального управления Росфиннадзора, поэтому он будет, естественно, пересматриваться. Кроме того, еще необходимо внести изменения в нормативную базу, которой мы руководствовались. Необходимо внести изменения во все нормативные акты, в Кодекс об административных правонарушениях, Бюджетный кодекс и так далее. На все это нужно время. В указе сказано, что пакет документов должен быть подготовлен до 1 мая 2016 года, потом этот пакет уйдет в Госдуму РФ, которая летом уходит на каникулы.

– Какие негативные моменты вам запомнились за долгие годы вашей работы в сфере бюджетно-финансового надзора? В каких направлениях было трудно работать?

– Человек имеет свойство со временем забывать негатив. Мне чаще вспоминается хорошее. Я вспоминаю с теплотой и благодарностью всех коллег, с которыми мне довелось работать в управлении, они всегда полностью отдавали себя работе. Я думаю, эти люди, сохранившие в значительных объемах средства бюджета, заслуживали большего внимания со стороны государства. Если говорить о проблемах, то самая главная – это законодательство в сфере бюджетного надзора, которое не всегда было однозначным. Я думаю, те люди, которые принимали законы, не всегда хотели, чтобы они применялись одинаково для всех, вне зависимости от персоналий. Не буду лукавить, мы далеко не сразу выстроили рабочие взаимоотношения с правоохранительными органами и силовыми структурами. И даже когда по нашим материалам возбуждались уголовные дела, то в СМИ редко когда упоминалось, что это именно мы выявили преступление. Впрочем, мы на это не обижались. Нам нужен был не пиар, а результат, чтобы недобросовестные бюджетополучатели ответили по закону за свои действия. Кстати, принятые меры по нашим материалам увеличились в разы, когда в регионе сменилась власть и ушла команда экс-губернатора.

У меня складывается такое впечатление, что желающих обогатиться за бюджетный счет становится с каждым годом только больше, несмотря на работу всех правоохранительных и надзорных органов...

– Я бы сказал, что их точно не становится меньше. К сожалению, в 90-е годы в наш регион был привнесен правовой нигилизм. Иногда даже удивляешься. Вроде бы все знают, что будет спрос, и Росфиннадзор периодически вспоминают в региональном правительстве в качестве страшилки, а все равно люди преступают черту закона.

 

Резонансные дела, появившиеся в результате проверок ТУ Росфиннадзора в Омской области

ФГУ «Омскмелиоводхоз»

В результате проверки ТУ Росфиннадзора в Омской области было установлено, что в учреждении, которым руководил депутат Законодательного собрания Омской области Анатолий СНИЦАРЬ, имели место факты заключения фиктивных договоров с подрядными организациями. Вскрылась схема, по которой бюджетные деньги выплачивались за работы, которые на самом деле не проводились. Через подконтрольную структуру деньги обналичивались и присваивались. В результате были возбуждены уголовные дела, и Анатолий СНИЦАРЬ после долгого судебного разбирательства получил реальный приговор в виде двух лет лишения свободы.

Омский государственный педагогический университет

На протяжении нескольких лет ревизоры ТУ Росфиннадзора в Омской области выявляли нарушения бюджетного законодательства в Омском педагогическом университете. После очередной проверки выяснилось, что в вузе исчезли деньги, полученные из МИД России на организацию курсов повышения квалификации для преподавателей из стран СНГ. По факту хищения УФСБ по Омской области возбудило уголовное дело. После судебного разбирательства к уголовной ответственности были привлечены проректор вуза Александр ШИРЯЕВ и начальник управления экономического развития Татьяна ФИЛИМОНОВА. Ректор ОмГПУ Константин ЧУРКИН вынужден был уйти со своего поста.

Омская картографическая фабрика

Как установила проверка ТУ Росфиннадзора в Омской области, было выявлено огромное количество финансовых нарушений, связанных со строительством нового здания фабрики по улице Куйбышева. В частности, исчезли значительные суммы, которые выделялись на приобретение оборудования и мебели. Но самое главное, что в частной собственности оказались земельные участки в центре Омска, которые выкупались за федеральные деньги подрядчиком строительства (ООО «Строительный трест № 1») с целью формирования санитарно-защитной зоны вокруг предприятия. После возбуждения уголовного дела по признакам мошенничества и вмешательства прокуратуры руководство картфабрики, к тому времени уже сменившееся, решило добиваться в суде от ООО «Строительный трест № 1» возврата исчезнувших бюджетных денег.

ФГУП «Профилактика»

В ходе проверки госпредприятия было установлено, что 13 объектов недвижимости, которые являлись федеральным имуществом (эти здания раньше занимали районные санэпидстанции), были реализованы некой фиктивной фирме в счет погашения искусственно созданной задолженности. По материалам проверки было возбуждено уголовное дело. После долгого разбирательства и громкого судебного процесса были признаны виновными экс-директор ФГУП «Профилактика» Александр ПАВЛОВИЧ и известный омский предприниматель Роман КАНУШИН. Кроме того, за превышение должностных полномочий осужден экс-руководитель ТУ Росимущества по Омской области Вячеслав ШИШКИН. В настоящее время 12 из 13 объектов возвращены в госсобственность.

ООО «Русантон»

Известный омский предприниматель Михаил ПТИЦЫН, как выяснили ревизоры, присвоил бюджетные деньги, которые выделялись Омской области в качестве субсидии на частичное возмещение затрат по капитальному строительству инженерной инфраструктуры для нового левобережного микрорайона Новая Чукреевка. Оказалось, что в региональный минстрой для получения субсидии предпринимателем представлены документы на инженерные сети не для Новой Чукреевки, а для здания торгового центра «МЕГА Омск». Причем эти сети уже были оплачены шведским заказчиком. По материалам проверки было возбуждено уголовное дело, которое потом стало еще одним эпизодом в списке уголовных дел Михаила ПТИЦЫНА.

Омский государственный университет

По результатам двух выездных проверок, которые проводились в Омском государственном университете специалистами ТУ Росфиннадзора в Омской области на предмет правомерности и эффективности использования в 2013 – 2014 годах средств федерального бюджета, выделенных университету на строительство будущего главного корпуса на улице Фрунзе, стало известно, что за невыполненные строительные работы оплачено 108 млн рублей. Эти деньги под видом оплаты за выполненную работу переводились на фирмы-однодневки, а потом обналичивались и исчезали в неизвестном направлении. Направление, в котором исчезли деньги, сегодня выясняют правоохранительные органы. Возбуждено уголовное дело. Под арестом находится бывший проректор университета по капитальному строительству Владимир ДОМРАЧЕВ. Именно его подписи стоят под фиктивными актами выполненных работ, которые были выявлены ревизорами.

Красногорский водоподъемный гидроузел на Иртыше

Выездные проверки по поводу Красногорского гидроузла проводились в КУОО «Управление заказчика по строительству транспортных объектов и гидротехнических сооружений» дважды – в 2013-м и 2015 годах. В это время КУОО «Управление заказчика по строительству транспортных объектов и гидротехнических сооружений» по очереди руководили Олег ИЛЮШИН, Валерий ЛЯШЕВ и Владимир ПЛЕХАНОВ. В целом в ходе двух проверок были установлены финансовые нарушения на общую сумму 958,6 млн рублей. Самые распространенные – оплата еще фактически не выполненных работ и завышение смет за счет неправомерного применения более высоких расценок. Самое масштабное нарушение – списание в декабре 2012 года дебиторской задолженности на сумму 482 млн рублей по расчетам с НПО «Мостовик» при отсутствии первичных документов, подтверждающих проведение работ.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2016/fevral/-6/yuriy-mileshchenko-