Все рубрики
В Омске среда, 17 Апреля
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 94,0742    € 99,9341

Нижнеомскому району срочно требуется переработчик молока

21 июня 2017 11:09
1
3849

Причиной того, что в этом районе самая низкая закупочная цена на молоко, местные предприниматели считают закрывшийся молзавод

Поводом для поездки представителей министерства сельского хозяйства и журналистов в Нижнеомский район стала низкая закупочная цена на молоко. Речь не о молзаводах, а о перекупщиках, которые работают непосредственно с ЛПХ, сельскими жителями, держащими подворье.

Полтора часа пути по растрескавшемуся асфальту до Нижней Омки — и мы у районной администрации. Забираем специалиста и главного редактора местной газеты «Восход» Татьяну УЛАНОВУ. Они по пути рассказывают о жизни района. Например, объяснили, почему глава района с нами не поехал: 6 июля в Нижней Омке откроется XLVII областной спортивно-культурный праздник «Королева спорта», и сейчас идут финальные приготовления.

Сопровождающие журналистов специалисты минсельхоза обозначили задачу: узнать у закупщиков молока, почему они берут его по 12-14 рублей, если средняя цена по области составляет 16 рублей за литр.

«Брошенная деревня»

Первая остановка – сельское поселение Хортицы. У ворот дома нас встречают муж и жена – Николай и Марина МОРДАТЕНКО. Они в 2014 году создали КФХ и тогда же получили грант «Начинающий фермер». 26 лет занимаются молочным животноводством и растениеводством, а с января  начали прием молока у населения. Поскольку знают, по какой причине мы приехали, сразу говорят цену. В своем поселении молоко принимают по 14 рублей за литр, в деревне Виноградовке — по 13 рублей. Марина МОРДАТЕНКО объясняет ситуацию с этой деревней: «Никто не хотел у них принимать молоко, там люди сидели без денег и без работы. Нам их просто жалко, поэтому мы стали ездить. Можете посмотреть, какая там убийственная дорога и как в Виноградовке живут люди».

Реализуют молоко фермеры по 16 рублей ООО «Сельские просторы» (директор Александр Николаевич РОСЛЯКОВ). Как позднее объяснил представитель минсельхоза, это один из крупнейших в регионе перекупщиков, который накапливает значительные объемы молока, а потом сдает их на переработку молзаводам. Претензий к ООО «Сельские просторы» у четы МОРДАТЕНКО нет: компания сама забирает молоко и каждые пять дней регулярно рассчитывается.

Когда разговор переходит на тему поиска другой точки сбыта молока, фермеры оживляются и объясняют, что вариантов нет. Они уже пробовали сдавать продукцию ИП Вагнер в Калачинске, но там цена приема была еще меньше: сначала 15 рублей, а летом упала до 14. Фермеры уже думают о выходе на собственное производство готовой продукции, но на это требуются средства.

Спрашиваем, не жалуются ли люди на низкую цену. Чета МОРДАТЕНКО искренне удивляется: «Да вы что, они еще и спасибо говорят, ведь до нового года цена была 11 рублей. Спросите у любого! Наоборот, виноградовские теперь говорят: «Ой, я еще нетель оставлю, если стоимость будет такая». Люди радуются, что хоть какая-то цена есть. Для них 13 рублей — счастье. Сегодня поеду рассчитываться, они уже ждут деньги, тем более завтра – базарный день. Виноградовка – это брошенная деревня, сегодня в первый раз к ним автобус пойдет». В эту «брошенную» летом фермеры ездят за молоком напрямую, а зимой приходится делать крюк через Нижнюю Омку – дороги нет. А молоко там сдают 11 дворов. По словам фермеров, местные жители живут только на доходы своего хозяйства, поэтому для них важно реализовывать продукцию.

Марина МОРДАТЕНКО недоумевает по поводу нашего интереса к сложившейся цене, объясняет, что в последние годы она составляла 11-12 рублей, что когда начала закуп молока, то подняла существующую цену до 14 рублей за литр, и другим перекупщикам, работающим в их поселении, пришлось последовать ее примеру, чтобы сдатчики молока не ушли к конкурентам. Она опасается, что летом цена может упасть у ООО «Сельские просторы» и ей тоже придется опускать закупочную цену. «Мы работаем с населением на пределе рентабельности. У нас ведь танкер стоит, его охлаждать надо», — поясняет Николай МОРДАТЕНКО.

Начальник отдела переработки и товарного рынка минсельхоза Константин ЦЫПЛЕНКОВ беседует с фермерами, рассказывает о том, как хозяйство с помощью социального лифта может развиваться дальше. Один из этапов — создание кооператива, в рамках которого приобретение молоковозов, танкоохладителей  для самостоятельных взаимоотношений с молзаводами становится возможным. Сейчас же фермеры могут сдавать молоко либо в близлежащие райцентры, где есть переработка (а ни в Нижней Омке, ни в Горьковском ее нет), либо соглашаться на условия тех, кто забирает молоко сам.

В село Новотроицкое, куда нам еще предстояло ехать, наши собеседники не стали заходить с закупом молока. Причины понятные – плохие дороги и большое расстояние, что влечет дополнительные затраты.

Специалист районной администрации объясняет, что по документам с января по май МОРДАТЕНКО закупили у населения 20 с лишним тонн молока, ЧЕРКАШИН – 116 тонн, ГРЕБЕНЦОВ – 67 тонн, ШУБИН – 48,6 тонны (Новотроицкое).

Впервые всплывает в разговоре имя главы агрохолдинга «Настоящий фермер» Дмитрия КАРЕВА. Оказалось, что МОРДАТЕНКО так же, как и все, сдавали молоко на Нижнеомский завод, только через других приемщиков, поэтому не пострадали, когда предприятие закрылось.

«КАРЕВ нас кинул»

Едем дальше. Следующая остановка – сельское поселение Ситники. Там нас уже ждет в помещении сельсовета индивидуальный предприниматель Татьяна ЧЕРКАШИНА. Она не слишком довольна нашим визитом и начинает разговор с многообещающего риторического вопроса: «Зачем вы приехали, вы ведь даже не знаете, что такое молоко!». Пропускаем мимо ушей и знакомимся.

Они с мужем индивидуальные предприниматели, 15 лет занимаются закупом молока у населения. Ежедневно собирают 4 тонны молока с нескольких деревень в округе. В прошлом году цена закупа была 12 рублей, с начала этого — по 14. Сдают сырье предприниматели ООО «Экомол» по 20 рублей за литр. Как выясняется, это еще один крупный перекупщик.

Простой подсчет показывает, что маржа составляет 6 рублей. Татьяна ЧЕРКАШИНА напоминает нам про свои расходы: зарплату водителей, солярку, колеса, которые на местных дорогах «летят», охлаждение молока до 4 градусов (требование сборщика), только на фильтры для молоковозов уходит около 6 тысяч рублей. В отличие от МОРДАТЕНКО ИП ЧЕРКАШИНЫХ самостоятельно вывозит молоко в город, у них для этого есть специальный транспорт.

Разговорившись, Татьяна ЧЕРКАШИНА рассказывает грустную историю. «Вы, наверное, слышали, как в 2014-2015 годах КАРЕВ нас кинул на 3,5 млн рублей? Он нам не отдал не то что деньги, а даже сломанные КамаЗы без документов. Мы хотели хоть их забрать. С людьми мы рассчитались: брали кредиты, я обобрала всех родственников, чтобы не было судебного разбирательства, — рассказывает предпринимательница и добавляет: — А на маслозавод два раза в неделю продолжает ходить машина. Что они там делают, я не знаю. Доступа туда никому нет».

Сейчас ЧЕРКАШИНЫ сдают молоко другой организации – ООО «Экомол», но и там случаются задолженности по 200 – 300 тысяч рублей. Предпринимательница считает, что это совершенно нормально. На вопрос, почему они не сдают на другие предприятия, удивляется: «На какие? Где у нас предприятия? Нижнеомский завод закрыли, в Горьковском закрыли». По ее словам, на омских заводах при приемке молока занижается жирность, белок и, соответственно, снижается закупочная цена.

В помощь государства предпринимательница не верит: «Мы работаем 15 лет. Нам никто никогда не протянул руку помощи. Почему не помогли с КАРЕВЫМ? Все знают, что он мошенник, но никто не может помочь. Где правосудие? Значит, мы должны поступать с людьми по совести и по закону, а он? Когда мы стали бастовать, он нам отдал 100 тысяч, но нас заставили возобновить работу — не только районная администрация, но и областная, и прокуратура. Сказали: «Люди возмущаются, что молоко не принимают. Вы должны начать сбор молока, иначе к вам будут применены меры».

На вопросы представителей министерства, согласна ли она покупать молоко дороже, Татьяна ЧЕРКАШИНА обусловила: «Если вы нам найдете завод, который будет принимать дороже». Вместе с тем Константин ЦЫПЛЕНКОВ  пояснил журналистам, что для сборного молока 20 рублей – очень хорошая цена, что молзаводам невыгодно работать с массовым поставщиком, им нужны крупные объемы молока.

Бездомный ИВАНОВ

Прощаемся с Ситниками и едем в последний пункт назначения – село Новотроицкое, там в сельской администрации нас уже давно ждут. Дорога грунтовая, разбитая, но местные говорят, что это еще не самая плохая в районе. Нас встречает Светлана ШУБИНА. С ноября 2016 года она глава сельского поселения. Ее супруг Николай ШУБИН – индивидуальный предприниматель, который занимается закупом молока.

Как и ожидалось, главной причиной низкой закупочной цены молока Светлана ШУБИНА назвала плохие дороги. Чтобы собрать молоко с окрестных деревень, их машина проезжает 134 километра по бездорожью. Второй причиной, по ее мнению, является закрытый Нижнеомский маслозавод. Им с мужем предприятие должно 1 млн 477 тысяч рублей. Они подавала заявление в арбитражный суд, выиграли его, но пока предпринимателям не отдали ни копейки. Все дело в том, что по документам молоко у них принимало некое ООО «Север», а не Нижнеомский маслозавод. Приставы смогли найти хозяина этого «Севера». Им оказался бездомный по фамилии ИВАНОВ, с которого невозможно ничего получить. Между тем, как и ЧЕРКАШИНЫ, населению они все долги выплатили. По информации собеседницы, Дмитрий КАРЕВ должен только Нижнеомскому району 11 млн рублей, кроме этого – Горьковскому и Новосибирской области. Между тем местные говорят, что Нижнеомский маслозавод и сегодня работает по ночам и продает масло.

Сейчас предприниматели покупают у населения молоко за 12 рублей и сдают его ИП ЧЕРКАШИН по 16 рублей за литр. «Что надо сделать, чтобы цена поднялась? Открыть в Нижней Омке маслозавод, сделать фиксированную цену. Тогда мы будем работать напрямую с маслозаводом. И если он мне будет платить 25 рублей, 20 я буду отдавать населению», — рассуждает Светлана ШУБИНА.

Они с мужем занимаются закупом молока с 2009 года, сегодня обслуживают четыре поселения.  Жалуются, что, когда начинали работать, собирали молоко у 70 сдатчиков, а сегодня набирается лишь 30 дворов. Причем некоторые люди сдают всего по 3-5 литров молока, чтобы заработать хоть небольшую денежку. Причина – безработица на селе. В Новотроицком, некогда огромном поселении, сегодня работа есть всего у нескольких человек: восемь работают в школе, один в больнице, один на почте.

На этом наш визит в Нижнеомский район завершился. Как пояснил Константин ЦЫПЛЕНКОВ по итогам поездки, с погашением задолженности министерство помочь предпринимателям, действительно, не может, а вот посодействовать решению вопроса с рынком сбыта молока обещал в ближайшее время. Что касается глобального решения проблемы, Константин ЦЫПЛЕНКОВ пояснил: «Самым оптимальным для предпринимателей было бы создать потребительский кооператив, получить грант на приобретение материально-технической базы, на него купить необходимое оборудование, в том числе   автотранспорт. Тогда можно уже своими силами поставлять молоко на завод, минуя посредническое звено. Заготовители могут объединиться, купить новый автотранспорт, холодильное оборудование и вывозить хороший объем молока – 4-5 тонн – на большие предприятия». Подобный кооператив уже создан в Тюкалинском районе, готовится  - в Усть-Ишимском. Все новое – это хорошо забытое старое.

Комментарии
облако 26 июня 2017 в 20:08:
Когда же наконец прокуратура разберется с этим Каревым? Стольких людей обманул на миллионы!
Показать все комментарии (1)

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.