Михаил ДЕРЕВЯНКО: «Лет через пять клиенты не будут звонить в заведения, а станут заказывать услуги либо через Интернет, либо с помощью приложений»

Дата публикации: 10 августа 2017

С 1 по 20 июля в Омске проходил Российско-китайский бизнес-инкубатор.

В нем участвовали молодые бизнесмены — авторы самых интересных проектов из разных сфер деятельности. «КВ» расскажут о некоторых их них.

Молодежь покоряет бизнес в разных сферах деятельности, но одной из самых популярных остаются современные технологии, в том числе ИТ-индустрия. Корреспондент «КВ» Анастасия ИЛЬЧЕНКО встретилась с Михаилом ДЕРЕВЯНКО – одним из соучредителей ООО «Будущее сегодня», создавшим агрегатор сферы услуг Shelme.

— Михаил, впервые вы занялись бизнесом семь лет назад. Что это был за проект?

— Розничная торговля в сфере сотовой связи. Мы закупали сим-карты сотовых операторов и продавали их в селах Омской области. Затем наш бизнес постепенно перерос в сеть салонов сотовой связи.

— Этот бизнес и сейчас существует?

— Да. В 2015 году я продал свою долю бизнеса партнеру, и, насколько знаю, недавно он реализовал всю сеть. Она немаленькая: у нас было около 20 салонов связи под брендами операторов. Пробовали сделать свой бренд, но для этого много средств нужно было вложить в маркетинг.

— Как появился проект агрегатора Shelme?

— В ноябре 2015 года у нашей команды из трех человек зародилась идея создать сервис, с помощью которого можно было бы пользоваться всей сферой услуг. Сегодня существует большое количество аналогов, но они достаточно узконаправленные, и потребителю приходится устанавливать на смартфон сразу несколько приложений: одно – для заказа еды, второе – для бронирования ресторанов, третье – для автомоек. В декабре 2015 года мы организовали юридическое лицо и до августа 2016-го вели техническую разработку. 17 августа прошлого года вышли с нашим продуктом на рынок. Омск стал первым пилотным регионом. Около полугода решали различные технические вопросы и с января стали масштабировать продукт по другим регионам.

— И где сейчас работает ваше приложение?

— В Новосибирске, Екатеринбурге, Краснодаре и Томске. Пока пять регионов, включая Омск.

— А что означает Shelme?

— Это аббревиатура английских слов «SHare yousELf tiME». То есть «раздели свое время», ведь с помощью нашего сервиса можно планировать свое время. Мы изначально затачивали его под англоговорящий рынок, рассчитывая, что когда-то выйдем за пределы России.

— У вас есть информация, кто чаще всего пользуется агрегатором?

— Конечно, мы собираем аналитику. В основном наши клиенты — молодые люди в возрасте от 18 до 35 лет, которые являются активными пользователями Интернета, различных сервисов, приложений и любят экономить, причем не только свое время, но и деньги.

— А каким образом приложение помогает экономить деньги?

— Мы за каждое посещение заведения через наш сервис начисляем потребителю бонусные баллы, он может ими рассчитаться в любом заведении, которое подключено к нашему сервису. Например, сегодня сходил с друзьями в ресторан, система начислила бонусные баллы, а завтра рассчитался ими в парикмахерской. Можно оплатить баллами до 100 процентов стоимости.

— Михаил, как вы договариваетесь с заведениями по предоставлению скидок?

— Мы заключаем с ними договор, по которому они платят комиссию за каждого приведенного клиента. И уже из нее мы выделяем средства на бонусный баланс потребителю, а также на развитие, маркетинг, зарплаты сотрудникам. Причем в нашем сервисе можно рассчитаться не только наличными, но и с помощью банковской карты. Мы используем технологию, которую применяют компании такси, когда пользователь привязывает карту к номеру телефона. Когда человек рассчитывается бонусами, заведение видит это как расчет по карте, а мы компенсируем эти бонусные баллы предприятию.

— Если говорить о маржинальности вашей деятельности, насколько она велика?

— У нас комиссия составляет от 10 до 30 процентов в зависимости от сферы и условий. Есть различные пакеты, и чем больший объем услуг, тем ниже комиссия, а бизнес с их помощью может увеличить поток клиентов.

— Что входит в такие пакеты?

— Например, профессиональная фотосессия, чтобы можно было выложить красивые фотографии на нашем сервисе, пиар-акции, промо-акции.

— И все-таки это высокомаржинальный бизнес?

— Я бы не сказал, потому что сервис на одну транзакцию зарабатывает максимум пять процентов. Поэтому здесь огромную роль играет большое количество транзакций и клиентов.

— И много у вас клиентов?

— Не скажу, что большое количество. В Омске их порядка 300 и в других регионах тоже всего около 300. Мы только заходим в эту нишу. Предприятия еще не осознают, что рынок меняется: лет через пять клиенты не будут звонить в заведения, а станут заказывать услуги либо через Интернет, либо с помощью приложений. Это можно увидеть по рынку такси: в моем окружении из 10 человек только один звонит еще по старинке, остальные заказывают через Интернет. То же ожидает и остальную сферу услуг. Пока процесс подключения заведений идет сложно. Это основная наша проблема: предприниматели не хотят делиться комиссией, они не понимают, что мы вкладываем деньги, чтобы привести пользователя к ним. Обычно бизнес развивают так: распечатали листовки, разложили по почтовым ящикам и ждут, когда люди придут. В нашем же случае организации платят, только когда получают деньги в кассу. И многим пока сложно перестроить менталитет. На Западе такая система уже хорошо работает, в Китае каждый второй пользуется агрегаторами.

— Кто попал в эти три сотни омских организаций?

— Большая часть — рестораны, потому что в общественном питании сейчас тенденция к кризисной ситуации, и они за каждого гостя готовы платить. В сфере красоты эта проблема не такая явная, потому что люди в любом случае пойдут в парикмахерскую. Сфера развлечений тоже достаточно хорошо идет на контакт. Например, сауны, центры паровых коктейлей, как их сейчас политкорректно называют.

— Центр паровых коктейлей?

— Да, это кальянные. То есть места, куда люди приходят провести досуг.

— На какой участок работы вы сейчас делаете акцент?

— Сконцентрированы на том, чтобы закрепиться в регионах, где присутствуем, потому что конечный потребитель достаточно требовательный. Когда проводим аналитику, то клиентов, которые скачали наше приложение, а потом не стали пользоваться, спрашиваем, почему. И подавляющее большинство объясняет, что не увидел заведений, куда он ходит. Поэтому количество заведений играет решающую роль. Также мы заметили, что нашим сервисом часто пользуются люди, которые не являются жителями данного города. И это логично: если я поехал в Новосибирск, у меня там нет ни одного заведения, куда я обычно хожу. Для них наш сервис полезен, они могут предварительно полистать фотографии, посмотреть цены, почитать отзывы и записаться. Поэтому у нас на Российско-китайском бизнес-инкубаторе фокус и сместился на туристов: в Китае у россиян возникает та же проблема, но она усугубляется языковым барьером, отсутствием возможности записаться в заведение по телефону (мало кто знает китайский язык). И мы сейчас сфокусированы на развитии и этого направления.

— Вы нацелены на Китай, но ведь это не самая туристическая страна?

— После того как Россия сделала поворот на Восток, Китай стоит на втором месте по посещаемости. На первом – Финляндия. За 2016 год эту страну посетило более 3 млн туристов из России. Но это потому, что рядом Санкт-Петербург, его жители могут каждые выходные пересекать границу. В Китай же ездят частные туристы на длительный срок. В прошлом году Росстат зафиксировал там 1 млн 600 тыс. российских туристов.

— На другие страны вы будете распространять вашу идею?

— Конечно, китайский проект является пилотным. У нас здесь появилась реальная возможность наладить контакты с бизнесом и запустить проект. Но параллельно налаживаются и контакты со странами-лидерами турпотока из России. За полтора года мы посетили достаточно большое количество мероприятий, в том числе международных, и с пятеркой лидеров уже есть кое-какие связи.

— Насколько реально заключение договоров с Китаем?

— Опыта международного сотрудничества у меня пока нет, поэтому однозначно сказать, будем ли мы с ними сотрудничать, не могу. Есть определенные особенности, которые нужно учитывать. Например, нет гарантии, что, когда китайский партнер говорит: будем работать, мы с ним заключим договор. Все покажет ответный визит в августе в Китай, где мы проведем переговоры.

Справка

Михаил ДЕРЕВЯНКО родился 24 октября 1984 года в Омске. В 2001 году окончил гимназию № 43 и поступил в Институт «Ин-яз. Омск» (английский и французский языки). В 2006 году получил диплом и пошел служить в армию. Службу проходил с 2006-го по 2007 год в дивизии им. Дзержинского в Подмосковье. Работал в компании «Мегафон» и некоторых других на разных должностях — от крупье в казино до менеджера по продаже автомобилей. В 2011 году окончил экономический факультет ОмГУ им. Достоевского. В 2010 году организовал свой первый бизнес. В 2015 году стал одним из учредителей и директором по развитию проекта «Агрегатор сферы услуг Shelme» ООО «Будущее сегодня».

Женат, воспитывает двух дочерей.

Материал подготовлен при организационной и финансовой поддержке ООО «Омсктехуглерод»



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2017/avgust/-30/93475