Объем нелегальных перевозок в Омской области оценен в 800 млн рублей ежегодно

Дата публикации: 02 марта 2016

Глава минпрома Виктор БЕЛОВ возлагает большие надежды на федеральный закон и уверяет, что стоит только легализовать рынок, как потребность в субсидиях отпадет сама по себе

Министр промышленности, транспорта и инновационных технологий Омской области Виктор БЕЛОВ на заседании Законодательного собрания 25 февраля доложил депутатам, как идет на территории региона реорганизация пассажирских перевозок.

Напомним, что новая схема организации перевозок внедряется во всех регионах страны в соответствии с ФЗ № 220 «Об организации регулярных пассажирских перевозок…». Омская область, как отметил БЕЛОВ, в числе первых в России приняла соответствующий региональный закон и необходимые нормативно-правовые акты, в том числе реестр межмуниципальных маршрутов, порядок и условия проведения открытого конкурса на право проведения перевозок и другие документы.

Подробно о маршрутах

Федеральный закон при этом определяет, что организацией перевозок на территории района должны теперь заниматься муниципальные органы власти, а организацией перевозок между районами – субъект. Разграничение полномочий между регионом и муниципалитетами, как подчеркнул министр, будет происходить поэтапно в течение года.

Первый этап – это маршруты, которые были утверждены муниципалитетами до принятия ФЗ. Таких маршрутов у нас 172. Их раньше утверждали муниципалитеты, а субсидировали мы их из областного бюджета. Сейчас финансовая ответственность возлагается на тот орган, который формирует маршруты, и муниципальные районы стали ответственней относиться и к выбору маршрута, и к выбору перевозчика, – рассказал Виктор Иванович. Так, по его словам, Крутинский и Усть-Ишимский районы приняли решение об организации муниципального предприятия по перевозке пассажиров и школьников, такой же вопрос прорабатывается сейчас в Знаменском и Азовском районах. «В Москаленском районе, чтобы оставить малозаполняемый вечерний рейс, решением муниципальных органов власти увеличена стоимость проезда, в итоге и жители остались довольны тем, что сохранился рейс, и перевозчик не несет убытки. В Полтавском районе перевозчик планирует взять в долгосрочную аренду местную автостанцию и содержать ее за свой счет. В Горьковском районе пересмотрели районную сеть, часть маршрутов объединили, привлекли областного перевозчика, который выполняет межмуниципальные перевозки», – продолжил министр.

Субсидирование упомянутых 172 маршрутов продолжится до конца года, на это в областном бюджете предусмотрено 30 млн рублей.

На втором этапе минпром планирует разграничить ответственность за пригородные маршруты – те, которые находятся в одном муниципальном районе и имеют протяженность до 50 км. Раньше ими тоже занималась область, но до конца первого полугодия муниципалитеты должны самостоятельно провести конкурсы по отбору перевозчиков на данные маршруты, причем районы могут установить условия – регулируемые тарифы или нерегулируемые, в зависимости от того, есть ли у района средства на субсидирование маршрутов или нет.

Наконец, к межмуниципальным в Омской области будут отнесены 216 маршрутов, и за них отвечает в новой схеме также минпром. С августа 2016 года все эти 216 маршрутов переводятся на нерегулируемые тарифы, потому как деньги на их субсидирование в областном бюджете есть только на первые шесть месяцев 2016 года. Напомним, что в казне на субсидии перевозчикам на первое полугодие предусмотрено 150 млн рублей.

Еще 30 млн рублей минпром просит выделить во 2-й половине года на то, чтобы продолжить субсидирование 26 садовых маршрутов и 16 маршрутов, связывающих Омск с пригородом.

Легализация

Как напомнил Виктор БЕЛОВ, с принятием 220-ФЗ федеральный законодатель впервые установил административную ответственность юридических лиц в виде штрафа за перевозку без договора и других необходимых документов. Штраф при этом может достигать 300 тысяч рублей. Контролировать перевозчиков на предмет законности перевозок планируют начать с 1 июля. К этому времени всех легальных перевозчиков обещают обеспечить двумя необходимыми документами – это карта маршрута и свидетельство маршрута.

Напомню, что субсидии на перевозки из областного бюджета в 2009 году составляли 670 млн рублей, в 2014 году – 570 млн, в 2015 – порядка 300 млн, то есть прошло снижение. А по проведенным оценкам сумма нелегальных денег, которые крутятся в регионе в этой отрасли, больше 800 млн в год. Если мы решим проблему легализации, в принципе не потребуется никаких субсидий и не должно быть резкого увеличения цены. Транспорт будет заполнен, перевозчики смогут обеспечить безубыточную деятельность, – считает БЕЛОВ.

Предприниматели, по данным министра, особенно недовольны введением обязательной системы мониторинга на базе ГЛОНАСС, которую минпром будет реализовывать совместно с ГУ информационных технологий. Перевозчики должны будут предоставлять в систему сведения о параметрах движения, о месте нахождения транспортного средства, о прохождении водителями медицинского осмотра. Но беспокоятся, как считает БЕЛОВ, в основном те предприниматели, которые работают в теневом секторе, а с остальными проблем не возникает, и уже сейчас в системе зарегистрировано почти 3000 автомобилей.

Еще один способ урегулировать рынок, которым власти планируют пользоваться, – формирование пакетных лотов. «Частник не очень любит ездить по маршрутам между поселениями и по плохим дорогам, – пояснил Виктор БЕЛОВ, – это мы Облавтотранс можем заставить поехать по убыточному маршруту, а предприниматели бьются за маршруты вокруг Омска. И мы настаиваем на том, чтобы муниципалитеты формировали лоты пакетами. Это право организатора конкурса».

В целом коллапса, как заявил министр, в отрасли не предвидится, но есть определенные проблемы, которые надо решать.

По мнению спикера ЗС Владимира ВАРНАВСКОГО, задача легализации перевозок зависит и от позиции самих жителей:

Есть недобросовестные перевозчики, у которых в полном автобусе продается один-два билета, и в итоге складывается мнение, что маршрут нерентабельный. Жители должны требовать от перевозчика законный  билет, и от этого будет зависеть сохранение этих маршрутов.

Опасения высказал и депутат, главврач областной клинической больницы Константин ПОЛЕЖАЕВ, рассказавший, что и сейчас многие населенные пункты не имеют регулярного сообщения, и для того чтобы добраться до областной больницы, жители вынуждены скидываться и нанимать машину. Виктор БЕЛОВ здесь не обнадежил, заявив, что каждый район будет решать данный вопрос самостоятельно, индивидуально определяя потребность, и из каких-то поселений автобусы, возможно, будут ходить не каждый день, а три-четыре раза в неделю.

Много сомнений выразили депутаты и по вопросам организации контроля за перевозками. «Беседую с перевозчиками и вижу, что они не боятся нового закона, потому что не верят в его исполнение. Вот увидите, маршрутные карты подделают и будут ездить, уже сейчас половина страны на поддельных страховых полисах катается. Самый главный пробел – отсутствие контроля», – отметил депутат Виктор ЖАРКОВ. По мнению же БЕЛОВА, закон позволит прижучить всех нелегальных перевозчиков – и юрлиц, и физлиц и так называемые заказные перевозки: «Если государство не дрогнет, будет жестко стоять, то проблема решится».

Как считает депутат Алексей ПРОВОЗИН, к нарушителям нужно почаще применять не административное, а уголовное законодательство, например статью за незаконное предпринимательство, и порядка сразу станет больше. Лидер фракции КПРФ в Заксобрании Андрей АЛЕХИН в свою очередь оценил ситуацию пессимистично: он считает, что одним махом оставлять без субсидий отрасль нельзя и нерегулируемые тарифы здесь не помогут, потому как по высокой цене люди просто не смогут ездить. В ходе обсуждения он обратился к губернатору с предложением изыскать еще 150 млн рублей в бюджете на компенсации перевозчикам, чтобы денег хватило и на второе полугодие.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2016/mart/01_kv_08_covmjpg/obem-nelegalnyh-perevozok-v-omskoy-oblasti-otsenen-v-800-mln-rubley-ezhegodno