«У нас не коровы уменьшаются, у нас уменьшается население»

Дата публикации: 15 марта 2017

Депутаты Заксобрания и районные главы обсудили причины снижения поголовья КРС

9 марта комитет Заксобрания по аграрной политике, природным ресурсам и экологии обсудил, как в регионе ведется закуп продукции у личных подсобных хозяйств. Разговор шел прежде всего о реализации «личниками» молока, но плавно свелся к масштабным проблемам села – дорогам, транспорту, безработице.

Замминистра сельского хозяйства Омской области Лариса МАШИНСКАЯ подробно представила официальные данные. По ее словам, излишки молока и мяса у сельчан закупают переработчики через заготовителей, а также на стационарных молокоприемных пунктах. Кроме того, производители могут реализовывать продукцию на ярмарках. На территории 10 районов – Большеуковского, Знаменского, Крутинского и других – перерабатывающие молоко предприятия отсутствуют. Закуп молока в ЛПХ при этом ведется в 26 районах региона, за исключением Усть-Ишимского, Тевризского, Знаменского, Муромцевского, Седельниковского и Большеуковского.

При этом минсельхоз предоставляет через местные бюджеты субсидии гражданам на сданное молоко. Размер субсидии составляет 2,6 рубля на 1 литр, софинансирование из местных бюджетов – всего 0,1%. Получают субсидии сегодня порядка 10 тысяч граждан. В 2014 году объем закупленного в ЛПХ и просубсидированного молока составил 48,2 тысячи тонн, в 2015 году – 40,7 тысячи тонн, в 2016 году – 39,1 тысячи тонн. Средние закупочные цены по прошлому году варьировались в разных районах от 10,5 рубля до 17,65 рубля за кг. В отдельных районах в летний период цена падала до 10 рублей за литр. На снижение объемов реализации молока в 2016 году, по словам МАШИНСКОЙ, оказало влияние несколько факторов: низкие закупочные цены, плюс паводок, из-за которого заготовители не могли проехать в населенные пункты, также сказалось ухудшение расчетов за сданное молоко. Больше всего закупщики задолжали за молоко гражданам Нижнеомского и Горьковского районов.

В 2017 году, как сообщает минсельхоз, субсидии на молоко для «личников» сохранят, правда, средства в бюджете пока предусмотрены только на первый квартал, но очередными изменениями в бюджет расходы на эти цели обещают увеличить.

Закуп мяса, как заявила МАШИНСКАЯ, ведется во всех районах либо заготовителями, либо непосредственно мясоперерабатывающими предприятиями. Однако в семи районах по-прежнему отсутствуют убойные пункты, что осложняет выполнение требований законодательства при заготовке мяса для дальнейшего оборота. Что касается овощей, здесь на ЛПХ приходится основной объем. Так, по произведенному в регионе картофелю на долю сельхозорганизаций приходится всего 5%, на долю КФХ – 3%, на долю населения – оставшиеся 92%. По остальным овощам пропорция немного другая: 16% – сельхозорганизации, 6% – КФХ и 81% – население. Но, несмотря на это, по поставкам в город Омск сельхозорганизации и КФХ лидируют.

Также замминистра напомнила, что с 2015 года Минсельхоз России поддерживает грантами сельхозкооперативы. Но с этим в регионе пока напряженка – в 2015 году такие гранты получили всего два кооператива, в 2016 году – только один.

В качестве примера был рассмотрен Исилькульский район. Начальник сельхозуправления администрации этого района рассказал, что за 2016 год у исилькульских ЛПХ было закуплено 3300 тонн молока, просубсидировано из них немногим более 2900 тонн на общую сумму 7,6 млн рублей.  «Для стабильного развития ЛПХ надо решить следующие задачи: увеличить субсидии на молоко, реализуемое на промышленную переработку, до пяти рублей за литр,предоставлять субсидии гражданам, ведущим ЛПХ, на возмещение части затрат на приобретение техники, компенсировать часть затрат на корма, организовать искусственное осеменение коров и обеспечить стабильные закупочные цены на молоко и мясо», – заявил депутатам представитель района.

Глава Русско-Полянского района Анатолий ЖОРОВ добавил, что к сдерживающим факторам относится еще и удаленность поселений, из-за чего закупщики не изъявляют большого жалания ездить по деревням.«Сейчас есть у нас только один закупщик молока – из Нововаршавского района. Также происходит и снижение поголовья КРС, это связано с тем, что нет реализации, низкая сдаточная цена. По животноводческой продукции есть один убойный цех, в этом году закончим второй, проблем с реализацией мяса нет», – рассказал ЖОРОВ.

Лариса МАШИНСКАЯ при этом предположила, что дело, возможно, и не в том, что снижается поголовье, а в том, что снижается закуп. «Часть районов в прошлом году в целом небольшое снижение показали, но есть районы, где увеличился закуп, например, Марьяновский, Полтавский, Одесский», – рассказала она.

По наблюдению минсельхоза, снижение поголовья прошло именно в тех районах, где закупщикам помешал работать паводок. А те закупщики, которые платят за молоко гражданам по 12-13 рублей, взяты на карандаш и приглашены к министру на воспитательную беседу.

– За счет чего поголовье будете восстанавливать? – продолжали пытать глав депутаты, ссылаясь на то, что 2017 объявлен в регионе Годом животноводства.

– Я не хочу никого из вас обидеть, но не все вы жили в сельской местности, – заявил на это ЖОРОВ. – Если частник 4–5 голов коров будет держать, это 365 дней в году, это кабала! Вы не представляете, какая. Сейчас не 70-е годы, молодое поколение этим заниматься не будет.

– Я вырос в деревне, я со всем этим сталкивался, и коров держал, и свиней, и кроликов, – возразил депутат Сергей ГОЛОВАЧЕВ.– Сейчас на самом деле с этим сложно. А потому, может, надо подумать, нужно ли сдерживать падение скота в личных хозяйствах? Или, может, вообще этого делать не нужно, раз нерентабельно держать корову, потому что некуда деть продукцию. Может, на мясо нужно делать упор, на мед. То, что нелогично, все равно жить не будет. И мы, скорее, должны поддерживать огоньки хозяйствующие, чтобы люди ходили работать на эффективную ферму, и чтобы они отрабатывали зарплату, а не пытались сами заработать, мучались за эти 10 литров молока с коровы. Понятно, что поддержка для ферм при этом более сложная и дорогая.  

В разговор включился глава Нижнеомского района Анатолий СТАДНИКОВ.

– Пока не будет внимания селу, там жить никто не будет. У нас не коровы уменьшаются, у нас уменьшается население, надо правде в глаза смотреть. Мы в течение первого квартала в каждом населенном пункте встречались с населением. Задаются одни и те же вопросы: скажите, как нам до Омска добраться сегодня. Я ответить не могу. Мы в Омской области вернулись по транспортному обслуживанию в 1966 год, когда я учился и добирался до города ровно сутки. О какой молодежи говорить, когда студенты не могут ни уехать, ни приехать?

Проблемы с закупом молока, по словам СТАДНИКОВА, возникли в районе из-за задержки расчетов со стороны переработчика. «Сегодня наш маслозавод, который вроде как и не наш, в Казани зарегистрирован, должен сдатчикам за 2015 год 9,7 млн рублей. И куда мы только ни обращались, нет управы, никто нам не помог в этом вопросе. Благо, что сборщики нашли другой рынок сбыта, сбывают в Новосибирскую область, где сразу отдают деньги, кто-то в город привозит. В итоге люди снова стали доверять, и хоть коров стало меньше, а сдавать стали больше», – рассказал СТАДНИКОВ.

– Вы исполнительная власть, и если вы со сдатчиком не можете разобраться, то это проблемы ваши! Вашей силы, вашей воли! – не согласился с позицией главы района депутат ВЕЛИЧЕВ. – Мы тоже избирались от того народа, от которого вы выступаете. Но мы в этом случае в отличие от вас не отвечаем за автобусное сообщение, мы должны вас заставить это сделать!

Председатель комитета Анатолий БЕЗЗУБЦЕВ стороны примирил, подчеркнув, что повышенный тон как раз и свидетельствует о том, что вопрос очень серьезен.«К сожалению, ничего мы не услышали сегодня по организации закупа по другим видам продукции, кроме молока. Не молоком единым жива деревня. Для всех районов не может быть одной формулы. Хотелось бы от минсельхоза получить план конкретных мероприятий по поддержке закупа в связи с Годом животноводства. Проблемы существующие давайте еще раз обострим», – подытожил разговор он.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2017/mart/10/u-nas-ne-korovy-umenshayutsya-u-nas-umenshaetsya-naselenie